Сергей Рябухин,
первый зампредседателя комитета Совета Федерации ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам, вице-президент ВЭО России, вице-президент Международного союза экономистов, д.э.н.
Мы с группой ученых предложили два года назад на площадке Вольного экономического общества несколько инициатив, которые были поддержаны Советом безопасности, была создана межведомственная рабочая группа, которая подготовила предложения Президенту РФ. Речь шла и о создании устойчивых финансовых инструментов в международных внешнеэкономических связях Российской Федерации, тем более в рамках интеграционных групп, где Россия играет ведущею роль, таких как ШОС, БРИКС и все остальные.
В настоящее время мировая валютно-финансовая система переживает трансформацию в условиях перехода от глобального мироустройства к многополярному его варианту. Эта трансформация требует создания новых расчетно-клиринговых международных систем и платежных инструментов, отличных от существующих сегодня. Фактически речь идет об изменении правил Бреттон-Вудских и Ямайских соглашений с учётом развития новых интеграционных союзов, таких как БРИКС, ШОС, ЕАЭС, АСЕАН и другие. Европейскому Союзу понадобилось, напомню, более 20 лет, чтобы создать механизм функционирования наднациональной валюты европейских стран, евро. При этом уже существовала финансовая платформа для создания такой национальной валюты в виде экю. Страны Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) потратили более 15 лет на создание наднационального расчетно-клирингового инструмента взаиморасчетов, переводного рубля. При этом уже существовала расчетно-клиринговая система неденежных расчетов, основанная на двухстороннем и многостороннем бартере, а также компенсационных сделках.
Международный валютный фонд (МВФ) уже в течение 50 лет пытается придать статус наднационального платежного средства специальным правам заимствования (СПЗ). Такая система основывается на Бреттон-Вудских и Ямайских соглашениях. БРИКС, по сути, является интеграционным союзом, не имеющим таможенных функций и валютных союзов, без которых невозможно создание единой наднациональной валюты, поэтому правильней было бы говорить о создании наднационального расчетного клирингового инструмента, требующего нетривиальных алгоритмических и политических решений, основывающихся на консенсусных принципах формирования правил и регламентов выпуска, обращения и погашения платежного инструмента, обладающего характеристиками наднационального расчетного платежного средства.
Проблема состоит в том, что страны-участники интеграционных союзов не готовы к реальной дедолларизации расчетов в силу того, что их национальные валюты зависят от процедуры сопоставления их курсовой стоимости с долларом, так как доллар по-прежнему сохраняет за собой роль лидера в системе международных платежей и – что самое главное! – является измерителем стоимости и индикатором сопоставления стоимости товаров и услуг. В связи с этим попытка организации наднационального платежного средства интеграционных союзов в виде корзины только национальных валют не может стать заменой доллару.
Какие активы могут стать основой формирования измерителя внутренней меры стоимости? Монотовар (золото, серебро, медь и другие) не может играть эту роль в силу естественных ограничений, накладываемых на него как на товар, при этом не только с точки зрения его запасов, ликвидности, но и из-за проблем с манипулированием ценообразованием, например попытка Сороса провести спекуляцию по серебру, замену фиксинга на фьючерсное ценообразование по золоту и так далее.
Российскими учеными Научно-исследовательского института инновационных финансовых инструментов и технологий Плехановского университета разработан прототип финансового инструмента, обеспеченного сырьевыми дуальными товарами, о чем Александр Дмитриевич уже сказал, валютами дружественных стран и иными активами с использованием алгоритмов постоянного построения индекса ценовой устойчивости. Индексы созданы на группе дуальных товаров с якорем в виде золота и на национальных валютах с якорем в виде резервных валют МВФ. НТЗ-индекс позволяет осуществить расширение золотой базы, а индекс мультивалютной устойчивости, ценовой устойчивости позволяет создать синтетическую валюту, волатильность которой от якоря минимальна.
Данные финансовые инструменты позволяют создать наднациональное платежное средство, внутренняя стоимость которого может быть обеспечена товарно-валютными резервами, сформированными по структуре МВЗ- и МТЗ-индексов. При этом конкретные параметры и ограничения, которые используются при расчетах этих индексов, а также определение национальных якорей для их вычислений должны являться предметом консенсуса той группы стран, которые готовы реально перейти к дедолларизации.
В этой связи считаю необходимым внести предложение об использовании этих финансовых инструментов, разрабатываемых нашим институтом при Плехановском университете, в качестве российской инициативы по созданию прототипа наднационального платежного средства для стран БРИКС в контексте предстоящего саммита 2024 года в Казани. Кстати говоря, эти наработки, о которых я сказал, можно применять не только в сфере международного сотрудничества и развития интеграционных связей нашей страны, но и в решении глобальных задач, поставленных Президентом с точки зрения привлечения инвестиций в приоритетные отрасли социально-экономического развития нашей страны.