Китай, Юго-Восточная Азия и ЕАЭС в новой геоэкономике

Евразийская синергия и санкции

В мае 2022 года ЕАЭС исполняется 8 лет. За эти годы пять стран — Россия, Казахстан, Армения, Киргизия и Белоруссия сформировали единый таможенный кодекс и союзный договор, которые открывают рынки капитала, трудовых ресурсов и торговли друг друга. «Вступая в ЕАЭС, государства не поступаются своим суверенитетом, каждое государство обладает одинаковым голосом, независимо от объема экономики или численности населения», — отметил недавно Дмитрий Вольвач, заместитель министра экономического развития.

РОСТ СОВОКУПНОГО ВВП ВСЕХ СТРАН — ЧЛЕНОВ СОЮЗА ЗА 2016–2021 ГОДЫ СОСТАВИЛ 9,6%. ИЗ НИХ ПОЧТИ 0,7%, ЧТО, ПО НАШИМ ОЦЕНКАМ, БОЛЕЕ $10 МЛРД, — ЭТО ВКЛАД ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. ДЛЯ РОССИИ ПРИ РОСТЕ РЕАЛЬНОГО ВВП В ПЕРИОД С 2016 ПО 2021 ГОД НА 9% ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ СОСТАВИЛ 0,4%, ИЛИ ПОЧТИ $7 МЛРД.

До введения санкций страны Cоюза
и Россия генерировали положительный эффект от синергии. После разворачивания санкционного давления в полную силу взаимопроникновение экономик  ЕАЭС усилится, из-за чего негативное влияние санкций на экономику России почувствуют все страны Союза. При том, что у стран есть инструменты для демпфирования негативных последствий, однако полностью свести их на нет вряд ли получится.

Речь может идти как о прямых эффектах, так и о косвенных. Под прямыми эффектами следует понимать обнуление таможенных пошлин на полгода почти по тысяче товарных позиций — это 11% всего перечня ТН ВЭД. Стоимостный объем такого импорта только для России составит около $15 млрд. К числу последствий следует также отнести переход к расчетам в национальных валютах с Россией. Санкции уже стали мощным стимулом для перехода на расчеты в национальных валютах и развития национальных платежных систем.

ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС ДОЛЯ ДОЛЛАРА СОКРАТИЛАСЬ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 6 П.П. — С 26,3% В 2014 ГОДУ ДО 20,0% НА КОНЕЦ 2020 ГОДА, ПРИВОДИТ ДАННЫЕ СТАТИСТИКИ СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ.

Смена направления

Евроазиатская пятерка рискует попасть под санкции США вслед за Россией в той же мере, в какой это уже произошло с Белоруссией. Однако при этом российский бизнес, лишившись возможности торговать с Евросоюзом, развернется к ЕАЭС, сделав попытки проникнуть на рынки других стран через страны — члены Союза.

По прогнозным оценкам Минэкономразвития, совокупный физический объем российского экспорта сократится только на 3%, а стоимостный — вырастет на 12%. Главную роль в сохранении высоких показателей экспорта будет играть переориентация поставок с недружественных на нейтральные страны.

В ФИЗИЧЕСКОМ ВЫРАЖЕНИИ ЭКСПОРТ В НЕЙТРАЛЬНЫЕ СТРАНЫ ВЫРАСТЕТ НА 22%, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЕАЭС — НА 19%. ЦЕНЫ НА ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА ПОДНИМУТСЯ НА 30–70%, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ СОВОКУПНЫЙ СТОИМОСТНЫЙ ЭКСПОРТ В НЕЙТРАЛЬНЫЕ СТРАНЫ ДОСТИГНЕТ 53%.

Переориентация на нейтральные страны и рост импортных цен на 10–60% позволят сгладить спад. Так, при снижении импорта из санкционных стран на 47% поставки из нейтральных стран сократятся меньше — на 32%. В стоимостном выражении падение импорта из санкционных стран снизится на 44%, а из нейтральных стран — только на 11%.

Роль Китая

России следует быть готовой выдерживать санкционный удар США и западных стран в условиях ограниченной поддержки Китая, полагают эксперты. Опыт и первых месяцев новых санкций, и санкционного противостояния после 2014 года показывает, что Китай не станет жертвовать своими экономическими интересами, чтобы поддержать Россию. Тогда, 8 лет назад, обратившись за ликвидностью в китайские банки, российский бизнес получил отказ. Вероятнее всего, и сейчас иметь дело с россиянами будут исключительно те банки и компании, которые уже сами находятся под санкциями.

«Американские санкции повлияли и на китайские коммерческие банки, работающие в долларовой зоне, которые предпочли прекратить обслуживание российских клиентов. Товарооборот России с ЕС и США закономерно снизился, а с КНР вырос. В период 2014–2020 годов в денежном выражении товарооборот России с КНР вырос на 17,8% с 88,4 млрд долл. до 104,1 млрд долл», — подсчитал Сергей Глазьев, министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии.

Выстраивая свою экономическую политику, Китай действует прагматично и исходит из достижения целей за пределами краткосрочных и среднесрочных периодов. На практике это выливается в дистанцирование от украинского конфликта китайского руководства, которое называет его проблемой европейской безопасности. «Пекин продолжает критиковать антироссийские санкции, но дает понять, что в этом вопросе его интересуют прежде всего китайские корпорации, которые, развивая сотрудничество с Россией, могут попасть под вторичные санкции США и интересы которых Китай будет защищать», — комментирует Сергей Луконин завсектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН имени Е.М. Примакова.

Смена стратегического мышления

«До событий на Украине в 2014 году китайская риторика строилась на том, что Запад, конечно, неправ, но Россия делает ситуацию намного хуже, реагируя на эти провокации. По окончании Крымской весны стратегия КНР звучит так: Россия ведет себя уже привычно, хотя можно было бы и смягчать углы, но главная проблема в Западе, и вот тут уже надо что-то менять. Таким образом, Китай расставил для себя приоритеты безопасности в таком стратегическом треугольнике, как США–Россия – Китай», – считает Иван Сафранчук, директор, ведущий научный сотрудник Центра евро-азиатских исследований ИМИ МГИМО МИД России.

Связывая украинский кризис, собственную экономическую ситуацию, задачи поддержания политического благополучия накануне ХХ съезда Коммунистической партии Китая, а также задачи стратегического противостояния с США и постоянного набора очков в этом соревновании, китайская политическая мысль постепенно и осторожно переходит на новые для Пекина позиции. «Чем дольше будет продолжаться кризис на Украине, тем труднее будет Китаю оставаться на нынешних позициях доброжелательного для России нейтралитета — без ущерба для собственного глобального политического имиджа и экономических отношений с Европой и Америкой», — считает Луконин.

Технологическая зависимость

Сейчас происходит смена технологических и мировых укладов, которая всегда сопровождается структурными кризисами экономики и мировыми войнами соответственно. Вместе с экономическими и военными потрясениями в этот период открывается «окно возможностей для экономического рывка новых технологических лидеров, не обремененных связыванием капитала в устаревших производствах», считает академик Глазьев.

РОССИЯ ГЛУБОКО ВСТРОЕНА В МИРОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ТОРГОВЫЕ ЦЕПОЧКИ. ДОЛЯ ИМПОРТНЫХ КОМПОНЕНТОВ В НЕКОТОРЫХ РОССИЙСКИХ ТОВАРАХ ДОСТИГАЕТ 95%. ПО РЯДУ СИСТЕМНО ЗНАЧИМЫХ ТОВАРОВ ТАКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ КРИТИЧЕСКОЙ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ИМЕННО ЭТОТ ФАКТОР НАЗЫВАЮТ САМЫМ КРИТИЧНЫМ ЭФФЕКТОМ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ.

Разворот к Китаю и в целом на восток не может в полной мере гарантировать России импортозамещение критического технологического импорта, в частности микрочипов и прочей электроники.

К тому же здесь в полной мере проявляется риск сохранения технологической зависимости от другой страны, который
в условиях недружественного или токсичного окружения в любой момент может реализоваться. Есть лишь один способ свести этот риск к минимуму: начать наконец собственное производство электроники и других высокотехнологичных продуктов. А для этого — ускорить развитие и внедрение высоких технологий в российскую экономику.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ БЕЗ КИТАЯ

 

Исследователи ИМЭМО РАН Александр Рогожин и Наталия Рогожина отметили в своей статье «Юго-Восточная Азия в приоритетах российской политики «поворота к Азии», что потенциал сотрудничества с регионом раскрыт далеко не полностью. Авторы отметили, что регион имеет стратегическое значение для России, учитывая динамику его роста и возможности вовлечения в российские интеграционные проекты. По мнению авторов, в выстраивании политики  в ЮВА Россия исходит из того, что ее более активное участие
в региональных делах может стать фактором, препятствующим установлению гегемонии одной из великих держав, а это в целом отвечает интересам и самих стран ЮВА. Успех экономических отношений России со странами ЮВА будет во много зависеть от того, признает ли она их не менее важными партнерами, чем Китай или Индия. Исследователи считают, что никакие политические шаги России в ЮВА не приведут к усилению ее позиций в регионе, если не будут сопровождаться ее экономической экспансией.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь