Олег Духовницкий,
Руководитель Федерального агентства связи
(Из доклада на Абалкинских чтениях по теме «Цифровая экономика и нацбезопасность» в Вольном экономическом обществе России)
Информационная безопасность общества и государства определяется степенью защищенности и, следовательно, устойчивостью по отношению к опасным, дестабилизирующим, деструктивным, ущемляющим интересы страны информационным воздействиям.
Цифровая информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
Одной из главных целей направления «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика» является обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства.
В рамках данного направления программы Федеральное агентство связи является одним из исполнителей базового направления программы «Информационная инфраструктура».
Обозначены направления для развития всей ИКТ-отрасли мероприятия, среди которых:
1) формирование основных положений развития Единой сети электросвязи Российской Федерации на перспективу до 2024 года;
2) разработка генеральной схемы развития сетей связи Российской Федерации;
3) обеспечение функционирования услуги широкополосного доступа к сети Интернет в населенных пунктах с численностью от 250 до 500 человек;
4) разработка предложений по внесению изменений в стандарты и спецификации, необходимые для построения спутникового сегмента сетей 5G;
5) разработка генеральной схемы развития инфраструктуры хранения и обработки данных, включающей государственный и корпоративный сегменты и другие.
К основным принципам обеспечения информационной безопасности относится приоритетное развитие современных отечественных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей и их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации.
Информационная инфраструктура России как базовая основа для технологического прорыва должна обеспечивать возможность оказания новых цифровых услуг на внутреннем и внешних рынках, удовлетворяя потребности государства и граждан в надежных и доступных информационно-телекоммуникационных системах.
Немаловажную роль в построении такой инфраструктуры играют отечественные разработки и производители телекоммуникационного оборудования, поэтому их поддержка для Россвязи на сегодняшний день является одной из важных задач.
Анализ инвесторов, зарегистрированных Федеральным агентством связи, деклараций и сертификатов соответствия показал, что число сертификатов на российские ИКТ-решения и изделия в 2017 году увеличилось по сравнению с 2016 годом на 7 %. И эти цифры не могут не радовать, хотя, казалось бы, 7 % не так много, так как они уже третий год показывают положительную динамику по количеству выводимых на рынок наших средств связи. К примеру, в 2017 году из 748 выданных сертификатов 295 на телекоммуникационное оборудование отечественного производства, что составляет 39 %. Из 2 649 деклараций 594 на отечественные средства связи, что составляет 22 %.
Разработки подведомственных научно-исследовательских институтов НИИ Радио и ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» уже находят свои места в качестве отечественных элементов информационной инфраструктуры, разрабатываемой в интересах силовых ведомств: ФСБ, МВД, ФСО и СВР России.
Одним из характерных факторов, определяющих безопасность использования ресурсов сетей общего пользования, является то, что в своем подавляющем большинстве эти сети построены и продолжают создаваться на импортном телекоммуникационном оборудовании различных производителей. Сами операторы сетей связи общего пользования представляют собой компании различных форм собственности, зачастую с участием зарубежных структур.
Одновременно проблема безопасности использования этого ресурса усугубляется технологической интеграцией сетей связи общего пользования в единую мировую взаимоувязанную сеть связи.
Это объективно придает сетям связи общего пользования транснациональный характер. При этом использование современных протоколов и технологий маршрутизации информационного трафика весьма затрудняет проблему организации выделенного транспортного ресурса в пределах границ Российской Федерации и создает реальные условия для перенаправления внутреннего российского трафика на зарубежные сетевые узлы. Это создает высокие риски для устойчивости и безопасности функционирования сетей связи общего пользования перед действиями специальных служб иностранных государств, в том числе при очередном этапе введения в отношении Российской Федерации ограничительных санкций.
В настоящее время в Единой сети электросвязи Российской Федерации отсутствует телекоммуникационная инфраструктура, отвечающая требованиям по устойчивости функционирования в различных условиях масштабируемости и геостратегического покрытия. Это приводит к ряду проблем и рисков, связанных с вынужденным использованием имеющихся ресурсов Единой сети электросвязи Российской Федерации для нужд государственного управления в мирное время.
Таких, как доступ со стороны зарубежных компаний к процессам эксплуатации и управления сетями связи российских операторов связи, маршрутизации внутреннего российского трафика через зарубежные сети связи, массовое применение зарубежных программно-аппаратных средств связи к управлению хранением и обработкой данных, построение сетей связи без учета современных требований по устойчивости и безопасности их функционирования.
Указанные риски недопустимы при решении задач федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реальную реализацию функций в области обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Таким образом, транспортный ресурс сетей связи общего пользования является критически важным для уязвимых объектов инфраструктуры связи, для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, поскольку целенаправленное нарушение его функционирования приведет к дезорганизации работы органов государственного и военного управления Российской Федерации, органов государственной власти и субъектов Российской Федерации.