Совокупная избыточная смертность в России в 2020-2021 годах составила около одного миллиона человек. Примерно 20% ушедших из жизни – люди в трудоспособном возрасте.
По оценкам ИНП РАН, за счет избыточной смертности в 2020 году прямой вычет из экономической динамики составил не менее 0,1% от ВВП, или свыше 100 млрд рублей. В среднесрочной перспективе накопленная избыточная смертность с учетом прямых и косвенных эффектов снизит потенциал экономического роста в 2022-2025 годах примерно на 0.2%, рассказал директор Института ИНП РАН Александр Широв, выступая на научном форуме «Абалкинские чтения».
«Смертность, затронувшая людей фертильного возраста, – это утраченные поколения. Демографическая яма, которую мы получили, будет сказываться вплоть до 2030-2035 года. Соответственно, это потери в динамике ВВП – более 1 триллиона рублей в ценах 2020 года до 2030-2035 года», – добавил член Правления ВЭО России Андрей Клепач.
Если говорить об избыточной смертности, Россия – одна из самых пострадавших от коронавируса стран в мире. Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН Яков Миркин привел следующие цифры: за два пандемических года избыточная смертность на 100 тысяч человек в России составила 748 человек, в то время как в Японии – это 16 человек, в Южной Кореи – 5, в Германии – 146, а в Израиле – 92.
Ученый делает вывод, что к таким бедствиям, как коронакризис, оказались устойчивы «экономики, обладающие способностью к крайней мобилизации, к жесткому управлению поведением населения», «экономики с очень высокой ценностью каждого человека», как, например, в Израиле, и «зрелые экономики, где свобода сочетается с очень сильной дисциплиной в поведении населения», как, например, в Германии, Японии и Южной Корее.
В Высшей школе организации и управления здравоохранением высокую смертность в России за два года пандемии объясняют недостаточными противоэпидемическими мерами и работой с населением и СМИ по необходимости вакцинации, децентрализованной системой управления борьбой с коронавирусной инфекцией, а также дефицитом кадров и тем, что часть инфицированных не попала в официальную статистику.