В этом месяце спрос на нефть упадет на 29 млн баррелей в день относительно прошлого апреля, то есть примерно на 30%, – до уровня 1995 года. Об этом говорится в апрельском отчете Международного энергетического агентства (МЭА).
Спрос на нефть начал снижаться в январе 2020 года из-за распространения коронавируса. Так, по оценкам Управления энергетической информации США, в апреле пробег автомобилей в США сократится на 35% относительно апреля прошлого года. Подобная ситуация наблюдается и в других сильно затронутых пандемией странах. Так что такое сильное сокращение спроса в этом месяце закономерно.
Сбалансировать рынок призвана сделка ОПЕК+, заключенная 12 апреля и подразумевающая снижение добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки в мае – июне с постепенным повышением добычи в течение двух лет. 10 апреля рынок нефти обсуждали также на министерской встрече G20, где некоторые страны, не входящие в ОПЕК+, также высказали намерения снижать добычу нефти.
Однако старший научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Иван Копытин отмечает, что «ожидаемого сокращения нефтедобычи недостаточно для обеспечения существенного восстановления нефтяных котировок, поэтому достигнутое странами ОПЕК+ соглашение нацелено лишь на то, чтобы не допустить сползания цены барреля Brent к 20 долларов и ниже».
По оценкам руководителя исследований Департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра Александра Курдина, при умеренно оптимистичном сценарии такой провал спроса будет зафиксирован лишь на пике пандемии – в апреле, а потом начнет устойчиво сокращаться в течение года, так что оценка годового снижения потребления в 2020 году на 8-10 млн барр./день представляется реалистичной.
«Но избыток нефти в 2020 году все равно сохранится, и он будет беспрецедентно высоким, так что цены останутся низкими. Но можно ожидать, что в течение 2021 года рынок будет находиться в дефиците и «расчистится» от чрезмерных запасов, что приведет к росту цен», – полагает Курдин.