Олег Смолин: дебюрократизация – важнейший фактор экономического роста

Олег Смолин,

Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ, член Президиума ВЭО России

– Во времена военных действий или, как сейчас говорят, спецоперации одна из главных задач науки – это давать власти достоверный анализ и предложения, стараясь не допускать самоотравления пропагандой. Приведу простейший пример. Ни один из либеральных экономистов, как нам сообщили, в том числе Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, не предсказал того, что российские резервы Центрального банка могут быть заблокированы нашими западными, как сейчас говорят, партнерами. При этом очень многие депутаты от политической оппозиции именно об этом предупреждали Центральный банк. Наиболее образно, пожалуй, об этом сказала Оксана Дмитриева: «Да, если у человека есть возможность сделать денежные запасы, он обычно это делает, но вряд ли нормальный человек будет хранить эти деньги под матрасом у соседа, который враждебно к нему настроен».

Мы прекрасно понимаем, что главный вопрос – не кто виноват, а что делать. Я хотел бы озвучить пять позиций.

Позиция первая – идеология. Мы с 2014 года слышим об импортозамещении, правда, как выяснилось, ничего особенно не заместили. Да, мы понимаем, что есть критически важные сегменты, где сейчас другого варианта, кроме как заместить импорт из одной страны импортом из другой (например, вместо американского – китайским), у  нас нет. Но это тактическая задача. Вольное экономическое общество России давно поднимает вопрос о новой индустриализации. Напомню ещё раз: экскаваторов – 11% от того, что было в эпоху застоя, металлорежущих станков – менее 6%, тракторов – менее 1,5% и так далее. Какое импортозамещение? Новая полноценная индустриализация, причём ориентированная на новый технологический уклад. Это важно идеологически. Если будем говорить про импортозамещение – продолжим в том же духе, как последние 8 лет. У меня ощущение, что некоторые наши коллеги из правительства думают, что вот кончится эта ситуация – и всё пойдёт по-прежнему. Не пойдёт. Мы попали в принципиально иной исторический период развития нашей страны, а, может быть, не только нашей, может быть, новый исторический период мирового развития – и соответственно, это требует решения новых задач.

Позиция вторая – научно-технологические проекты. Очень хорошо, что правительство и Академия наук определились с шестью главными направлениями. Хотелось бы, чтобы по крайней мере некоторые из них превратились в научно-технологические проекты по типу советского атомного проекта, когда выделяются ресурсы. Есть вещи, на которые нужно найти ресурсы, в частности – это, конечно, информационные технологии, искусственный интеллект и биотехнологии.

Третье – вложения в человека. Мы не можем решать экономические проблемы, не думая об уровне жизни населения. Это одна составляющая. Но есть и вторая. У нас кадровый кризис в образовании. По данным Общероссийского народного фронта, 44% учителей заявили, что не хватает математиков, 39% – что учителей иностранного языка, 30% – что учителей русского и литературы. А как работают школы? Каждый работает за себя и за того парня. Средняя нагрузка учителя в моём родном городе Омске – 32 урока в неделю. Помножьте на 2,5, поскольку к урокам нужно готовиться. Либо человек вынужден работать 80 часов в неделю, либо он не делает того, что по-хорошему положено делать учителю. А это не только выдача уроков. Подготовка к занятиям, письменные работы, работа с детьми. Что касается науки, по данным Российской академии наук, ещё до всех событий вопреки тому, что написано в 204-м указе президента, специалисты не приезжают в Россию работать в науке, а уезжает из нее. В 5 раз увеличилось количество уезжающих. Денег сейчас стало гораздо меньше. Но, спрашивается, в прошлые годы что было правильнее – копить, чтобы потерять, или вкладывать в современные технологии и в человеческий потенциал? Для меня ответ очевиден.

Четвёртая позиция. Это переориентация образования. До сих пор система образования была ориентирована преимущественно на людей, которые должны работать либо в международных организациях, либо за рубежом. По сравнению с советским периодом в школьных базисных учебных планах сокращены физика, химия, биология и математика от 15% до полутора раз, то есть то, что необходимо инженеру, агроному, ученому, врачу. На столько же сокращены предметы, которые формируют гражданина: русский, литература, история, география. Резко увеличено обществознание, что, я думаю, связано с попыткой внедрить новую идеологию с шестого класса. Хотя, как доктор философских наук, я берусь утверждать, что это совершенно бессмысленно. Дети не понимают в этом возрасте того, чему пытаются учить по обществознанию. Увеличен иностранный язык. Не пора ли подумать о тех, кто будут заниматься модернизацией своей страны, соответственно, той же самой новой индустриализацией?

И последнее – это дебюрократизация. Я вам приведу простой пример. У меня в родном городе Омске за год военные строители построили несколько новых зданий кадетского корпуса. Я вам гарантирую, что если бы они работали по 44-му федеральному закону, они строили бы года три, а может быть больше. И когда обсуждались очередные поправки в законодательство, мы предлагали: давайте дадим всем возможность работать на таких же условиях, на которых работают военные строители.

Российский учитель – мировой рекордсмен по количеству времени, которое он у него занимают бюрократические процедуры. Это официальные данные сравнительного международного исследования. Каждое учебное заведение, по данным комитета Госдумы, заполняет ежегодно 300 отчётов по 11700 показателям. Примерно. Это устаревшие данные. Сейчас ситуация заметно ухудшилась. В такой ситуации, в которую мы попали, дебюрократизация (она денег, кстати, не требует, а может быть даже позволит экономить) – это важнейший фактор экономического роста. Мы понимаем, что может произойти с национальной безопасностью страны и ее развитием, если мы не осуществим экономического прорыва.

По материалам IV Московского академического экономического форума, 17 мая 2022 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь