Михаил Шмаков: размеры пособий по безработице занижены

Михаил Шмаков,

председатель Федерации независимых профсоюзов России

– Мы обратили внимание, что декларации в первой части проекта бюджета не всегда подкрепляются цифрами. Предполагается, что в 2021 году в России ожидается восстановление ВВП с темпом 4,2%, в 2022-2024 годах – умеренный рост с темпами около 3%. При этом, по данным МВФ, темп роста мирового ВВП в 2021 году составит 6%, а в 2022-2024 годах – около, 5%. Это означает закрепление отставания российской экономики, и противоречит поручению президента по следованию среднемировым темпам роста.

В проекте бюджета заявлено, что в среднесрочной перспективе рост будет основан на расширении внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного. Но расширение потребительского спроса должно быть основано на устойчивом росте реальных располагаемых доходов населения. Конкретных мероприятий для этого в бюджете, к сожалению, нет. Приведу пример. С 2021 года прожиточный минимум устанавливается в соотношении 44,2% от медианного среднедушевого дохода, МРОТ – в соотношении 42% от медианной заработной платы. Данное соотношение занижает прожиточный минимум и МРОТ. Мы считаем, необходимо предусмотреть в бюджете, что показатели по МРОТ и по прожиточному минимуму будут меняться. Потому что занижение прожиточного минимума и МРОТ ведёт если не к увеличению бедности населения, то, по крайней мере, к ее стагнации. Поэтому мы озвучили на заседании российской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений предложение добавить ежегодное увеличение соотношения МРОТ и медианной заработной платы как минимум на один процентный пункт в год, и тогда к 2030 году МРОТ может составить 50% от медианной заработной платы. Хотя эти показатели достаточно низки в нашей стране. Расширение внутреннего спроса – это важная задача, но она должна быть основана на увеличении реальных доходов населения.

Кроме того, президент в 2012 году поручил довести среднюю заработную плату научных сотрудников, педагогических работников, врачей, других категорий работников до 1 или 2 средних заработных плат в соответствующем регионе. Но до сих пор есть проблемы с реализацией этого указа. Несмотря на то, что средства бюджета выделены, это требует контроля по каждому региону. Мы считаем, что данные соотношения должны планироваться на будущее. Но есть и другие категории бюджетных работников, у которых занижена заработная плата. В бюджете предусмотрена индексация заработной платы таких работников в размере 4%, но цены растут быстрее, поэтому покупательная способность таких зарплат, к сожалению, будет только падать. Поэтому мы, например, предлагаем индексацию заработной платы вспомогательного персонала бюджетной сферы минимум на 5,8%, что соответствует прогнозу роста цен на 2021 год, ну и дальше – смотреть, что будет с инфляцией.

Также не учтена необходимость индексации пенсий работающим пенсионерам. Это должно также найти отражение в бюджете и в межбюджетных трансфертах.

Максимальный и минимальный размеры пособия по безработице также вызывают сомнения. С нашей точки зрения, требуется увеличение расходов на данные показатели, потому что минимальный размер пособия в сумме 1500 рублей – это, конечно, очень странный показатель, толкающий в теневую занятость.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь