Александр Петриков: «От развития села выиграют все – прежде всего горожане»

Александр Петриков,

директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, академик РАН

Россия обладает крупнейшим сельскохозяйственным потенциалом: 9% обрабатываемых земель, 50% черноземов планеты, 20% пресной воды, 10% мирового производства минеральных удобрений. И только около 2% населения мира. Мы должны эффективно использовать этот потенциал не только для удовлетворения собственных потребностей, но и для решения мировой продовольственной проблемы.

К настоящему времени почти завершился этап восстановительного роста в сельском хозяйстве: валовая продукция в 2018 г. составила 97,3% к уровню 1990 г. (продукция растениеводства превысила дореформенный уровень на 29,7%, животноводство отстает на 26,3%). Если индекс производства по промышленности за 2013—2018 гг. составил 109,2%, то по сельскому хозяйству — 113,9%.

Импортозамещение на внутреннем агропродовольственном рынке в основном завершено, поставлены амбициозные задачи по наращиванию экспорта. Вместе с тем следует отметить, что рост в отрасли в последние годы замедлился. Индексы производства продукции сельского хозяйства в 2015—2018 гг. по сравнению с 2011—2014 гг. уменьшились, несмотря на снижение уровня конкуренции на внутреннем рынке со стороны импортных поставщиков (в связи с продовольственным эмбарго с  августа 2014  г.) и  рекордный урожай зерновых культур в 2017 г. Особенно заметное снижение индексов отмечается в фермерском секторе, хотя в целом они остаются высокими.

Существенные риски продовольственной безопасности создают колебания в объемах производства по годам, достигающие по продуктам растениеводства 10–15%, что дестабилизирует рынок и отрицательно сказывается как на производителях, так и на потребителях продукции.

Наблюдается также существенная неравномерность роста по отраслям: если в растениеводстве уровень 1990 года превышен на 29,7%, то в животноводстве, к сожалению, он еще ниже показателя 1990 года на 26,3%. Несмотря на заметное улучшение внешнеторгового баланса по сельскохозяйственному сырью и продовольствию, его сальдо продолжает оставаться отрицательным: по итогам 2018 года импорт превышал экспорт на 4,7 млрд долларов. Удельный вес России в мировом экспорте мировом экспорте продовольствия ниже, чем в импорте.

В 2015—2016 годах в связи со снижением реальных доходов населения и продовольственной инфляцией стали расти расходы на питание в бюджетах российских семей. К настоящему времени этот процесс удалось стабилизировать, но по этому показателю мы откатились на 12 лет назад, к уровню 2005—2006 годов (31–32%). В бюджетах 10 процентов самых малообеспеченных семей удельный вес расходов на питание достигает 48%. Наблюдается существенная зависимость отечественного сельского хозяйства от импорта технологий, что создает научно-технологические риски для продовольственной безопасности. По-прежнему не удается переломить тенденцию роста удельного веса иностранных селекционных достижений на внутреннем рынке. Несмотря на то что число за­явок, поданных российскими селекционерами в Госреестры как охраняемых, так и допущенных к использованию селекционных достижений, в 2014—2017 гг. (после реформы Россельхозакадемии) по сравнению с 2010—2013 гг. увеличилось, их удельный вес в упомянутых реестрах сократился, что создает риски для продовольственной безопасности страны

Сельскохозяйственные товаропроизводители — лидеры рынка, обладающие высокой платежеспособностью, используют в  основном импортные технологии. Хозяйства с невысокой платежеспособностью, ориентированные на покупку отечественных технологий, не находят достаточного предложения. Экономический рост в сельском хозяйстве слабо сказался на решении социальных проблем села. Уровень жизни на селе продолжает уступать городскому. С 2015 года рождаемость на селе ниже, чем в городе; продолжительность предстоящей жизни почти на 2 года короче; сельское население стягивается в пригородные районы и к крупным транспортным коммуникациям, в большинстве регионов развивается процесс социального опустынивания.

Подводя итог сказанному, отметим, что политика стимулирования роста в сельском хозяйстве должна быть дополнена политикой структурной перестройки сектора, направленной решение рассмотренных отраслевых проблем, а также политикой поддержки сельских территорий.

Ключевое значение будут иметь следующие меры:

• Совершенствование отраслевой структуры сектора путем формирования продуктовых цепочек создания добавленной стоимости по принципу «от поля до прилавка», что требует построения Госпрограммы развития сельского хозяйства как совокупности отраслевых подпрограмм. В  действующей Госпрограмме, переутвержденной, кстати, совсем недавно (8 февраля), отраслевой принцип применяется в очень ограниченном виде в отношении молочного животноводства, льноводства и семеноводства отдельных культур, а регулирование агропродовольственных рынков вообще отнесено к полномочиям Минэкономразвития, а не Минсельхоза России.

• Создание специализированных зон производства определенных продуктов на основе сельскохозяйственного районирования страны и разработки схем развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Между тем последняя карта сельскохозяйственных районов России и СССР в целом была создана в далеком 1989 году.

• Приоритетное развитие малых и средних сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, что  предполагает перераспределение в их пользу бюджетной поддержки, развитие вертикальной сельскохозяйственной кооперации и «контрактного сельского хозяйства», когда крупное предприятие — рыночный интегратор передает часть своего производственного цикла, а именно производство сырья, более мелким хозяйственным единицам, поставляя им необходимые производственные ресурсы, перерабатывая и реализуя их продукцию. Особо следует сказать о необходимости улучшения доступа малого и  среднего бизнеса к  субсидиям и  дотациям, а  также к  кредитам. В настоящее время крупные предприятия и фермерские хозяйства обеспечены бюджетными средствами и  кредитами намного лучше мелких.

• Развитие сельскохозяйственной науки и создание в  отрасли системы внедрения результатов НИР в  производство. Это требует, во-первых, роста ассигнований в аграрные исследования (государственных и особенно частных), ведь в настоящее время отношение внутренних затрат на исследования и разработки в сельском хозяйстве к валовой добавленной стоимости, созданной в отрасли, к сожалению, уменьшаются и в 2 раза ниже аналогичного показателя по науке в целом. Во-вторых, необходимо создание частно-государственной корпорации по инновациям в сельском хозяйстве по аналогии с Фондом Сколково, Ростехом, Фондом развития промышленности, который бы не только финансировал прикладные исследования и разработки, но и управлял внедрением их результатов в производство.

• Комплексное обустройство сельских территорий. С этой целью крайне необходимо сформировать в обществе понимание приоритетности развития села, от которого выиграют не только и не столько сельские жители, но прежде всего горожане и страна в целом. Развитие села, во-первых, уменьшит миграцию в города, что положительно скажется на решении их жилищных, транспортных, экологических проблем, снизит конкуренцию на рынке труда. Во-вторых, сохранятся условия для удовлетворения рекреационных потребностей городского населения. В-третьих, укрепится территориальная целостность страны, ее геополитическое положение. Кроме недавно утвержденной Государственной программы комплексного развития сельских территорий важно принять одноименный федеральный закон, в котором определить само понятие сельской местности и сельских населенных пунктов, которое сейчас в федеральном законодательстве отсутствует. Далее необходимо установить, что сельская политика является предметом межведомственного взаимодействия, а не полномочием только Минсельхоза России; прописать направления и механизмы государственной поддержки села. Особое значение имеет предоставление льготных инвестиционных кредитов на развитие малыми формами несельскохозяйственной деятельности: аграрного туризма, народных промыслов, производства стройматериалов из местного сырья. Сейчас такая мера, к сожалению, не предусмотрена. Требуется существенно укрепить бюджеты органов местного самоуправления на селе. По оценке Общероссийского конгресса муниципальных образований, только около 20% сельских муниципалитетов имеет достаточные бюджеты для развития.

Опубликовано в Трудах ВЭО России. Том 218.

По материалам Московского академического экономического форума. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь