Экономическое планирование в новой реальности

Планирование в любой экономической системе объективная реальность. Применительно к России часто вспоминают Госплан. Но эксперты справедливо отмечают, что в рыночной экономике повторить его невозможно. При этом большинство исследований показывают: участники рыночных отношений сами не устранят многие дисбалансы в экономическом развитии: они могут быть сглажены только за счет непосредственного участия государства в рамках заранее планируемой деятельности.

Это нужно вчера

В новой геоэкономической реальности государство все больше будет принимать участие в экономиках. Этот факт уже стал мейнстримом. Он, в частности, отражен в докладе ООН «Международное экономическое положение и перспективы». Это делается из-за того, что многие текущие проблемы неразрешимы рыночными путями. Для России, находящейся в беспрецедентной ситуации внешнего давления (11 307 санкций по состоянию на середину февраля 2023 года) планирование хозяйственной деятельности со стороны государства тем более актуально как никогда.

В начале февраля на разных площадках, в том числе в РЭУ им. Г. В. Плеханова и Вольном экономическом обществе России, прошли научные конференции, посвященные вопросам планирования. Чего не хватает существующим планам? Как должны разрабатываться стратегии? Где план нужен, а где нет? Эти вопросы были основными в ходе дискуссий.

Как отметил в интервью «ВЭ» директор Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ РАН), член-корреспондент РАН Альберт Бахтизин, исправление возникающих перекосов в рыночной экономике, а также часть важнейших жизненных сфер, связанных с образованием, здравоохранением, безопасностью, должны не просто регулироваться государством, а развиваться в соответствии с долгосрочными планами, увязанными с имеющимися у страны ресурсами и другими отраслями экономической системы.

«В случае же серьезных внешних угроз только государство способно переориентировать экономику для оперативного решения возникающих задач», считает ученый.

Опыт СССР

По некоторым оценкам, среднегодовой темп роста ВВП СССР в 1945–1950 годах составлял 14%, в 1951–1955 годах — 11%, в 1956–1960 годах — 9%. Успех советского планирования оказал большое влияние на Индию, Китай и другие страны, внедрившие у себя экономическое планирование и являющиеся сейчас одними из ключевых государств мира. В странах с рыночной экономикой, например, Франции, Германии, Японии, в той или иной степени используется индикативное планирование. Конечно, плановая экономика не лишена недостатков, но в текущей ситуации для России реализация ее отдельных элементов жизненно необходима.

ЦЭМИ РАН совместно с ФСО России, с применением методов многомерного статистического анализа, обработали большой объем разнородной статистической информации по 193 странам — членам ООН. Выявляли факторы, оказывающие влияние на интегральные индексы национальной безопасности для государств, относящихся к различным группам. Выяснилось, что наиболее уязвимые места нашей страны в сравнении с группой стран — мировых лидеров — практически все показатели, связанные с человеческим капиталом. Основной вывод исследования: участники рыночных отношений сами по себе не разрешат эту ситуацию и такого рода дисбалансы могут быть сглажены только за счет непосредственного участия государства в рамках заранее планируемой деятельности.

Для модернизации нужен новый подход к плановым методам

Новые подходы

Члены Координационного клуба Вольного экономического общества России провели экспертную сессию на тему «Планирование в реалиях глобальных трансформаций: новые подходы, проблемы и решения». Один из выводов, который был принят почти единодушно, состоит в том, что в условиях внешних и внутренних вызовов России нужно совершенствовать плановую систему.

Директор ИНП РАН Александр Широв, в частности, подчеркнул, что важно расширять составляющие планирования, учитывая существующие санкционные ограничения. Депутат Госдумы экономист Николай Новичков считает, что внедрение плановых методов в управление экономикой позволит решить задачи импортозамещения, в частности, определить общую потребность в тех или иных изделиях или материалах, перспективы реализации готовой продукции.

«Современные цифровые технологии дают возможность использовать принципы и методы плановой экономики в управлении народным хозяйством, преобразовывать цели в конкретные планы для страны, отраслей, сфер деятельности, рынков», — считает Николай Новичков.

Как отметил на сессии Координационного клуба президент ВЭО России, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов, одной из основных проблем плановой системы СССР было неудовлетворительное управление массивами данных. Эта проблема актуальна до сих пор.

Последние официально опубликованные данные Росстата на момент их анализа уже нельзя использовать для краткосрочных целей. Так, базовые таблицы «затраты-выпуск» от Росстата содержат информацию за 2016 г. (≈ 60 отраслей и продуктов), а таблицы ресурсов и использования товаров и услуг за 2019 год (≈ 100 отраслей и продуктов). Например, в США Бюро экономического анализа ежегодно рассчитывает межотраслевой баланс в разрезе 190 отраслей (на этой основе Бюро опубликовало прогноз до 2031 года), а для некоторых периодов (2007 и 2015 годы) данные рассчитаны в разрезе 405 отраслей. Альберт Бахтизин напомнил, что это делается, несмотря на суждения многих экономистов о том, что межотраслевой баланс особенно не нужен, поскольку является пережитком плановой экономики.

Заместитель декана экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Курдин считает, что для повышения качества планирования следует выстраивать систему координации в экономике поэтапно: «Для начала надо синхронизировать государственные институты, добиться того, чтобы они действовали как целостный организм. Перед тем как «залезать» в координацию частных предприятий, государство должно научиться хорошо координировать себя». Пока уровень внутренней координации государственных служб, а именно распределения государственных заказов и поддержки, которые призваны способствовать правильному выстраиванию производственных цепочек, недостаточен, убежден ученый.

Отправные точки

На Всероссийской научной конференции «Государственное планирование РФ: отечественный и международный опыт, преемственность и ближайшие перспективы», которая была организована РЭУ им. Г. В. Плеханова и МФЮА, главными спикерами выступили вице-президенты ВЭО России сенатор Сергей Рябухин и академик РАН Сергей Глазьев. Участники круглого стола приняли резолюцию о необходимости развития системы государственного планирования для обеспечения национальной безопасности, технологического суверенитета и экономического развития России.

Из резолюции Всероссийской научной конференции «Государственное планирование РФ: отечественный и международный опыт, преемственность и ближайшие перспективы»

Предлагается сформировать постоянно действующую рабочую группу по совершенствованию методологии государственного планирования для проведения научных исследований по следующим направлениям:

Разработка предложений по созданию цифровой платформы государственного планирования, предназначенной в том числе для поддержки системы планирования и управления высокотехнологичными отраслями, программами и проектами.

Совершенствование механизмов разработки и реализации документов государственного планирования на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях, обеспечивающих содержательное и временное взаимное согласование данных документов, их согласование с предпринимательским сообществом.

Решение проблемы согласованности стратегического государственного планирования и бюджетного процесса в целях обеспечения приоритета национальных целей в области национальной безопасности и социально- экономического развития, концентрации ресурсов на ключевых направлениях.

Разработка программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, обеспечивающих формирование необходимых профессиональных компетенций в сфере государственного планирования с учетом современных требований.

Планирование для промышленности

«Планирование и единая промышленная политика — это единая программа, которую принимает государство в варианте глубоких реформ. Полностью реализовать это пока не удастся, но стремиться к этому идеалу необходимо, считают самые разные эксперты. Это нужно для того, чтобы получить максимально возможный позитивный результат. Такая программа должна иметь дерево целей, план трансформации институтов (в сфере отношений собственности, распределения), директивный план для госсектора, план госинвестиций и госзакупок, систему селективного регулирования, а также определенные социальные, экологические, технические нормативы», — отметил профессор МГУ, вице-президент Вольного экономического общества Александр Бузгалин.

Руководитель Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО имени Е. М. Примакова РАН Сергей Кислицын подчеркнул, что, судя по мировому опыту, совершенствование системы планирования — процесс длительный: «В Советском Союзе с момента создания Госплана до запуска первой пятилетки прошло семь лет. Китай готовил первый план четыре года. Во Франции это заняло четыре года. В текущей ситуации, когда у нас происходит перестройка внешнеэкономических связей и в целом трансформируется международная система, при любой попытке изменить систему планирования мы выходим за горизонт 2025 года».

Автор: Иван Раздольев

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Государственное планирование может оказаться неэффективным из-за того, что действующая в стране нестабильная и чрезмерно усложненная налоговая система в сочетании с постоянными репрессиями не даст возможности предприятиям успешно выполнять государственные планы. Нужна радикальная налоговая реформа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь