Воскресенье, 29 сентября, 2024

Сергей Калашников: «Нам придется как в 90-е строить экономику с нуля»

Сергей Калашников,

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации СФ РФ по экономической политике, д.э.н., профессор

Ситуация с коронавирусом и падением цен на нефть просто ускорила те экономические процессы, связанные с новым технологическим укладом, которые начались 15–20 лет назад. Сейчас мы пытаемся восстановить экономику по старым лекалам, которые уже доказали свою неэффективность. Другими словами, все считают, что когда мы поставим точку в истории с коронавирусом, вырастет стоимость нефти, все вернется на круги свои – как  это было в предыдущие годы. Не вернется. И вот почему. Нас ожидает неопределенное падение до 10% ВВП, как прогнозируют международные эксперты, в ближайшие 2–3 года. Это приведет к тому, что нам придется как в начале 90-х с нуля строить экономику в новых неведомых нам условиях.

Малый бизнес выживет. Другое дело, что он будет развиваться по-другому, используя новые технологии и ниши. Будут ли созданы условия для малого бизнеса? Если мы не откажемся от его жесткого регулирования, то затормозим его развитие.

Важный момент: мы считаем, что деньгами можно помочь. Нуждающимся, тем, у кого нет денег на еду, помочь нужно, это социальные обязательства. При этом следует понимать, что выполнение социальных обязательств не является локомотивом экономики. Залить экономику деньгами – самый простой способ поднятия потребительского спроса. Но этот потребительский спрос уйдет на импортные товары, потому что основная масса товаров сегодня идет из-за рубежа. Вопрос – поднимет ли это нашу экономику?

Мы стоим на пороге необходимости структурных изменений. Решение экономических проблем сегодня лежит в политической плоскости. Это не проблема власти или соответствующих политических сил, это вопрос – сможем ли мы отказаться от старых догм и исправить ошибки или будем воссоздавать систему, которая с 2012 года демонстрирует неэффективность. Речь идет прежде всего о финансово-кредитной системе, валютном регулировании и стимулировании производительности труда. Повторюсь – мы сейчас находимся на пороге либо обвального падения, либо отказа от мифов, с которыми мы жили последние 20 лет.

По материалам 27-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему «Российский бизнес: остаться в живых»

Эксперты ВШЭ оценили план Мишустина по восстановлению экономики

План действий, который был недавно представлен кабинетом министров президенту страны, должен обеспечить рост реальных доходов граждан, восстановлению эффективной занятости и платежеспособного спроса. Эксперты ВШЭ прокомментировали мероприятия плана в пятом выпуске аналитического бюллетеня НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире.

Эксперты отмечают, что удержать безработицу на уровне целевых 5% будет сложно и предусмотренных в плане мер для этого не достаточно.

По мнению ученых, программы поддержки неразвиты, а число зарегистрированных безработных растет. На 3 июня 2020 года в России было 2,2 млн безработных, что практически в 3 раза превышает уровень безработицы на 1 марта 2020 года. И эти цифры не учитывают незарегистрированную и скрытую безработицу.

Еще один целевой показатель – снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до уровня 2019 года (12,3% от общей численности населения). Уровень бедности в кризис, по экспертным оценкам, повысился до 19,9%, но принятые правительством меры погасили почти половину этого прироста.

«Однако, мы видим две проблемы, которые могут помешать достижению целевого сокращения бедности, – отмечают авторы бюллетеня, – потенциал позитивного влияния на бедность тех мер, которые только планируется принять, существенно ниже, чем пакет уже реализованных мер, и по механизму своего влияния они не в состоянии нивелировать в полном объеме прирост бедности, обусловленный пандемией».

Экономисты также обращают внимание на то, что вне зоны действия мер Плана остались неформально занятые и бедные семьи с детьми в возрасте от 8 до 16 лет, которые не получают регулярную поддержку и составляют 43% от всех бедных семей с детьми. Они будут тянуть бедность вверх.

Ученые полагают, что для выхода на целевые показатели по сокращению бедности необходимо ввести ежемесячное пособие на детей из бедных семей в возрасте от 7-16 лет. Эта мера коснётся 2,7 млн. детей. В бюллетене отмечается, что имеет смысл привязать это пособие к активным программам занятости, как например в случае с пособием для детей в размере 3 тыс. руб., выплачиваемого безработным родителям.

Вадим Прасов: «30% отелей больше никогда не откроются»

Вадим Прасов,

Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, заместитель заведующего кафедрой «Менеджмент в индустрии гостеприимства» РАНХиГС

Недавно произошло важное для нас событие. Вышло Постановление Правительства РФ № 792, которое коснется сферы туризма, и, возможно, гостиничный бизнес наконец получит секторальные меры поддержки.

В стране много говорится о поддержке малого и среднего бизнеса, но, как ни странно, половина номерного фонда в российских отелях находится за пределами МСБ и не получила поддержки, о чем мы неоднократно говорили на самых разных уровнях. Мы пытались обратить внимание на то, что это как раз тот самый бизнес, который за последние 10-15 лет инвестировал значительные суммы в новые средства размещения и который остался без поддержки. Посмотрим, как будет развиваться история с Постановлением № 792. Оно должно дать возможность секторальной поддержки нашей отрасли независимо от кодов ОКВЭД, вернее с расширением кодов ОКВЭД, относящихся в том числе к гостиничной деятельности.

Хотелось бы отметить неразбериху на уровне некоторых рекомендаций того же Роспотребнадзора, которые впоследствии ложатся в основу постановлений региональных властей, как правило, ужесточающих этапы выхода из пандемии. В результате этих рекомендаций гостиничный бизнес уже три месяца существует без загрузки и доходов и пока не может принимать гостей. Мы наблюдаем это почти во всех регионах. Надеюсь, обращения к Роспотребнадзору дадут результаты.

Очень ждем от Правительства РФ общенациональный план по восстановлению экономики. Есть информация, что в нем будет заложена льготная ставка НДС для туристической отрасли. О необходимости этой меры мы говорили много лет. Возможно, мы наконец увидим туризм как одну из отраслей экономики, чего он, как показывает практика многих стран, заслуживает.

В целом ситуация в отрасли тяжелая. Около 30% отелей не откроются. Причем не только маленькие, но и средние, крупные отели больше никогда не примут постояльцев. Кризис не пощадил никого.

По материалам 27-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему «Российский бизнес: остаться в живых»

Никита Масленников: что не позволяет Правительству включить меры поддержки на полную?

Tue., Sep. 29, 2015, Russia, Moscow. [English translation in progress (1)] Kommersant Photo/Gleb Schelkunov #RU 29.09.2015, Россия, Москва. Директор Департамента по информационной политике и связям с общественностью Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников во время заседания Комитета гражданских инициатив, посвященное обсуждению Аналитического доклада "Новое позиционирование России в глобальном хозяйстве – возможности и перспективы" и Методики оценки социально-экономической и политической напряженности в регионах. Заседание прошло в Центре международной торговли (ЦМТ). Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Никита Масленников,

Ведущий эксперт Центра политических технологий

Ситуация, на мой взгляд, достаточно жесткая. Она хорошо характеризуется докладом бизнес-омбудсмена Бориса Титова Президенту Российской Федерации. Приведу буквально несколько цифр. 70% субъектов экономики несут существенные потери. У 67% – выручка упала ниже 35%. 53% – определяют свое положение как катастрофу. 53% – фиксируют падение спроса на продукции и услуги примерно на 50% и более. У 62% – шансы на посткризисное выживание, по их мнению, не превышают 10%. Положительно оценивают меры государственной поддержки всего 27,8% респондентов, отрицательно – 55,1%. Если говорить о государственной поддержке, расклад простой: ее критериям соответствует примерно четверть пострадавших, а нужна она как минимум 70% российских компаний.

Тем не менее экономика начинает восстанавливаться, о чем свидетельствуют опережающие показатели. Индекс PMI обрабатывающих отраслей России в мае вырос до 36,2 балла – уже хорошо! В апреле он составлял 31 балл. Объем и динамика входящих платежей в отраслях российской экономики дают представление об изменениях активности в секторах и их финансовом состоянии. Среднее значение отклонения объема входящих платежей от «нормального» уровня в мае составило 14%, в апреле было – 19,2%. То есть здесь тоже есть улучшение. Однако все это пока не вызывает восторгов относительно того, что еще немножко и прорыв не за горами.

Регуляторы сейчас очень сдержаны в принятии решений. Основания понятны: картина второго квартала неочевидна. С точки зрения ситуации в мире есть неопределенность с третьим и четвертым кварталом. Прокатится ли вторая волна пандемии? Как будет развиваться ситуация с торговыми противоречиями США и Китая? Есть большое количество факторов, которые не позволяют сегодня Правительству включить меры поддержки на полную.

Тем не менее опыт предыдущих месяцев уже выстроил структуру запроса бизнеса относительно среднесрочной перспективы. Первое – все, что помогает снижать издержки. Любые средства, применяемые Правительством, будут хороши, в том числе административные. Поэтому принципиально важны продолжение контрольно-надзорной реформы, восполнение оборотных средств предприятий, снижение рисков неплатежей и банкротств и, естественно, перезагрузка законодательства о банкротстве, комфортность выхода на стандартные режимы уплаты налогов и страховых взносов и поддержка потребительского спроса в ближайшие 3–4 квартала.

А дальше начинается самое интересное! Встает вопрос о необходимости стимулирования инвестиционного спроса, потому что с 2022 года мы попадаем в ловушку, когда по прогнозам идет скользящее снижение темпов ВВП и экономика возвращается к объемам потенциального выпуска докризисных периодов. И это существенный вызов для экономической политики. Есть в национальном плане хотя бы приблизительный ответ на него? Посмотрим.

По материалам 27-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему «Российский бизнес: остаться в живых»

Михаил Ершов: «России нужны длинные деньги»

Михаил Ершов,

Главный директор по финансовым исследованиям «Института энергетики и финансов», профессор Финансового университета при Правительстве РФ, член Президиума ВЭО России 

Наша экономика столкнулась одновременно с двумя шоками – стрессом спроса и стрессом предложения. Недавно был интересный опрос у международной компании «Делойт». Крупный бизнес спросили, что в первую очередь мешает ему выходить из кризиса? 80% респондентов ответили, что обесценивание рубля. Кроме того называли снижение доходов и сжатие спроса.

Хотел бы поднять и общеэкономический вопрос – ключевой ставки. Она составляет сейчас 5,5% – это выше, чем в большинстве стран. То есть потенциал для снижения у нас есть. Это отмечают и международные агентства.

Дальше на повестке дня – снижение налогов и НДС. Даже Банк России в своем ежегодном отчете отмечает негативные последствия, к которым привело повышение НДС.

Системный вопрос – наличие длинных денег. Пересмотра механизмов и подходов к формированию длинных денег не избежать. Центральные банки развитых стран ведут политику по эмиссии длинных финансовых ресурсов и в целом по расширению длинных денег в экономиках. На балансе Банка России длинных бумаг меньше 1%. Почувствуйте разницу. В основном длина бумаги в ФРС, в США – 30 лет и до 40 лет – в Японии. Если ваш центральный банк делает 40-летнюю целевую эмиссию на космос, как в Японии, например, или на малый бизнес, или 30 лет на ипотеку, как в США, – экономика сразу получает мощнейший пласт длинных денег. Эти механизмы апробированы и эффективны, многие годы они демонстрировали свои преимущества – есть над чем подумать.

Повторюсь, запас прочности у нас есть. Международные агентства полагают, что перспективы маневров наших регуляторов лучше, чем у многих других стран, в том числе стран БРИКС, Бразилии, Индии, Саудовской Аравии, Южной Африки. Мне кажется, приходит время смягчить жесткие подходы там, где это требуется, и разумно пересмотреть некие механизмы финансовой и денежно-кредитной политики, тем самым не доводя ситуацию до обострения. Мне представляется, если мы вовремя и правильно подойдем к этим вопросам, то в общем нам удастся более менее неплохо выйти из того кризиса, который и мы, и мир сейчас испытываем.

По материалам 27-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему «Российский бизнес: остаться в живых»

Борис Рыбак: «Пассажирский транспорт в стране умер»

Борис Рыбак

Заместитель председателя Общественного совета Аэрофлота, генеральный директор компании Инфомост Консалтинг, председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию дорожной и автомобильной грузовой отрасли

Грузовые перевозки показывают падение по всем секторам в районе от 15 до 20%. Тем не менее они еще живы. Пассажирский транспорт в стране умер. Причем это происходит не только в России. Шансов на то, что он переживет эту катастрофу в существующем виде нет. Я абсолютно в этом уверен. Очевидно, что восстановления пассажирских перевозок до изобретения вакцины не произойдет, а что будет после – неизвестно. Cистема пассажирских перевозок будет создаваться заново. Все изменится. Каким образом – посмотрим. Сегодня сложно делать прогнозы, хотя некоторые консультанты пытаются, но это пока не выдерживает никакой критики.

Умерли не только пассажирские перевозки, но и бо́льшая часть малого бизнеса. К осени он исчезнет полностью. В среднем бизнесе наблюдается та же тенденция. Но будучи мобильным, изобретательным и живучим, малый бизнес прорастет вновь – в других формах и ипостасях. Предпринимательский дух не убить – даже в нашей стране.

Я хочу обратить внимание на важный момент, который касается и больших частных компаний, и малого, и среднего бизнеса. Волна банкротств, которая к осени накроет транспортный сектор, создает ситуацию, когда огромное количество предпринимателей окажется под угрозой уголовного преследования. В частности, те люди, которые не успеют сократить персонал. Правительство предоставляет помощь компаниям, которые сохранили 90% сотрудников. За каждого работника пострадавшей компании правительство компенсирует один МРОТ в месяц (12 130 руб. в месяц). Эта сумма – что мертвому припарка. Есть же еще и налоговая нагрузка, потому что мы говорим о предприятиях, которые платили и будут платить налоги.

Освобождение предпринимателей, которые окажутся не в состоянии выполнить свои обязательства, в том числе по выплате заработных плат, от уголовной ответственности и ответственности собственным имуществом – это важно. Среди этих предпринимателей много хороших, предприимчивых, честных, замечательных людей. И если сейчас они окажутся под угрозой, это ударит по процессу восстановления бизнеса в стране, потому что это наш человеческий капитал, из которого впоследствии прорастет новый бизнес.

По материалам 27-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему «Российский бизнес: остаться в живых»

 

Владимир Гутенев: «Необходимо пересмотреть политику Центробанка»

Владимир Гутенев,  

Первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству 

Cитуация к марту этого года была не самая благоприятная. Мы наблюдали и консервативную политику Центробанка, и низкую эффективность реализации национальных проектов, и инерционность экономического блока Правительства, и накопившиеся структурные проблемы. Все это усугублялось политикой сдерживания со стороны внешних сил. Это в том числе и попытки срыва уже заключенных контрактов, препятствия к заключению новых – с этим был ряд проблем.

Я бы не стал демонизировать проблему COVIDа. Здесь наложилась и нефтяная проблема, и сдерживание развития Китая, в частности, тревожит не самая удачная практика ЦБ размещения юаня в части резерва. Мы понимаем, что не исключена девальвация юаня – не хотелось бы терять деньги.

Мы возлагали определенные надежды на посвященный промышленности Госсовет, который должен был состояться этой весной. Было разработано 20 проектов, которые должны были внести серьезные изменения в экономический ландшафт. Было ощущение, что и новое Правительство готово к изменениям и хочет продемонстрировать свою состоятельность в тех жестких рамках, в которые нас загнал идеальный шторм.

Общественными организациями был разработан ряд предложений. Я бы разделил их на две категории. Первая – это, где мы просим ресурсы и возможности, и вторая, где просим сохранить инвестиционные программы, которые сформированы крупнейшими игроками, к примеру, инвестпрограмма РАО «РЖД». Ее изменение привело бы к фатальным последствиям для локомотивостроения, вагоностроения и смежных производств. Направленные Президенту предложения уже нашли воплощение в ряде поручений. Президент провел совещание по авиастроению. В результате заказ на военную технику поступил в более ранние сроки. Достигнута договоренность о поставке 60 вертолетов для санавиации. Выделено 23 миллиарда рублей для импортозамещения по «Сухому Суперджету». Большая субсидия выделена на устранение плохой задолженности в Объединенной авиационной корпорации. Был принят ряд мер по автомобилестроению. Увеличены объемы по субсидированию для производителей сельхозтехники – это Россельмаш и прочие структуры. То есть реакция не текущие вызовы неплохая, но необходимы системные изменения.

Нужно поддерживать системообразующие отрасли, но упор делать на высокомаржинальные, высокотехнологичные направления, где существует большой потенциал импортозамещения. В связи с чем я считаю необходимым пересмотреть политику Центробанка в части учетной ставки. Есть возможность продемонстрировать это 19 июня на заседании совета директоров ЦБ. Во многих странах ставка близка к нулевой. В некоторых странах она отрицательная. Необходимо снижать нагрузку на бизнес – либо сокращать налоги, либо повышать эффективность нацпроектов. Следует предоставить преференции производителям высокотехничной продукции и проектам по импортозамещению. И, конечно, нужно пересмотреть инвестиционные проекты по ТЭКу, сырьевым направлениям, избавится от «незавершенки» как от тяжелого бремени.

Я считаю, мы можем рассматривать дефицитный бюджет и некую эмиссию. Нам необходимо стимулировать внутренний спрос и, соответственно, рост потребления со стороны граждан. Но это не отменяет задачи радикальных изменений экономического ландшафта, потому что существующая ситуация не позволяет нам расти необходимыми темпами.

По материалам 27-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему «Российский бизнес: остаться в живых»

Яков Миркин: «Сильный рубль – ограничение для восстановления экономики»

Яков Миркин,

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, профессор, член Правления ВЭО России

В текущей ситуации самые большие риски связаны с попыткой восстановления стагнационной модели экономики. Существенные риски кроются и в реализации мер поддержки бизнесу и населению. Невозможно заниматься восстановлением экономики, не согласовывая бюджетную и налоговую политику с валютной. Возможно, сейчас мы делаем большую ошибку. Сильный рубль – ограничение для восстановления экономики в отсутствии снижения процентов и доступности кредитов. Для восстановления  экономики необходимы не только бюджетные расходы, но и макроэкономическая политика с учетом всех возможных инструментов.

Я бы также поставил вопрос о системе управления мерами поддержки.

  • управлением ее объемами.В России выделены на эти цели чуть больше 3% ВВП. Это гораздо меньше 7-10% ВВП, которые выделяются в развитых странах.
  • управлением скоростью, с которой меры доходят до бизнеса. Сегодня всего 10% российских компаний смогли воспользоваться господдержкой. Борис Титов в докладе Президенту привел важные цифры. Реальные расходы, осуществленные на господдержку, составляют 500 миллиардов рублей. Спустя два месяца этой вакханалии до бизнеса дошло всего 500 миллиардов рублей, или 0,5% ВВП.
  • управлением по отклонениям – отраслевым, региональным, по секторам. Статистика показывает, где самые большие провалы. В сфере услуг, а это 60% ВВП, в апреле провал около 40%. На десятки процентов упало машиностроение. Производство компьютеров сократилось на 27%, электрического оборудования – на 27%, автотранспорта – на 60%, мебели – на 25%, одежды – на 28%, женских платьев – на 65%, древесины – на 19%, журналов – на 58%, стекла – на 42%, фасадной плитки – на 35%, обоев – на 83%, экскаваторов – на 55%, строительство жилых домов – на 37%. Мы собираемся строить, мы собираемся продолжать национальные проекты?

В системе управления поддержкой очень важно понимание, где не только отраслевые, но и региональные провалы. Хорошо известно, что у нас 15–20 регионов – это зоны национального бедствия. Я пока не вижу аналитики, в каких регионах происходят самые крупные провалы в местной экономике?  Те суммы, которые официально выделялись в помощь регионам, они на самом деле незначительные. Речь идет о нескольких сотнях миллиардов рублей.

И еще один вопрос системы управления – это обзор экономического пространства. Из 161 кода ОКВЭД 95 кодов не включены в список пострадавших отраслей, а на 26 – меры поддержки распространяются лишь частично.

По материалам 27-й экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему «Российский бизнес: остаться в живых»

Экономисты нашли позитив в кризисе

Снижение ВВП России из-за карантина оказалось меньше ожидаемого. Экономисты отмечают, что оценки спада экономики во втором квартале многих экспертных групп, в том числе и правительственных, оказались слишком пессимистичными.

«В I квартале 2020 года разворачивающаяся пандемия COVID-19 и связанные с этим карантинные меры затронули рост ВВП и промышленного производства в России слабее, чем можно было бы ожидать», – заявил главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, профессор Леонид Григорьев.

Профессор Григорьев отмечает, что в других странах уже введенные ограничения на рекреацию, перелеты и другие услуги, потребляемые состоятельными слоями общества, вызвали более глубокое падение потребительской активности, чем в России.

В 2020 году темпы прироста промышленного производства в России в целом сократились. В I квартале значение показателя составило 1,5% после 2,4% в аналогичный период предыдущего года, говорится в бюллетене Аналитического центра при Правительстве РФ.

Тем не менее, прирост выпуска обрабатывающих производств, напротив, увеличился до 3,8% в годовом выражении после 0,8% в I квартале 2019 года, а темп прироста ВВП составил 1,8%.

«Если посмотреть на динамику промышленного производства, у нас есть много видов деятельности, где, несмотря на кризис, наблюдается рост», – рассказал заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования Александр Широв.

Согласно Минэкономразвитию, динамика промышленного производства в апреле оказалась лучше оценок международных и отечественных организаций. В частности, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), сокращение в нерабочем месяце могло варьироваться в диапазоне 5–10%. Кроме того, спад в промышленности был меньше, чем в других развитых и развивающихся странах в период действия карантинных ограничений. Например, промышленный выпуск в США в апреле рухнул на 15,0% в годовом выражении, в Германии в марте — на 11,6%.

Александр Широв полагает, что падение ВВП, которое в этом году составит 5–6%, на фоне остановки экономики – это неплохой результат.  «Но главный вопрос – в том, что будет дальше, как может измениться экономическая политика, в том числе в рамках общенационального плана по восстановлению экономики, представленного Президенту на прошлой неделе», – добавляет ученый.

Ученые назвали главные источники роста экономики России

Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН полагают, что в российской экономике есть существенные резервы производственных мощностей и неиспользуемых финансовых ресурсов, которые могут дать возможность для повышения темпов роста. Об этом говорится в новом выпуске журнала ИНП ПАН «Проблемы прогнозирования».

Экономисты в первую очередь обращают внимание на загрузку производственных мощностей. Так, по оценкам ИНП РАН, загрузка до 50% характерна для производств инвестиционного комплекса машиностроения и производства изделий из металлов, а загрузка мощностей до 65% наблюдается в производстве потребительской продукции (пищевые продукты и легкая промышленность) и производстве продукции последних переделов (стройматериалы, резиновые и пластмассовые изделия).

Эксперты указывают и на резервы в части использования трудовых ресурсов. По данным ИНП РАН, в 2018 году почти 26% трудящихся в российской экономике были заняты низкоквалифицированным и низкооплачиваемым трудом, а около 22% всех занятых в обрабатывающей промышленности работали с низким уровнем интенсивности.

Помимо потенциала расширения выпуска в российской экономике также имеются возможности для роста потребления населения, что обусловлено накоплением неудовлетворенного спроса, вызванного снижением реальных располагаемых доходов населения в последние годы, полагают экономисты.

«Если бы в  2014-2018 годы спрос населения на товары длительного пользования сохранялся на уровне 2010-2013 годов, то за этот период было бы приобретено дополнительно свыше 4 млн. новых легковых автомобилей, почти 5 млн. холодильников, 4 млн. стиральных машин и т.д.», – отмечается в статье.

По расчетам экспертов ИНП РАН, увеличение доходов населения на 1% будет сопровождаться, например, увеличением спроса населения на покупку транспортных средств на 1,7%.

«По нашим оценкам, если удастся задействовать имеющийся потенциал экономического роста, среднегодовой темп прироста ВВП в среднесрочной перспективе до 2025 года может достигать 4-4,5%, а в долгосрочной перспективе  2026-2035 годах – 3,0-3,7% в год», – полагают авторы статьи.