Сейчас наша аграрная отрасль переживает уже третью пятилетку, если употреблять советский язык. И все отмечают, и со стороны либерального лагеря, и со стороны условно консервативного лагеря, успехи нашего сельского хозяйства.
Александр Петриков,
руководитель Российского института аграрных проблем и информатики, академик РАН, член президиума Вольного экономического общества России
Советская экономическая история имела разные этапы. Если вспомнить НЭП, то там был опыт в планировании хозяйства, когда речь шла о сочетании государственных директив с фактически существовавшим рынком.
В этом году исполняется сто лет со дня рождения Николая Дмитриевича Кондратьева. Это один из классиков разработки метода планирования, и первые технические работы по сочетанию директивного и индикативного планирования принадлежат ему — он возглавлял плановую комиссию Наркомзема РСФСР и Конъюнктурный институт. То есть с одной стороны он был государственный человек, а с другой стороны — эксперт, исследователь рыночных процессов. Кондратьев различал два подхода к планированию: генетический, когда план рассматривался в русле реальных тенденций в экономике, и важная роль здесь принадлежала прогнозированию; и так называемый теологический подход, когда государство ставит определённые задачи и думает над теми условиями, которые необходимо обеспечить, чтобы решить эти задачи. Кредо Николая Дмитриевича заключалось в том, чтобы сочетать генетический и теологический подходы.
Важный опыт имеется в аграрной отрасли. Еще до принятия вышеупомянутого закона в 2014 году Минсельхозом России была разработана государственная программа развития сельского хозяйства. Принята она была в 2007 году на 2008 — 2012 годы. Сейчас наша аграрная отрасль переживает уже третью пятилетку, если употреблять советский язык. И все отмечают, и со стороны либерального лагеря, и со стороны условно консервативного лагеря, успехи нашего сельского хозяйства. Отчасти это обусловлено тем, что в этой отрасли, на которую недостаточное внимание обращали макроэкономисты, нам удалось создать довольно удачный опыт индикативного планирования. И то, что Россия осуществила в нулевые годы восстановительный рост в сельском хозяйстве и сейчас уже перешла к такому формированию экспортного потенциала, заслуга этого документа. Кстати, первая редакция Доктрины продовольственной безопасности была тоже принята в 2010 году, за 4 года до закона о стратегическом планировании. К сожалению, на этот опыт мало обращают внимание экономисты, а он очень поучительный.
Примеры в сельском хозяйстве
Эта программа не директивного, а индикативного планирования. Хотя должен сказать, что в ней присутствуют целевые показатели как в целом для отрасли, так и на уровне субъектов Российской Федерации. И Министерство сельского хозяйства заключает ежегодно соглашение с органами управления АПК регионов, в котором регионы берут на себя определенные обязательства по выполнению этих целевых индикаторов, а федеральный центр предоставляет им необходимые для этого ресурсы. Скажу даже больше, что по условиям реализации этой программы (эта позиция была согласована с Минфином) субъекты Российской Федерации, не выполнившие эти индикаторы, возвращают деньги в федеральный бюджет. Это первый контур государственной программы.
Но главное в том, что эта программа построена на управлении экономическим поведением сельхозтоваропроизводителей, а их у нас не десятки, не сотни, не тысячи, а миллионы. Тем не менее, государство поставило задачу управления их экономическим поведением за счёт определенных инструментов финансово-кредитной, налоговой, антимонопольной политики и регулирования агропродовольственных рынков. Кстати, программа называется «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Что ещё можно сказать? Главным ключевым фактором в реализации этой программы является представление сельхозтоваропроизводителям так называемых длинных денег путём двух мер — это льготные инвестиционные кредиты и компенсация понесённых капитальных затрат по осуществлению конкретных проектов. Около 40% ресурсов программы тратится на эти цели. Но обязательно существует такая организационная инфраструктура для управления, что эти конкретные инвестиционные проекты будут исполнены инвесторами. Просто на волю инвесторов это не отдаётся. Эти инвестиционные проекты попадают в региональные программы развития АПК, и субъект Российской Федерации, выполняя эти целевые показатели, развёрстывает как раз эти инвестиционные проекты, эти целевые показатели по регионам и отвечает в том числе своими деньгами за их реализацию, потому что непременным условием выделения федеральных денег является софинансирование этих проектов со стороны субъектов Российской Федерации и частных инвесторов. То есть это такой слоёный пирог из трёх частей — деньги федерального центра, деньги субъекта Российской Федерации и деньги частного инвестора.
Очень важный элемент этого управления экономическим поведением сельхозтоваропроизводителей является участие их представителей в разработке этой государственной программы и всех инструментов по её реализации. Этот механизм прописан в специальном законе о развитии сельского хозяйства, где сказано, что союзы и ассоциации сельхозтоваропроизводителей, которые поставляют на рынок более 50% определённого продукта, имеют право участвовать в разработке этих программ и в определении условий, определяющих их реализацию. Более того, ассоциации и союзы этих предприятий и фермерских хозяйств участвуют в разработке национального доклада о реализации программы, который представляется, помимо экспертного сообщества, широкой общественности, в федеральное собрание, и в Государственную Думу, и в Совет Федерации, и министр сельского хозяйства ежегодно докладывает этот национальный доклад Федеральному собранию. Это очень важное условие управления поведением рыночных агентов, из участия в разработке этих целевых показателей и условий для их выполнения».
И еще об одном очень важном аспекте не следует забывать: были созданы специальные институты развития по реализации этой госпрограммы. Я имею в виду создание в 2000 году специального Россельхозбанка, который является, конечно, универсальным банком, с одной стороны, но его главная задача — это предоставление и сезонных, и инвестиционных кредитов для сельского хозяйства. В программах кредитования участвует не только Россельхозбанк, но, тем не менее, специальный банк существует. Был создан Росагролизинг, который занимается государственным лизингом сельскохозяйственной техники и племенного скота. Пожалуй, это основные элементы реальности индикативного планирования в нашей отрасли.
Наш институт разрабатывал проект первой государственной программы совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН в 2006—2007 году. И я помню, что девизом нашей работы была цитата из наследия другого классика аграрно-экономической науки Александра Васильевича Чаянова, что экономическая политика — есть прежде всего искусство осуществления, а не искусство строить планы.