Кирилл Никитин,
Директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Я бы, конечно, хотел сказать, что, дай бог, чтобы в будущем, при регистрации, бухгалтера и юристы начали более корректно проставлять ОКВЭДы (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) предприятия. Но на данный момент, конечно, полагаться на механизм ОКВЭДов как на механизм отнесения к отрасли пострадавшей или нет — ошибочно. Пострадавшие по ОКВЭД – это, конечно, совершенная профанация и вещь, которая фактически лишает меры поддержки адресности в полном объеме. Кто-то угадал, кто-то не угадал, кто-то попал по первому ОКВЭДу в поддержанные отрасли при том, что не занимается никакой деятельностью на самом деле по этому ОКВЭДу, кто-то занимается деятельностью по ОКВЭДу, но ОКВЭД стоит вторым. Все очень просто. И с этой точки зрения нужно, наверное, поддержать предложение Минэкономразвития по возможности уточнения, по крайней мере, своих ОКВЭДов, хотя непонятно, не будет ли это предметом для манипуляций.
Что из каких-то тактических мер поддержки в области, в первую очередь, налоговой политики я хочу упомянуть: отсутствует одна очевидная мера. Все сейчас думают об оборотных средствах. Мы видим, что в стране полностью приостановлен инвестиционный процесс. Мы видим это в том числе по статистике банков, которые перестали выдавать кредиты на инвестиционные цели, и перестали выдавать не потому, что отказывают, а даже предодобренные кредиты заемщики не берут, сейчас никто не рискует заниматься инвестициями. С учетом того, что мы, в принципе, не преуспели в процессе стимулирования инвестиций за последние годы, сейчас, конечно, удар по инвестиционному процессу нанесен огромный.
Мне в этой связи крайне удивительно, например, что до конца 2021 года продлена норма об ограничении переноса убытков на следующие периоды. Огромная часть бизнеса формирует, за исключением редких счастливчиков, которые оказались на волне спроса на маски, на поставки аппаратов искусственной вентиляции, средств защиты и так далее, убытки, и убытки эти нужно позволить в полном объеме зачитывать против прибыли и 2020 года, и против прибыли 2021 года. Более того, мы знаем, что есть механизмы и более сложные — возможность зачитывать текущие убытки против прибылей и налогов на прибыль, которые были заплачены в прошлом году.
Я сказал бы, что в течение кризиса нам нужно не забывать о стратегических задачах. Мы делаем ряд вещей, которые им противоречат. Мы продолжаем разрушать страховой характер и накопительный характер пенсионной системы. Я приведу вам простой пример: когда мы снижаем ставки для малого бизнеса до 15 %, то мы практически создаем ситуацию, при которой пенсионные права для сотрудников малого и среднего бизнеса будут формироваться за счет сотрудников крупного бизнеса.
Вторая вещь: нам нужно приступить к еще большему обдумыванию мер для стимулирования инвестиционного процесса — поддерживать и ограничивать меры поддержки тому кругу предприятий, которые налоги платили, платят и будут продолжать платить. Когда мы видим театральные стенания отдельных представителей бизнеса, про которых или индивидуально, или секторально известно, что эти отрасли не платили налоги, не платят налоги и не будут платить налоги никогда, то хочется сказать, что деньги, которыми поддерживают бизнес – это деньги, заплаченные в бюджет, более того, они уже потрачены. Но давайте поддерживать тех и в тех объемах, кто в этих объемах платил налоги в бюджет.
И последнее: я надеюсь, что мы в рамках мер поддержки, налоговой, бюджетной и так далее, будем ориентироваться на данные межотраслевых балансов, данные мультипликаторов и влияние этих мер поддержки и на ВРП, на ВВП, и на занятость, и на бюджетного мультипликатора.
Пенсионная реформа — это просто! Все платят пенсионный взнос. Пенсия формируется всем одинаковая. Например, 20 000= рублей и все. Всем одинаково. А накопительную часть каждый формирует себе сам, исходя из заработка. Хочу откладываю, хочу — не откладываю. Увеличился фонд, значит всем будет одинаковая добавка. Уменьшился — все пострадали.