Борис Титов,
Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей, глава Наблюдательного совета Института экономики роста им. П.А. Столыпина
За последние восемь лет ВВП России вырос на 6%. В среднем по миру этот показатель составил 35%, ВВП развивающихся стран вырос на 55%, показатели развитых стран, несмотря на низкие темпы роста, увеличились на 13%, что также выше, чем в России в период с 2011 по 2015 год. Страна продолжает терять ключевые позиции во всех отраслях мировой экономики. По статистике Института экономики роста, основанной на данных ФНС, российская экономика потеряла 6,8 млн рабочих мест. К таким результатам привела экономическая политика, которая реализовывалась в последние годы. Ее основной задачей является обеспечение макроэкономической, финансовой и социальной стабильности. Такой подход не нацелен на создание стимулов экономического роста.
Сегодня экономика России – в «точке бифуркации». Если не изменить текущую финансовую и экономическую политику, неизбежны серьезные риски, связанные с нестабильными ценами на энергоресурсы. России до сих пор не удалось избавиться от «нефтяной зависимости» от металлического и энергетического экспорта. Российская экономика уже не реагирует ростом даже на повышение цены на нефть, неожиданное для многих, в марте 2018 года — 0,7% ВВП.
Становится очевидно, что риск «ничегонеделания» в экономике сегодня выше, чем риски проведения необходимых реформ.
Что делать? Институт экономики роста совместно с более чем 800 ведущими экспертами, экономистами и представителями бизнеса по поручению Президента разработал программу социально-экономического развития страны «Стратегия роста». Основными экспертными площадками по подготовке Программы стали Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Вольное экономическое общество, МГИМО.
Мы конкурируем с текущей экономической политикой, которая реализуется в течение многих лет, и предлагаем, прежде всего, стратегическое мышление. До сих пор необходимость в принятии стратегии появлялась только в период низкой цены на нефть. Хотя разрабатывать и реализовывать стратегии социально-экономического развития — успешная мировая практика. На сегодняшний день в России подобная стратегия отсутствует. Существуют ряд приоритетных направлений развития и национальные проекты, которые сегодня должны обеспечивать движение вперед. Однако разрозненные, не связанные между собой предложения не могут считаться стратегией.
Во-первых, для выработки стратегического плана важно опираться на международный опыт: создавать delivery unit, штаб реформ, который должен в первую очередь объединить все задействованные ведомства в целях создания стратегии. Необходимо создать аналитический и статистический аппарат для того, чтобы четко оценивать big data, которые уже сегодня есть в российской экономике и которые требуют систематизации и анализа, заниматься стратегическим планированием. Целью этих мер является выработка решений в области макроэкономики и промышленной политики, то есть микроэкономики и институциональных реформ.
Второе. Важно подчеркнуть, что новая экономическая политика должна быть направлена на активную работу со стороны государства по стимулированию инвестиций. «Стратегия роста» включает в себя целый набор мер и инструментов по стимулированию инвестиционной политики, политики российского варианта количественного смягчения. Необходимость реализации подобных мер, направленных на рост экономики, подтверждается опытом других стран. Россия сегодня отстаивает устаревшие взгляды на приоритет сохранения стабильности как главного направления макроэкономической политики.
Два основных базовых элемента экономического роста: развитие внутреннего рынка и повышение уровня жизни и доходов граждан. На первом этапе в течение трех лет, как мы это отмечаем в «Стратегии роста», главным драйвером развития должен быть именно внутренний рынок. Повышение доходов и покупательной способности населения внутри страны — необходимое условие для реализации наших предложений.
Второй стратегии нет. Модернизация текущей политики, которую предлагают эксперты ЦСР под руководством Алексея Кудрина, не сможет существенно изменить текущую ситуацию. Это набор институциональных изменений, которые не отвечают на важные для населения и бизнеса вопросы: каковы будут налоги, какие будут тарифы, какие будут процентные ставки по кредитам?
Финансирование реформ, предложенных в «Стратегии роста», может быть осуществлено без внешних заимствований с использованием резервов внутри страны. Все возможно. Осталось только начать делать.