Отпускной сезон – 2020 стал особенным. Из-за ограниченного международного авиасообщения российские туристы активно путешествовали внутри страны. В лидерах – Крым и Сочи, но также вырос турпоток на Алтай и Камчатку, в Калининград и другие регионы. Развитие внутреннего туризма поддерживают и федеральное правительство, и региональные власти, и бизнес.
Изображение Khusen Rustamov с сайта Pixabay
Самое синее в мире
Черноморское побережье по-прежнему лидирует среди направлений, которые россияне выбирают для летнего отдыха и отпуска в бархатный сезон. По предварительным оценкам Ассоциации туроператоров России, Краснодарский край с начала года посетили около 9 миллионов россиян, Крым – около 5 миллионов. Для сравнения, Горный Алтай, который в этом году пользовался повышенным вниманием путешественников, за лето посетили 1,3 миллиона человек.
«Сочи и Крым стали безоговорочными лидерами продаж летних туров, – рассказали «Вольной экономике» в пресс-службе «Интуриста». – В список самых популярных направлений этого лета и бархатного сезона с точки зрения объемов продаж также вошли Краснодарский край (Анапа, Геленджик, Туапсе, Небуг), Калининградская область (Калининград, Балтийск, Куршская коса, Светлогорск), Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Республика Карелия».
Пляжный отдых на родных просторах обходится дешевле. По данным «Интуриста», средняя стоимость авиа-тура в Сочи в гостиницу 3* на 7 ночей составила 29 018 рублей на двоих взрослых и ребенка (без питания). Средняя стоимость авиа-тура на 7 ночей в Турцию в Анталию для двоих взрослых и ребенка в начале осени составила 48 761 рубль (правда, отель тут 4*, а питание по системе «все включено»).
Как показал опрос ВЦИОМ, каждый десятый россиянин в этом году провел отпуск в другом городе, а курорты Краснодарского края посетили 6% опрошенных. Тем, кто отдыхал в России, больше всего понравились погода и климат (20%), природа (20%) и море (15%). Менее всего внутренних путешественников устраивают цены (16%), уровень сервиса (10%) и качество дорог (10%).
Отрасль выжила
Состояние российского внутреннего туризма тяжелое, но в целом отрасль справилась с последствиями пандемии коронавируса. Об этом заявил на пресс-конференции НСН генеральный директор национального туроператора «Алеан» Илья Уманский. Среди возникших проблем он отметил недостаток мест отдыха и, как следствие, рост цен из-за ажиотажного спроса. При этом средний чек, по оценкам эксперта, изменился не сильно, в пределах 3-5%. Речь идет о качественных местах размещения, которые туристы выбирали как альтернативу отдыху за рубежом. А основная масса – недорогой номерной фонд – не была в дефиците, соответственно, не было и завышения цен.
Правительство приняло ряд мер для поддержки внутреннего туризма. Самой заметной из них стала программа туристического кэшбэка, первый этап которой прошел в августе. Программа предусматривала возврат части стоимости путевки при соблюдении определенных условий. Как отмечали в Ростуризме сразу после запуска программы, большинство туроператоров фиксировали трехкратный рост бронирований по внутренним направлениям до конца 2020 года. Повышенным спросом по программе на осень пользовались Крым и Краснодарский край, Московский регион, Санкт-Петербург и Ставропольский край.
Анонсируя программу, в правительстве отмечали, что воспользоваться кешбэком смогут около 3 миллионов человек. На деле опция заинтересовала всего 50 тысяч человек, которые приобрели туров и размещений на 900 миллионов рублей. Как полагают участники рынка, дело в том, что программа длилась всего неделю, в самом конце лета, и как туристы, так и представители туриндустрии просто не успели к ней подключиться.
Тем не менее, в Ростуризме старт программы посчитали успешным. «Наша ключевая задача – сделать отдых в стране для тех, кто решил провести его в России, доступнее и разнообразнее. Программа также должна помочь бизнесу преодолеть негативные последствия кризиса и строить планы на будущее. Вместе с новыми мерами поддержки, которые будут запущены уже в этом году, мы планируем не только вывести отрасль на докризисный уровень, но и дать мощный стимул для развития отрасли на годы вперед», – подчеркнула глава ведомства Зарина Догузова.
Программу туристического кэшбэка решено было продлить до января 2021 года. Возможно, ее новые условия больше заинтересуют россиян. Предполагается, что продолжительность тура или проживания в гостинице будет сокращена с четырех до двух ночей, то есть можно будет выбрать тур на выходные. Минимальная стоимость путевки больше не ограничивается (ранее — 25 тысяч рублей), а максимальный возврат будет составлять 20% стоимости тура (но не более 20 тысяч рублей).
Лучше кэшбэка
Больше, чем туристический кэшбэк, внутренний туризм поддержали программы, разработанные участниками отрасли вместе с региональными правительствами. Например, TUI Россия впервые запустили чартерную программу в Бурятию, на Байкал. Туристы могли выбрать из шести программ стоимостью от 30 тысяч рублей за человека, включающих перелет, проживание в отелях Улан-Удэ и на побережье Байкала, трансферы и базовый набор экскурсий.
«Чартерная программа – это не только отдых в первозданной природе, – подчеркнул глава Республики Бурятия Алексей Цыденов. – Это, прежде всего, культурный, познавательный и этнический туризм. Буддийские монастыри привлекают тысячи паломников ежегодно. Самый известный храм буддизма – Иволгинский дацан, где хранится драгоценное нетленное тело Хамбо ламы Итигэлова. Также у нас, пожалуй, самая большая община старообрядцев в России, которые сохранили свой уникальный уклад жизни».
На Кольском полуострове при поддержке комитета по туризму Мурманской области разработали экскурсионные программы, включающие обзорные экскурсии по Мурманску и Североморску, посещение музея-ледокола «Ленин», а также автобусный тур в прославленную режиссером Андреем Звягинцевым Териберку, где с конца августа можно наблюдать Северное сияние. Можно отправиться на экскурсию в саамский этнографический музей под открытым небом «Самь Сыйт», в хаски-парк, заказать горнолыжный или гастрономический тур.
Последние развивают сегодня многие регионы. Например, в Алтайском крае выделен грант на организацию гастрономических туров, в ходе которых туристы посетят пасеки, мараловодческие хозяйства, сыроварни. Гранты получат и предприниматели Красноярского края – один из гастротуров рыбный, другой предусматривает посещение монастырей вдоль Енисея.
Из-за возросшего интереса к внутреннему туризму регионы намерены уделять больше внимания его развитию. В Коми, например, планируют создать Агентство по развитию туризма, а на Камчатке – мастер-план туристического развития региона. «Договорились с Ростуризмом о том, что будем тесно сотрудничать по его разработке. Будем ориентироваться на привлечение как отечественных, так и международных экспертов – архитектурных и других организаций – для создания полноценной программы, где будут учтены все особенности региона», – рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Начальной точкой в создании мастер-плана, как предполагается, станет локальный план развития исторического центра Петропавловска-Камчатского. Основная цель – сделать Камчатку местом круглогодичного туризма, а также сделать регион более доступным для туристов. Планы амбициозные. В частности, к 2025 году планируется создать 10 тысяч рабочих мест в сфере туризма. По количеству рабочих мест туризм будет сопоставим с базовой отраслью экономики – рыбохозяйственным комплексом.
Наращивать занятость в туризме намерены и в Калининградской области. Рассказывая о промежуточных итогах туристического сезона этого года, министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак отметил, что одной из проблем стала нехватка квалифицированных гидов-экскурсоводов. Ее планируется компенсировать увеличением бюджетных мест по программе подготовки специалистов в два раза. В 2021 году за счет средств областного бюджета пройти обучение смогут не менее 80 экскурсоводов.
Опора – на нацпроект
Общенациональный план восстановления экономики предусматривает выделение на туризм и индустрию гостеприимства 73 миллиарда рублей в 2020 – 2021 годах. В частности, на субсидирование направлений внутреннего туризма в 2020 году выделено 15 миллиардов рублей.
В отрасль планируется привлекать и частные инвестиции. Для этого Российский союз туриндустрии, Общенациональный союз индустрии гостеприимства и Союз развития туризма предложили создать «Клуб инвесторов туриндустрии», который занимался бы привлечением частных российских и зарубежных инвестиций, разрабатывал меры поддержки отрасли (например, субсидирование кредитной ставки при строительстве отелей до 3%) и выступал инкубатором для отраслевых стартапов.
Создание клуба – одно из экспертных предложений для включения в национальный проект «Туризм», над которым сейчас работает правительство. Нацпроект предполагает комплексное развитие наиболее перспективных с точки зрения туризма территорий. Сейчас определены более 11 кластеров, в которых туризм должен стать системообразующей сферой экономики. Благодаря реализации нацпроекта количество рабочих мест в отрасли вырастет более чем вдвое, а количество поездок россиян по стране – втрое.
Анна Белова