Понедельник, 23 сентября, 2024

Валютно-финансовые подходы в условиях санкций: новые решения

Михаил Ершов,

Член Президиума ВЭО России, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, член комиссии по банкам и банковской деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей, д.э.н.

– В результате масштабных антироссийских санкций, принятых ведущими странами Запада, в российской экономике возникают качественно новые проблемы, и мы должны быть готовы решать их, опираясь на качественно новые механизмы. Следует при этом учитывать, что санкции против России будут иметь длительный характер. В частности, Всемирный банк оценивал продолжительность санкций в 50 лет. О формирующейся качественно новой ситуации также говорила глава ЦБ РФ Э. Набиуллина: «Внешние условия изменились надолго, если не навсегда, и значимо изменились». Все это говорит о том, что новые подходы должны иметь долгосрочный и устойчивый характер.

Одной из наиболее значимых предпринятых антироссийских санкций была заморозка более половины международных резервов России. Как ни странно, эта мера многих застала врасплох, хотя ее вероятность была вполне прогнозируема. Спустя три года после начала предыдущей волны санкций против РФ (в 2014 г.) вложения ЗВР России в инструменты стран, вводивших санкции, оставались довольно высокими. Более того, обращало на себя внимание, что и до санкций, и после них и страновая география их размещения, и инструменты менялись не существенно.

О вероятности замораживания мы писали еще в 2017 г.: «необходимо сократить вложения ЗВР России в американские активы, они остаются крайне высокими. Это чревато риском замораживания этих средств». Действительно, затем вложения российских ЗВР в казначейские облигации США были сокращены (с 102 млрд долл. в конце 2017 г. до менее 10 млрд долл. к середине 2019 г.), но полученная долларовая ликвидность по сути перетекла на депозиты в американские банки, что не сильно сокращало риски. При этом, по последним доступным данным ЦБ РФ, на середину 2021 г. более половины всего объема ЗВР были по-прежнему размещены в странах, которые ввели санкции против России.

Сейчас часто говорят, что заморозка ЗВР России — это дефолт западных стран перед Россией. Однако дефолт предполагает, что сторона готова выполнить свои обязательства, но не может. В рассматриваемом случае западные страны в состоянии выполнить свои обязательства, однако они этого не хотят. И это не позволяет назвать ситуацию дефолтом в строгом смысле слова. Точнее было бы сказать, что сложившаяся ситуация с заморозкой российских ЗВР по сути граничит с «отъемом» средств, что фактически означает демонтаж прежних правовых параметров взаимодействия.

Между тем объемы ЗВР России по-прежнему довольно значительны, хотя возможности их применения и ограничены для стабилизации курса рубля. В такой ситуации представляется тем более актуальным часть ЗВР направить на финансирование развития внутренней экономики, что неоднократно предлагалось экспертным сообществом и до введения санкций.

Следует также иметь в виду, что чрезвычайная ситуация очевидно потребует дополнительных расходов, которые позволили бы решать возникающие проблемы. При этом, однако, представляется, что направление всех ЗВР на решение возникших проблем было бы нецелесообразно, т.к. некий резерв необходимо естественно поддерживать (как рекомендуется международными стандартами — не менее трехмесячного импорта). В этой связи для обеспечения необходимого уровня расходов, вероятно, потребуется модификация в денежно-кредитных подходах для насыщения экономики достаточным объемом ликвидности, формирования длинных денег, в регулировании движения капиталов и т.д. (об этом будет говориться ниже).

Острота сложившейся ситуации вынудила российских регуляторов идти на беспрецедентные шаги по стабилизации российского финансового рынка и экономики, многие из которых представлялись вполне оправданными. В результате были внедрены масштабные меры в различных сферах, включая ограничения по движению капиталов. Также важнейшим антисанкционным шагом была мера по переходу на расчеты в рублях по экспорту газа, что было принято по указу Президента РФ.

В результате курс рубля после существенного провала (почти на 40%) начал укрепляться и спустя три месяца стал дороже, чем был еще до введения февральских санкций. Важно отметить, что рубль укреплялся даже несмотря на переход регулятора к циклу снижения ключевой ставки. Каждый раз после снижения ставки рубль укреплялся (хоть и «в моменте», т.е. в течение некоторого времени после понижения ставки). По теории, напомним, курс должен был бы обесцениваться, т.к. снижение ставки вызывает сокращение доходности по руб левым инструментам, уменьшая тем самым их привлекательность и стимулируя к их продажам. Действительно, укреплению рубля после снижения ставки в 2022 г. в немалой степени способствовали введенные ограничения по движению капитала. Однако такие прецеденты, когда курс укреплялся после снижения ставки центральным банком, отмечались неоднократно и раньше, при- чем в разных странах.

Такая взаимосвязь курса рубля и процентных ставок объясняется тем, что сокращение ставки рынок расценивает позитивно для экономического роста. Это, в свою очередь, вызывает спрос на кредиты и инвестиции. Как следствие, повышается спрос на национальную валюту, что способствует укреплению ее курса.

Для стимулирования экономического роста уровень процентной ставки для экономики, как представляется, должен не превышать уровень рентабельности производства. В РФ ключевая ставка снижается (9,5% к середине июня), и она уже ближе к рентабельности, но потенциал для ее снижения по-прежнему остается.

Крайне важно также обеспечить стабильность курса рубля. Даже после введения ограничений по движению капитала волатильность рубля остается на уровнях выше, чем до февраля 2022 г.

По оценкам регулятора, введение ограничений на движение капиталов повышает волатильность курса. Заметим, однако, что в нормальных условиях беспрепятственное движение капитала действительно является условием, балансирующим платежный баланс и волатильность курса. Однако в нынешних условиях санкций свободное движение капитала может быть чревато бегством от рубля и лишь еще больше повысить волатильность рубля, сужая в результате возможности для экономического роста.

Обеспечение низкого уровня волатильности рубля также необходимо для эффективного и устойчивого перехода к расширению применения рублей в расчетах по внешней торговле. Это также создаст условия для использования рубля уже не только в качестве валюты платежа, но и в качестве валюты цены.

Среди важных новых подходов, которые были анонсированы Банком России как антикризисные меры, и которые заслуживают особого внимания, — была высказана готовность начать покупки ОФЗ: «…для обеспечения сбалансированной ликвидности на рынке ценных бумаг и предотвращения избыточной волатильности Банк России принял решение осуществлять покупку облигаций федерального займа Российской Федерации в объемах, необходимых для ограничения рисков для финансовой стабильности» (март 2022 г.). В небольших масштабах регулятор применил этот механизм, однако ситуация на финансовом рынке быстро стабилизировалась и операции были прекращены.

Между тем важно, чтобы покупки ОФЗ со стороны ЦБ РФ имели не разовый или пробный характер либо остались просто декларацией о намерениях, а стали важным элементом экономических подходов.

Применение такого механизма позволит насытить экономику необходимым объемом длинных ресурсов и будет способствовать снижению процентных ставок для реальной экономики. В кризис пандемии покупки национальных госбумаг со стороны национального центробанка стали широко применяться многими странами с формирующимися рынками. А ведущие государства используют такой механизм уже десятки лет. Во многих странах национальный центробанк становится ключевым покупателем национальных гособлигаций, в отдельных странах доля регулятора достигает 20–50% от всего объема гособлигаций. Это среди прочего позволяет эффективно решать проблему поддержания необходимого уровня государственных расходов. При таких подходах задачи оптимизации госрасходов, т.н. «налогового маневра» и др. уже становятся не столь острыми, поскольку позволяют также сохранить ликвидность в экономике и не оттягивать ее из других секторов. Другими словами, речь идет не об одной и той же сумме денег, которая перетекает из сектора в сектор, — своего рода эффект «игры с нулевой суммой», а речь идет о дополнительном финансировании, которое обеспечивает решение дополнительных задач.

В развитых странах длина госбумаг, которые покупает национальный центральный банк, достигает 30–40 лет.

Применение длинных госбумаг в таком механизме позволит обеспечить экономику длинными деньгами, что приведет к расширению инвестиционных возможностей государства. Кроме того, насыщение экономики длинными деньгами будет способствовать снижению процентных ставок, что расширит доступ к таким ресурсам все большего числа участников рынка.

Это тем более важно применять в России, учитывая необходимость более активного внутреннего кредитования реальной экономики и в первую очередь инвестиционных проектов, о чем уже все более активно говорят и представители крупнейших банков страны. По сути, данный механизм является элементом денежно-промышленной политики (т.н. mondustrial policy), которая увязывает монетизацию экономики со структурными промышленными приоритетами. Применение таких механизмов должно обеспечить качественно новые тенденции в российской экономике, способствуя ее необходимой трансформации, о чем в последнее время все чаще говорят регуляторы.

Более того, отдельно отметим, что предложенный механизм в новых складывающихся условиях — это не просто важный инструмент решения проблем финансирования экономики. При нынешних санкционных ограничениях это уже важнейший механизм геоэкономической политики. В целом применение такого механизма в России очевидно может упрочить финансовое положение страны, обеспечивая ее суверенитет, что крайне важно особенно в условиях санкций.

Опубликовано в «Научных трудах Вольного экономического общества России», том 235

Незаменимых нет

В начале весны в прессе стали появляться оценки утечки кадров из России. В первую очередь речь шла о программистах. РАЭК называла цифру 70 000 человек,
а в прогнозах — 150 000. Уже в мае премьер Михаил Мишустин сообщил, что больше 80% уехавших вернулись. Эксперты считают, что те специалисты, которые решили эмигрировать, не работали на экономику России и их отъезд был связан с чисто техническими последствиями санкций. Как бы то ни было, правительство предприняло ряд важнейших шагов для восполнения кадрового дефицита в технологической сфере.

Ипотека для IT-специалистов под 5%

Действует для сотрудников аккредитованных для данной программы компаний и позволяет купить жилье стоимостью до 18 млн рублей в Москве и других городах-миллионниках и до 9 млн — в городах и населенных пунктах с численностью населения до 1 млн человек. Купить можно недвижимость любого типа: квартиры в строящихся домах, в том числе по договорам долевого участия; готовые квартиры от застройщиков; индивидуальные жилые дома от застройщика (в границах малоэтажных жилых комплексов) от застройщика или ИП; можно также построить дом по договору подряда и купить земельный участок для строительства.

В ПРОГРАММУ ИПОТЕКИ ДЛЯ «АЙТИШНИКОВ» ВХОДЯТ ДЕСЯТКИ КОМПАНИЙ, СПИСОК КОТОРЫХ МОЖНО УТОЧНИТЬ НА САЙТЕ ДОМ.РФ. ЗА ИЮНЬ 2022 ГОДА, ПО ДАННЫМ ДОМ.РФ, В РОССИИ БЫЛО ВЫДАНО ОКОЛО 65 000 ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ НА 250–255 МЛРД РУБЛЕЙ, ЧТО НА 80% БОЛЬШЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ И СУММЕ, ЧЕМ В МАЕ. ЭТА ЦИФРА СОВПАДАЕТ С ДАННЫМИ ПРЕМЬЕРА МИХАИЛА МИШУСТИНА, КОТОРЫЙ СООБЩИЛ, ЧТО ИЗ УЕХАВШИХ ПОСЛЕ 24 ФЕВРАЛЯ РОССИЯН ВОЗВРАТИЛИСЬ БОЛЕЕ 80%.

Программа переобучения на цифровую профессию с господдержкой

Любой желающий может оплатить только половину стоимости программы обучения от ведущих образовательных центров, а некоторые категории, например, безработные, не платят ничего. Доступны 50 курсов подготовки разработчиков, тестировщиков, исследователей и аналитиков данных, дизайнеров цифровых продуктов и т. п.

Переобучиться может любой желающий от 16 лет до пенсии. По состоянию на начало августа в программе зарегистрировались более 40 000 человек, всего доступно 75 000 мест.

Бесплатная подготовка разработчиков искусственного интеллекта

Специальная годичная программа запускается с 1 сентября 2022 года Университетом 2035. Лекторами выступят ведущие эксперты в области. До 2024 года получить дополнительное образование смогут 6400 человек по специальностям «Аналитик данных», «Инженер данных», «Технический аналитик», «Архитектор в области искусственного интеллекта», «Архитектор данных».

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ИИ БУДУТ ПРЕПОДАВАТЬ ТАКЖЕ ШКОЛЬНИКАМ 7–11-Х КЛАССОВ. НА ЭТИ ЦЕЛИ ВЫДЕЛЯЕТСЯ 415 МЛН РУБЛЕЙ. ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО СЛУШАТЕЛЯМИ КУРСОВ СТАНУТ НЕ МЕНЕЕ 100 000 СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

2022–2031 годы – десятилетие науки и технологий

Правительство должно привлечь талантливую молодежь в сферу исследований и разработок. В план вошло свыше 15 инициатив. В частности, к 2025 году до 7 млрд рублей будут увеличены инвестиции в университетские стартап-проекты.

Создание 30 инженерных школ

Образовательные организации будут работать на базе лучших вузов в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. На эти цели выделено до 2024 года 33 млрд рублей. Эти вузы будут готовить разработчиков передовых инженерных решений
в самых востребованных областях экономики нового технологического уклада.

Создание 15 университетских стартап-студий в 2022 году

На это будет направлено 1,5 млрд рублей. Конкурсный отбор образовательных организаций начался 22 июля. Каждая стартап-студия получит сумму, 90% которой необходимо направить на запуск проектов и их финансирование для реализации очередного инвестиционного этапа.

Только 10% можно направить на организационно-технические расходы. Работа ведется в рамках стратегической инициативы по реализации проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», которая была одобрена президентом.

Организационные меры Минобрнауки

Увеличены контрольные цифры приема на бюджетные места по инженерным специальностям (мест в этом году было больше абитуриентов), запущены «цифровые кафедры», во все программы вузов включены базовые цифровые компетенции, упрощено привлечение к обучению ведущих практиков. Увеличено количество бюджетных мест в аспирантуре, повышены стипендии лучших аспирантов и выплаты для стимулирования научного руководства.

Создание сети современных студенческих кампусов

До 2030 года в стране их должно появиться не менее 25. Первые 8 проектов утверждены в Томске, Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Челябинске, Уфе и Калининграде. Общий бюджет восьми проектов составляет 246,2 млрд рублей, из которых 119 млрд рублей будут выделены государством. В этом году заявки подали 39 вузов из 34 регионов. Предварительная общая стоимость представленных в этом году проектов превышает 1 трлн рублей, из них 58% — это средства федерального и региональных бюджетов и 42% — частные инвестиции. Экспертизу и оценку представленных проектов проводят Минобрнауки России совместно с Минстроем России и ВЭБ.РФ. Результаты экспертизы рассмотрят в октябре, после чего будут утверждены субъекты, в которых появятся современные студенческие кампусы — драйверы научно-технологического развития регионов. Победители будут объявлены в начале декабря 2022 года.

Геоэкономика продовольственного кризиса

В одной из июльских статей The New York Times написала, что пока Соединенные Штаты и Европа обдумывают свои следующие санкции, чтобы лишить Россию доходов, последствия этих санкций усиливают тревожную проблему голода во всем мире, которую нелегко будет обратить вспять. Прекращение поставок из нашей страны, а также неопределенность по поводу продолжительности и масштабов западных санкций побудили другие правительства блокировать экспорт и сохранять товары на черный день. Как Россия может изменить архитектуру продовольственной безопасности в мире?

Страны копят продовольствие

«Политики изо всех сил пытаются собрать воедино планы по открытию цепочек поставок и предоставлению продовольственного финансирования развивающимся странам, но сочетание роста цен на энергоносители и ограниченного экспорта из России и Украины угрожает некоторым из наиболее уязвимых групп населения во всем мире», — отмечает журналист The New York Times Алан Раппапорт.

Решающая роль региона в цепочке поставок продовольствия вызвала стремительный рост мировых цен на продукты. Большая часть мирового зерна и удобрений поступает из России, Украины и Белоруссии. Россия и Украина вместе экспортируют около 30% мировой пшеницы и 75% подсолнечного масла. Прекращение этих поставок, а также неопределенность по поводу продолжительности и масштабов западных санкций, побудили другие правительства блокировать экспорт поскольку страны предпочитают накапливать товары, а не доллары.

ПО ДАННЫМ ГЛАВЫ ТОРГПРЕДСТВА РФ В КИТАЕ АЛЕКСЕЯ ДАХНОВСКОГО, ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2022 ГОДА РОСТ ЭКСПОРТА РОССИЙСКИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СОСТАВИЛ ПОЧТИ 23%. ПОСТАВКИ УДОБРЕНИЙ В КИТАЙ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ ВЫРОСЛИ НА 70%, ПОСТАВКИ ПОДСОЛНЕЧНИКА И РАПСА — НА 51%, СОИ — НА 16%.

Эту взвешенную оценку западные аналитики сопровождают вариантом конспирологической теории, сформулированной впервые главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, о том, что «Россия намеренно превращает продовольствие
и голод в оружие, чтобы завладеть властью над миром». Иронизируя по поводу абсурдности этого заявления, «РИА Новости» назвали свой материал на эту тему «Россия наращивает поставки зерна, чтобы заморить мир голодом».

Желание все свалить на Россию связано с реальной остротой проблемы. Как напоминает та же NYT, Всемирный банк в своем последнем отчете «Глобальные экономические перспективы» подчеркивает, что половине населения в странах с низким доходом грозит недостаток еды, что часто приводит к социальным взрывам. Представляя доклад в начале июня, президент Всемирного банка Дэвид Малпасс заявил о серьезном риске недоедания, голода и даже массового голода в некоторых регионах.

ПО ДАННЫМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООН (ФАО), ЦЕНЫ НА ЕДУ В МАЕ БЫЛИ НА 30% ВЫШЕ, ЧЕМ ГОДОМ РАНЕЕ. ДРАЙВЕРОМ ИНФЛЯЦИИ СТАЛИ ЦЕНЫ НА ЗЕРНО И МЯСО.

Порванные цепочки

Россия включилась в решение продовольственной проблемы на международном уровне задолго до февраля 2022 года, выстраивая прямые продовольственные связи с самыми уязвимыми регионами, в первую очередь Африки, Азии и Латинской Америки.

С обострением геоэкономической обстановки президент активизировал эту работу, постоянно находясь на связи по поводу поставок продовольствия и удобрений с наиболее заинтересованными странами в пострадавших регионах.

«БЕЗ УДОБРЕНИЙ НЕХВАТКА ЗЕРНОВЫХ БУДЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ОТ КУКУРУЗЫ И ПШЕНИЦЫ НА ВСЕ ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ВКЛЮЧАЯ РИС, ЧТО ТАКЖЕ ОКАЖЕТ РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МИЛЛИАРДЫ ЛЮДЕЙ В АЗИИ И ЮЖНОЙ
АМЕРИКЕ», — СКАЗАЛ АНТОНИУ ГУТЕРРИШ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ.

В своей программной речи на ПМЭФ-2022 Владимир Путин обрисовал российские планы, исходя из того, что в ближайшие годы будет запущен процесс конвертации глобальных резервов из теряющих свою стоимость валют в продовольствие, энергоносители. (Судя по данным NYT, этот процесс уже начался, так как страны предпочитают накапливать продовольствие, а не продавать его).

«Сейчас важнейшая задача для всего мирового сообщества — нарастить поставки продуктов питания на глобальный рынок, в том числе обеспечить потребности стран, особенно нуждающихся в продовольствии. Россия, обеспечивая свою внутреннюю продовольственную безопасность, свой внутренний рынок, способна значительно увеличить экспорт продовольствия и удобрений. Например, объем наших поставок зерна в будущем сезоне может вырасти до 50 миллионов тонн. В приоритетном порядке будем направлять свои поставки в те страны, где наиболее высока потребность в продовольствии и где существуют риски увеличения числа голодающих. В первую очередь речь идет об африканских странах и регионе Ближнего Востока», — отметил Владимир Путин.

Участники рынка в России также заявили о готовности поставлять зерно в страны Африки напрямую. По данным центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе, на форуме «Африканский агромарафон-2022» 9 крупнейших производителей и экспортеров зерна из РФ договорились об этом с партнерами из Кении, ЮАР, Туниса, Камеруна и Нигерии. По словам Андрея Фадеева, который возглавляет управление перспективных рынков «Объединенной зерновой компании», если исключить из схемы международных трейдеров, то зерно жители континента будут получать быстрее и по более доступным ценам.

Доля стран Африки в импорте зерна составляет 20%. Год от года она будет расти. Российская пшеница им подходит, так как отвечает всем требованиям переработчиков по качеству. Африканская сторона заинтересована в расширении поставок, решении проблем с логистикой и расчетами, сообщил «Агроэкспорт».

РОСТ ПРОИЗВОДСТВА В I ПОЛУГОДИИ 2022 ГОДА

 

РАФИНИРОВАННОЕ ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО

РОСТ — 11,5%, ОБЪЕМ — 1,2 МЛН Т

МЯСО

РОСТ — 7,3%, ОБЪЕМ — 1,6 МЛН Т

МОЛОКО

РОСТ — 4,7%, ОБЪЕМ — 2,9 МЛН Т

ЯЙЦА

РОСТ — 2,2%, ОБЪЕМ — 4,2 МЛРД ШТ.

Что делает Запад

ЕС летом ввел новый пакет санкций, запрещающий импорт смесей нефти с российской долей. Чтобы закрепить этот ход, Еврокомиссия также наложила запрет на страхование российских грузовых судов, чтобы РФ не могла отправлять нефть в другие страны для смешивания.

Эту меру назвали непродуманной даже
в Министерстве финансов США, предупредив, что она отразится и на продовольственных грузах.
В Белом доме выпустили особый циркуляр
для участников рынка о том, что американские санкции разрешают покупать и перевозить российские минеральные удобрения. А глава Минфина Штатов Джанет Йеллен отметила, что хотя ее ведомство продолжает политику санкций и других экономических мер, она не касается гуманитарных грузов первой необходимости и связанных с ними операций, в том числе еды и сельскохозяйственных грузов.

По мнению экспертов, в случае санкций многие компании применяют правило полной приостановки операций до того момента, пока свои рекомендации не дадут юристы. То есть обычным циркулярным письмом или заверениями по телевидению проблему не решить.

Тем более что дело не только в сложностях с доставкой, но и в сложностях с оплатой. В конце мая на саммите ЕС Маки Салл, президент Сенегала и председатель Африканского союза, предупредил, что отключение российских банков от SWIFT приведет к тому, что даже при наличии продуктов на продажу их нельзя будет купить.

Здравый смысл пытается возобладать

Йен Митчелл из Центра глобального развития (Center for Global Development), организации, которая занимается исследованиями проблем бедности и неравенства, заявил, что Украина стала точкой притяжения для глобальной гуманитарной помощи в ущерб реально голодающим странам Ближнего Востока, Африки и Центральной Америки. По его словам, на повестке дня должен стоять вопрос об ослаблении санкций.

Алекс Зерден, чиновник Минфина в администрациях президентов США Барака Обамы
и Дональда Трампа, отметил NYT: «Тот факт, что Россия стремится к переговорам об ослаблении санкций для экспорта зерна, демонстрирует, что Россия готова в одностороннем порядке пойти на увеличение поставок продовольствия тем, кто находится под наибольшей угрозой голода».

Гуманитарные организации и международные институты, в частности, Всемирный банк, заявили о запуске многомиллиардных проектов в ближайшие 15 месяцев. Речь идет о помощи фермерам и стимулировании торговых связей. Вот только заявленные 12 млрд долларов не накормят голодных, если зерно туда не будут поставлять.

А заявленные 15 месяцев могут оказаться для многих фатальными. Так, в Йемене уже сейчас люди питаются только мукой и растительным маслом. Даже соли и бобовых уже нет.

ЧТО НУЖНО МЕНЯТЬ В РОССИЙСКОМ АПК

Александр Петриков, директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, академик РАН, доктор экономических наук, профессор, член Президиума ВЭО России

(из выступления на МАЭФ-2022)

– Президент поставил для нашей отрасли неожиданную задачу по разработке новой стратегии, хотя действующая принята совсем недавно, в марте 2020 года. Причина такого решения не только в новой геополитической реальности, скорее, в том, что действующая модель аграрного развития в нашей стране имеет существенные недостатки. Перечислим эти стратегические риски. Первый состоит в том, что возрастает вероятность превращения России в сырьевой придаток мирового аграрного рынка. Мы экспортируем растительное сырье, а не продукцию животноводства и переработки. И тем более, не сельскохозяйственные технологии, машины и оборудование. Доля России в мировом производстве пшеницы в 2020 году составила 11,3%, в мировом экспорте — 17,7%, а мяса и молока — гораздо меньше.

Второй стратегический риск тесно связан с первым. Это недостаточное развитие отечественной сельскохозяйственной науки, особенно сферы инноваций. За 2005–2020 годы стоимость заключенных соглашений по импорту аграрных технологий, в основном речь идет о лицензионных соглашениях, в 8 раз превысила стоимость соглашений по экспорту.

Если крупным предприятиям АПК доступен зарубежный рынок технологий, то технологическая модернизация средних и малых предприятий, а также фермеров из-за недоступности международного рынка инноваций у нас не осуществлена.

В последние годы мы апробировали несколько моделей внедрения результатов научно-исследовательских разработок в производство. Мировой сельскохозяйственный опыт свидетельствует о том, что эти задачи решаются не малыми, пусть и множественными институтами, а крупными частно-государственными корпорациями и институтами внедрения результатов сельскохозяйственных мер в производство, которые в нашем АПК, к сожалению, до сих пор не созданы. Следующий стратегический риск — это формирование несбалансированной аграрной структуры с доминированием крупных и сверхкрупных предприятий и недостаточным развитием среднего и малого агробизнеса.

Еще один риск — это ухудшение качества агробиоценоза, в том числе развитие эрозионных процессов, большие площади неиспользуемых земель, рост выбросов парниковых газов.

Среди рисков — недостаточно эффективная политика развития сельских территорий, что находит отражение в слабом стимулировании несельскохозяйственной занятости на селе, сокращении сети учреждений социальной сферы, недостаточном финансировании местного самоуправления. В конечном счете это приводит к социальному опустыниванию сельских территорий, одним из показателей которого является рост в сельских районах доли домохозяйств с заброшенными земельными участками и пустующими домами, что зафиксировала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года.

У нас есть программа развития сельского хозяйства, но нам необходима среднесрочная и, может быть, даже долгосрочная программа развития агропромышленного комплекса в целом, которую нужно создать в кооперации со странами Евразийского сообщества. Причем программа эта должна быть не просто бюрократическим инструментом, а реальными экономическими шагами.

Технологический суверенитет: первые шаги

14 мер для высокотехнологической реиндустриализации России

На Петербургском международном экономическом форуме Президент России Владимир Путин заявил, что сквозной принцип развития экономики должен состоять в достижении настоящего технологического суверенитета. Осенью будут подведены первые итоги работы в этом направлении. Мы выбрали ряд существенных решений, которые уже приняты.

  1. Президент поручил правительству к осени представить 3 ключевые параметры нового режима работы промышленных кластеров. Запускаемые там проекты должны получить долгосрочный доступный кредитный ресурс сроком до десяти лет и по ставке не более семи процентов годовых в рублях. В кластерах будут применяться сниженные налоговые ставки. Система кластеров должна заработать по новым правилам с 1 января 2023 года.
  2. Владимир Путин поручил довести до 30% долю высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции ОПК к 2025 году, а к 2030 году — до 50%.
  3. Предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты на Дальнем Востоке и в Арктической зоне России, упростили возможности кредитования. Исключены требования к общему объему инвестиций и минимальному количеству рабочих мест. Льготная ставка для них будет начинаться от 2% годовых. Льготные кредиты выдаются на создание инфраструктуры и производственных мощностей. В приоритете — промышленность, транспорт, энергетика и проекты в ТОРах.
  4. В 2022 году в 15 российских вузах планируется создать университетские стартап-студии, которые станут местом запуска и продвижения новых бизнес-идей. Господдержка будет выделяться в рамках нового федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В федеральном бюджете в 2022–2024 годах на эти цели предусмотрено 4,5 млрд рублей — по 1,5 млрд рублей ежегодно.
  5. В правительстве создан новый пост вице-премьера — министра промышленности и торговли. В должности утвержден Денис Мантуров.
  6. В Госкомиссии по развитию Арктики создан Научно-технический совет. Его ключевая задача — сформулировать комплексную научно-исследовательскую повестку для создания современной технологической базы освоения Арктической зоны. Участниками совета будут вузы, научные организации, федеральные и региональные органы исполнительной власти и компании, заинтересованные в реализации проектов в Арктике.
  7. В стране основано 35 индустриальных центров компетенций (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений. До 2024 года выделено 37,1 млрд рублей на софинансирование создания и внедрения новых отечественных решений. ИЦК возглавят руководители ведущих компаний — лидеров отрасли.
  8. Правительство будет субсидировать кредиты для производителей комплектующих для автомобилей и сельхозтехники. Если проекты по замене импортных деталей успешно реализуются, государство, начиная с 2024 года, будет полностью возмещать инвесторам сумму взятого кредита. Они выплатят только величину ставки по займу в размере 1%годовых.
  9. Бюджет на науку будет формироваться с приоритетом финансирования научных проектов, которые могут обеспечить потребности отраслей российской экономики в условиях санкционного давления. На 2023 год выбрано более чем 8 500 приоритетных тем исследований, большинство из которых прошли экспертизу РАН.
  10. Стартовала программа промышленной ипотеки под 5% годовых. Право на нее получат предприятия, готовые построить новые производства. Московская область стала первым регионом, запустившим программу в августе. По России проект стартует осенью.
  11. 1 млрд рублей выделили на разработку отечественного оборудования для сжижения газа. Деньги пойдут на компенсацию затрат на высокотехнологичные НИОКР. Средства позволят обеспечить запуск и частичное финансирование четырех проектов создания СПГ- оборудования для средне- и крупнотоннажного производства.
  12. В начале сентября при правительстве запущен Национальный центр развития искусственного интеллекта. Его задача – поиск и анализ эффективных ИИ-решений для бизнеса, науки и государства. В систему развития ИИ входит 2 000 участников, в том числе исследовательские институты, органы власти, технологические корпорации, сообщества и разработчики. В 2022 году по решению главы правительства на поддержку ИТ-отрасли выделено 21,5 млрд рублей.
  13. Внесены изменения в Налоговый кодекс, расширяющие льготы для ИТ-компаний. Налог на прибыль составит 0: до 31 декабря 2024 года. Страховые взносы – 7,6%. Требуемая доля ИТ-выручки – 70%. Чтобы избежать недобросовестного применения льгот, изменили систему аккредитации ИТ-компаний.
  14. Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» раз- работал технологию производства монокристаллического кремния из российских материалов. Ее можно будет использовать для производства электронных силовых приборов. Благодаря этому возможно полностью импортозаместить поставки иностранного сырья.

Борис Порфирьев: «Адаптация пока остается падчерицей климатической политики»

Как климатические изменения отразятся на российской экономике и насколько актуальна климатическая повестка в текущей ситуации масштабного геоэкономического кризиса, обсудили директор, вице-президент ВЭО России Маргарита Ратникова и научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН Борис Порфирьев.

Ратникова: Последние полтора века каждое последующее десятилетие теплее предыдущего. Происходят серьезные климатические изменения, и это та реальность, в которой мы живем. В Докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата говорится, что масштабы социально-экономических последствий, связанных с климатическими изменениями, будут нарастать. Очевидно, что эта тенденция не может обойти стороной и Россию. Как вы оцениваете потенциальный ущерб от климатических рисков для российской экономики. И какие, на ваш взгляд, сектора российской экономики наиболее уязвимы к климатическим изменениям? 

По материалам программы «Дом Э», эфир программы 21 июня 2022 г.

Порфирьев: Межправительственная группа экспертов по изменению климата – действительно авторитетное научное экспертное сообщество, которое уже на протяжении 30 лет издает доклады. Новый доклад – это три тома документации, которые сейчас готовятся к окончательной редакции. Опубликованы и комментируются пока их предварительные версии, но так называемое резюме для политиков уже доступно и активно обсуждается. И, действительно, в докладе подчеркивается, что глобальное потепление является, скажем так, ведущим трендом. Но не единственным. Помимо этого, есть изменения режима осадков, ветровых нагрузок, и целый ряд других эффектов. Последние десятилетия являются самыми теплыми за всю историю наблюдений, и что самое тревожное задача, которая была поставлена Парижским соглашением, по не превышению 2-х градусов потепления по сравнению с доиндустриальной эпохой к 2100 году пока не выполняется. И мировая экономика, и все международное сообщество отстают от нужных темпов.

Наиболее уязвимыми секторами экономики оказываются те отрасли и те виды экономической деятельности, которые теснее всего связаны с природно-климатическими условиями. Это так называемые отрасли первичного сектора экономики. То есть, сельское хозяйство, лесное хозяйство, водное хозяйство. Это туризм. Под влиянием глобального потепления будут происходить определенные изменения, прежде всего, на наших северах – это протаивание многолетних мерзлых грунтов. И, конечно, зимники, трубопроводный транспорт будут находиться под риском.

Каков будет ущерб? На сегодняшний день, в том числе по нашим оценкам, совокупный ущерб от изменений климата оценивается примерно в 0,5% ВВП. Это, что называется, средняя температура по больнице. Если брать отдельные регионы, размер этого ущерба может превышать 1% ВВП. Это 2-3% ВВП, а в отдельных случаях – 4%.

Если говорить о перспективе, то, по оценкам ИНП РАН и Геофизической обсерватории в Санкт-Петербурге, эти цифры к 2050-му году могут как минимум удвоиться. Что будет предоставлять серьезную нагрузку на экономику.

Климатические изменения уже сказываются на состоянии здоровья населения. Наиболее уязвимыми окажутся группы риска – это возрастные люди, дети, женщины в положении. Особое внимание нужно уделять, прежде всего, к ситуациям, которые связаны с так называемыми «волнами жары» и «волнами холода», то есть с внезапными экстремальными явлениями, частота которых и возможная глубина  будут возрастать. Внимание к вопросам, связанным с климатическими изменениями, должно быть комплексное, интегральное. Следует правильно определять приоритеты, прежде всего, при принятии инвестиционных решений. В противном случае мы можем вместо лекарства получить ухудшение болезни.

Ратникова: Согласно Парижскому соглашению, ответом на вызовы, связанные с усугубляющимися социально-экономическими последствиями климатических изменений для населения и экономики, во всем мире и в России являются разработка и реализация, во-первых, стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, во-вторых – планов адаптации. Насколько актуальна принятая в прошлом году российская стратегия, стратегии, принятые в других странах, да и климатическая повестка в целом – в условиях текущего геоэкономического кризиса? И более конкретно – до мер ли декарбонизации экономики сейчас в условиях беспрецедентного санкционного давления на нашу страну?

Порфирьев: Вы поставили очень объемные и сложные вопросы. Что касается стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, страны действительно приступили к их разработке в соответствии с Парижским соглашением. На сегодняшний день, если мне память не изменяет, таких стран и соответствующих национальных стратегий – 47. Порядка 90% этих стратегий предусматривают достижение так называемой углеродной нейтральности к середине века. Большинство стран ориентируются на 2050  год, некоторые стратегии, как, например наша и китайская, – на 2060-й год. Индийская стратегия предусматривает обеспечение нулевых нетто-выбросов к 2065-му году. Есть страны, которые ориентируются на 2070-й год.

Вопрос, что можно достигнуть и за какие деньги? Ресурсы ограничены, важно их правильно распределять. Расчеты показывают, что даже выполнение этих стратегий, при всей их значимости, не обеспечит решение той задачи, которая поставлена в Парижском соглашении, то есть не превышение 2-х или, тем более, 1,5 градусов к концу века.

Затраты на эти стратегии достаточно значительные. Причем, как говорится, чем дальше в лес, тем суммы существеннее. По расчетам ИНП РАН, затраты на реализацию этих мероприятий, прежде всего на энергопереход, достигают в среднем около 7,5% мирового валового продукта. Конечно, эти оценки были сделаны до текущего геоэкономического кризиса, но, тем не менее, они задают порядок величин. При этом, нужно понимать, что фронтальные инвестиции будут заметно превышать эти цифры. По оценкам McKinsey, это примерно 9%. Расчеты показывают, что для европейской экономики расходы на энергопереход составят 6%, а для американской – 4,7%. Эти числа приемлемы. Тем не менее это приличная нагрузка на экономики. Для остальных экономик ситуация выглядит хуже. Если брать экономику России и стран СНГ, стран ближневосточных, то эта нагрузка превышает 20% ВВП. Это величина уже оказывается за пределами нормального экономического развития. Модельные расчеты, которые делались в нашем институте, показывают, что достижение углеродной нейтральности к 2050-му году обойдется российской экономике в 25% ВВП, потому что мы считали дополнительные издержки, связанные с налогообложением, к 2060-му – 21-22% ВВП.

Для Китая, который является главным эмитентом парниковых газов, нагрузка составляет около 5,5-6% ВВП. Но фронтальные инвестиции достаточно велики и нагрузка ощутима. Не случайно стратегия Китая ориентируется на 2060-й год, причем с существенными оговорками.

Важный вопрос, касающийся  низкоуглеродной повестки, – насколько это сейчас актуально? Нынешний геоэкономический кризис, конечно, добавил проблем. Из-за кризисных явлений почти все страны вынуждены были скорректировать приоритеты развития, и темпы продвижения по низкоуглеродной повестке, естественно, замедлились. Но генеральное направление низкоуглеродной повестки осталось. Более того, западные экономики, которые пытаются уйти от зависимости от наших углеводородов, по сути дела, льют воду на мельницу низкоуглеродной повестки, и эта тема получает определенное ускорение. Дорогой ценой этот караван продолжает идти вперед.

Кризисы такого рода рано или поздно заканчиваются, либо затухают. Грубо говоря, горячая фаза переходит в позиционную. По моему глубокому убеждению, чем ближе к этой позиционной фазе, тем активнее климатическая повестка будет подниматься на щит ее адептами. А это, прежде всего, западные государства, недружественные страны. Они, безусловно, будут использовать этот рычаг. Не на поле боя, а на зеленом, если можно так выразиться, ковре. Это одна часть проблемы. Вторая – климатические изменения продолжаются, и последствия отражаются на нашей экономике. В России темпы потепления в среднем в два раза выше, чем общемировые, соответственно, воздействие на экономику сильнее. Поэтому для нас остается актуальной задача снижения этих рисков. Нужно сохранять наши активы – речь идет и о производственных активах, и о здоровье населения.

Итак, климатическая повестка остается. На мой взгляд, опасно отступать от ее генеральной линии. По двум причинам. Во-первых – это реальный вызов для нашей экономики, для устойчивого развития. Во-вторых – следует иметь ввиду международную повестку. Давление может усиливаться.

И в завершении – про адаптацию. На мой взгляд, это направление пока остается падчерицей климатической политики. В конце 2021 года на это в конце концов обратили внимание в ООН. Неслучайно конференция сторон, которая должно пройти в конце этого года в Шарм-аль-Шейхе, должна быть посвящена вопросам планирования и адаптации.

Для России адаптация особенно важна, учитывая нашу огромную территорию и специфику уязвимости к  климатическим воздействиям как населения, так и производственных активов. У нас накоплен интересный опыт. Если в области планирования я бы не сказал, что мы впереди планеты всей, то наш корпоративный сектор уделяет адаптации серьезное внимание. Это, прежде всего, добывающие компании «Газпром», «Лукойл», «Роснефть».

После катастрофической жары 2010 года, когда мы потеряли почти 50 тысяч человек населения, 11 тысяч – только в Москве, были сделаны серьезные выводы. В городских планах предусмотрены соответствующие адаптационные меры. Хочется надеяться на то, что они не понадобятся, по крайней мере, в полном объеме. Потому что, какие бы усилия мы не предпринимали – климатические риски останутся с нами. По расчетам ООН, количество людей, которые будут испытывать стресс из-за волн жары, увеличится вдвое к 2050-му году. Сегодня это примерно 1,5 млрд человек, а будет – 3 млрд человек. Если говорить о «водном стрессе», то количество людей, которых это коснется, увеличится с 1,2 млрд до 2 млрд человек. Наконец, с волнами жары связаны риски лесных пожаров.

Резюмируя, тема адаптации исключительно важна. Она, безусловно, останется в повестке дня.

Несмотря на то, что мы сейчас переживаем известные трудности, продолжается активная работа по принятию Федеральной научно-климатической программы в области экологического развития и климатических изменений. Первый этап охватывает 2022 – 2024 годы, но, я думаю, учитывая вызовы, программа будет продлена. На нее выделено порядка 11 млрд рублей. По инициативе президента страны приняты так называемые важнейшие инновационные проекты государственного значения, приоритетные проекты. Их три. Два из них касаются вопросов климата. Первый – это создание систем высокоточного мониторинга, второй – проект по развитию экологичной и низкоуглеродной энергетики. В ближайшее время эти программы, я уверен, будут приняты и начнется активная работа.

Россия, безусловно, должна быть готова к тому, чтобы решать свои внутренние экологические проблемы, чтобы отвечать на вызовы, которые нам предъявит международное сообщество. А оно это сделает.

Россиянам будут переводить зарплату по номеру телефона

Пилотная группа из пяти российских банков тестирует перевод зарплаты через Систему быстрых платежей. Это позволит переводить деньги по номеру телефона или другим реквизитам, например, ИНН. При этом банк, куда будут поступать деньги, сотрудник сможет выбрать самостоятельно и не уведомлять о нем работодателя.

Заместитель директора Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Александр Пушко рассказал телеграмм-каналу Высшей школы экономики «Для понимания», что введение такой системы может быть выгодно как работодателям, так и работникам.

По словам эксперта, перечисление заработной платы через систему быстрых платежей упростит процедуры документооборота.

«Это выгодно работнику, поскольку он мгновенно получает деньги на свой счет через СБП. Важно отметить, что решение о переводе своей зарплаты в другой банк принимает только клиент (без уведомления работодателя)», — отмечает Александр Пушко.

Это выгодно и банку, поскольку существенно сокращает затраты на процедуры выплаты зарплаты сотрудникам обслуживаемой компании используя более дешёвый канал обслуживания, добавляет эксперт.

«В целом, — это позитивный сигнал, способный упрочить технологическое лидерство российской банковской системы. Можно с уверенностью сказать, что на горизонте ближайших 5-7 лет СБП способны оказать серьезную конкуренцию карточным технологиям», — резюмирует экономист.

Мобилизационные экономические проекты в истории России

По классическому определению, мобилизационный путь развития экономики предполагает ориентацию на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. В истории России не раз были периоды, когда развитие страны было самым непосредственным образом простимулировано успешным выполнением масштабных экономических мобилизационных проектов.

Самые показательные примеры мобилизационных экономических проектов мы, конечно, встречаем в истории России XX века, однако и в предыдущих периодах развития государства можно выделить мобилизационные по своему характеру этапы.

Самые яркие примеры мы встречаем в годы правления Петра Великого. Это и создание флота, и реформирование армии, и, конечно, строительство Санкт-Петербурга. В эпоху Екатерины Великой также было реализовано немало программ, у которых была ясная и четкая цель — мобилизовать силы на прорыв в какой-то области. Достаточно вспомнить хотя бы строительство нового флота и нескольких городов на юге страны.

Но коснемся более близких нам и по времени, и по идеологии экономических проектов.

Транссиб

Строительство Транссибирской железной дороги стало самым масштабным экономическим проектом Российской империи. Заложенное в годы правления Александра III, 31 мая 1891 года, по сей день это железнодорожное полотно является самым длинным в мире.

Транссиб проходит через 87 городов, длина магистрали — почти десять тысяч километров, на ее строительство с 1891 по 1916 год было потрачено полтора миллиарда рублей из государственной казны. При этом иностранный капитал к строительству не привлекали.

Строительство Транссиба было титаническим проектом, потребовавшим огромного вложения труда. Прокладка трассы шла в тяжелейших условиях и безлюдной местности. Настоящим подвигом строителей стал участок Транссиба у озера Байкал, где пришлось в буквальном смысле через скалы прокладывать туннели, для чего использовались взрывчатка и простейшие инструменты — кайло, топоры и лопаты. Остатки породы перевозили на простых тачках.

СТРОИТЕЛИ ТРАНССИБА В СРЕДНЕМ В ГОД ПРОКЛАДЫВАЛИ 500–600 КМ МАГИСТРАЛИ. К 1903 ГОДУ БЫЛО УЛОЖЕНО БОЛЕЕ 12 МИЛЛИОНОВ ШПАЛ, 1 МИЛЛИОН ТОНН РЕЛЬСОВ, ОБЩАЯ ДЛИНА ПОСТРОЕННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ И ТОННЕЛЕЙ СОСТАВИЛА БОЛЕЕ 100 КМ. В НАЧАЛЕ СТРОИТЕЛЬСТВА К РАБОТАМ БЫЛО ПРИВЛЕЧЕНО ОКОЛО 10 000 ЧЕЛОВЕК, УЖЕ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ ЭТО ЧИСЛО БЫЛО УВЕЛИЧЕНО В 8 С ЛИШНИМ РАЗ

Транссиб уже с первых лет эксплуатации стал важнейшей «артерией» страны, ускорил экономическое развитие страны, ускорил оборот товаров и ресурсов. Важно также отметить, что Транссиб живет и развивается и сегодня, почти полтора века эта магистраль постоянно модернизируется. Сегодня эта железная трасса дает возможность перевозить до 100 миллионов тонн грузов в год.

Электрификация СССР

Широко известна ленинская фраза о том, что коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны. Для Владимира Ильича проект электрификации стал идеей фикс. Неслучайно Глеб Кржижановский, один из главных создателей плана ГОЭЛРО, называл Ленина «великим толкачом дела электрификации».

Справедливости ради стоит сказать, что советский проект электрификации возник не на пустом месте: такие планы получили свое начало еще в Российской империи, когда было создано Общество электрического освещения России, в которое входил вышеупомянутый Кржижановский. Однако несомненно то, что масштаб и мобилизация усилий по электрификации всего государства обрели реальность только после революции.

В мае 1918 года в стране был создан «Электрострой» — главный институт по управлению энергостроительством, а также Центральный электротехнический совет (ЦЭС).

В 1919 году Глеб Кржижановский послал Ленину свою статью «Задачи электрификации промышленности». Владимир Ильич откликнулся на нее с большим энтузиазмом и попросил написать на тему электрификации языком, доступным массам. Кржижановский меньше чем за неделю написал брошюру, которая сразу пошла в печать. Ленин не стал откладывать дело в долгий ящик и подписал положение о Комиссии ГОЭЛРО. Интересно, что на заседания Комиссии одно время приходил священник и ученый Павел Флоренский — прямо в рясе.

К КОНЦУ 1920 ГОДА «ПЛАН ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ РСФСР» БЫЛ ГОТОВ — МАССИВНЫЙ ТОМ (650 СТРАНИЦ) СО СХЕМАМИ И КАРТОЙ ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ. ВО ВРЕМЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА, КОГДА НА ОГРОМНОЙ КАРТЕ РСФСР ПОД ДОКЛАД КРЖИЖАНОВСКОГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ЗАГОРАЛИСЬ ЛАМПОЧКИ, ВСЯ МОСКВА ПОГРУЗИЛАСЬ ВО МРАК — МОЩНОСТЕЙ ТОГДАШНЕЙ ЭНЕРГЕТИКИ НЕ ХВАТИЛО

ГОЭЛРО стал первым государственным планом в РСФСР и прародителем будущей системы планирования Советского Союза. Также в рамках проекта было впервые проведено районирование территории страны на экономические районы с учетом их промышленных и сырьевых ресурсов.

Рассчитанный на 10–15 лет, план ГОЭЛРО уже к 1931 году был перевыполнен в три раза. Развитие энергетики в молодом советском государстве стало, как и предрекал Ленин, его экономической, промышленной и военно-стратегической базой. Уже в 1920 году (еще шла Гражданская война) в стране работало около десяти крупных электростанций, а в 1935-м их стало уже девяносто пять.

«Электрификация всей страны» повлияла на все сферы народного хозяйства, существенно улучшила условия труда, повысила его производительность.

НЭП и финансовая реформа

Политику НЭПа — «новой экономической политики» — можно назвать одним из первых мобилизационных проектов молодого социалистического государства. Мера была вынужденной. НЭП сменил политику «военного коммунизма», о чем было объявлено на десятом съезде компартии 8–16 марта 1921 года. Разрушенная промышленность, большая трата средств на военные нужды, сокращение посевных площадей, снижение валового сбора сельхозпродукции на 45% — все это привело к кризисным последствиям, одним из которых стал голод 1921 года, унесший жизни почти пяти миллионов человек.

Кабальную продразверстку сменил продналог, который в 1923 и 1924 годах можно было вносить и деньгами, и продуктами. Был облегчен наем деревенской рабочей силы, разрешена аренда земли, появилась возможность создания частных предприятий. В годы НЭПа расцвела кооперация, были денационализированы предприятия мелкой и средней промышленности, а крупные предприятия были объединены в государственные тресты.

«МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА — ЭТО ТАКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ МАКСИМАЛЬНО ПОЛНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ. НЕ СТОИТ ДУМАТЬ, ЧТО МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ДИРЕКТИВНАЯ ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНАЯ». СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ

Также благотворно сказалась на экономическом климате отмена всеобщей трудовой повинности и трудовых мобилизаций, открытие бирж, восстановление крупных ярмарок в Киеве, Нижнем Новгороде, Баку и других городах. Заработная плата в годы НЭПа стала не «пайковой», а денежной, была отменена карточная система.

Напрямую связана с НЭПом была и финансовая реформа 1921–1924 годов. В эти годы при активном участии народного комиссара финансов Григория Сокольникова была создана банковская система Советского Союза и проведена денежная реформа.
Декретом Совнаркома от 26 октября 1922 года Народному комиссариату финансов было поручено «приступить к чеканке золотой монеты, именуемой червонцем». Это была устойчивая валюта, обеспеченная золотом и ценными товарами. На мировом рынке червонец стоил шесть долларов, на внутреннем приравнивался к десяти дореволюционным рублям.

В годы НЭПа и финансовой реформы даже удалось полностью ликвидировать бюджетный дефицит. Этому значительно способствовал выпуск казначейских билетов, медных и серебряных монет.

Политика НЭПа оживила экономику, но к концу 1920-х годов стало очевидно, что для дальнейшего развития государства нужны другие методы. Снижение объема производства, кризис хлебозаготовок 1927–1929 годов, низкий уровень советского частного предпринимательства, экономический кризис на Западе, отсутствие новых реформ — все это привело к свертыванию политики НЭПа и переходу к планово-директивному развитию индустриализации и коллективизации.

Эвакуация заводов во время Великой Отечественной войны

Эвакуация предприятий во время Великой Отечественной войны стала самой масштабной в мировой истории операцией по перемещению тысяч предприятий. Аналогов ей в мировой истории нет. Американский режиссер Оливер Стоун даже назвал ее «второй индустриализацией». Однако, если индустриализация осуществлялась в рамках плановой экономики, в условиях непростых, но прогнозируемых, то эвакуация предприятий во время войны стала наглядным примером мобилизационного проекта высокой эффективности, проведенного в кратчайшие сроки.

Совет по эвакуации был создан 24 июня 1941 года, на третий день войны. Еще через три дня вышло постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества», 5 июля — «О порядке эвакуации населения в военное время».

Огромной проблемой стало то, что производственные мощности Союза были сконцентрированы в западных областях, то есть они могли первыми оказаться в зоне оккупации. Так, на знаменитый и сегодня «Уралвагонзавод» в годы войны было эвакуировано одиннадцать предприятий с запада, в том числе Харьковский машиностроительный завод и Мариупольский броневой завод имени Ильича. Благодаря переносу производственных мощностей в Нижний Тагил на «Урал- вагонзаводе» получилось быстрыми темпами организовать производство танка Т-34, ставшего одним из символов Великой Отечественной войны. До конца войны «Уралвагонзавод» выпустил 25 266 танков Т-34.

Не все эвакуированные предприятия удавалось переместить на заранее подготовленные территории работающих заводов, некоторые эвакуировались в прямом смысле в поле. Так, подмосковный завод «Авиаагрегат», перемещенный в Куйбышев (ныне Самара), разместил производственные линии под открытым небом. Между ними рабочие завода разжигали костры, чтобы согреться. Большинство из них были подростками, так как мужчины уходили на фронт, часто отказываясь от брони, разрешающей им оставаться в тылу. За годы войны предприятие поставило на фронт девяносто тысяч авиационных винтов, параллельно выпуская запчасти для сельскохозяйственной техники.

Эшелоны, маркированные литером «А» (максимальная пропускная способность), шли на восток Союза сплошным потоком. За короткое время удалось отправить по железным дорогам на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию тридцать тысяч поездов и полтора миллиона вагонов. Для понимания масштабов проекта отметим, что
для эвакуации только одного завода «Запорожсталь» было задействовано восемь тысяч вагонов.

ЗА ГОД БЫЛО ЭВАКУИРОВАНО 2743 ПРЕДПРИЯТИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ 1523 КРУПНЫХ

Важно отметить, что эвакуация была только половиной дела, поскольку все перевезенные предприятия необходимо было запустить и наладить на них безостановочную работу. Это был настоящий подвиг. Уже к началу 1942 года практически все эвакуированные заводы работали на нужды фронта.

Восстановление СССР после Великой Отечественной войны

За время Великой Отечественной войны в СССР были стерты с лица земли тысячи городов, десятки заводов, десятки тысяч километров железных дорог.

ЗА ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПРЯМОЙ УЩЕРБ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКЕ СОСТАВИЛ ПОЧТИ 700 МЛРД РУБЛЕЙ, ПОЛНЫЙ — 2,5 ТРЛН

Однако уже в начале 1950-х годов СССР по темпам экономического роста опережал США и Великобританию. Результаты, которые демонстрировала страна через шесть лет после опустошающего гитлеровского нашествия, на Западе называли «советским экономическим чудом». С 1947 по 1953 год ежегодно в 1,5–2 раза снижались цены.

В стране был сделан упор на индустриальное развитие. В 1946 году механизация составляла 15% от довоенного уровня, в 1949 году она уже стала вдвое больше довоенного.

Переход СССР к мирной жизни требовал срочного решения многих задач. В первую очередь было необходимо восстановить разрушенное хозяйство и перевести промышленное производство на мирные рельсы.

4 сентября 1945 года был упразднен Государственный комитет обороны СССР. Началась реорганизация правительственных ведомств: Народный комиссариат танковой промышленности был преобразован в Народный комиссариат транспортного машиностроения, Народный комиссариат боеприпасов — в Народный комиссариат сельскохозяйственного машиностроения, Народный комиссариат минометного вооружения — в Народный комиссариат машиностроения и приборостроения.
Наркомат вооружений издал приказ о реконверсии — переводе промышленности на производство мирной продукции. Началась широкая демобилизация.

Снимались ограничения режима военного времени: были восстановлены восьмичасовой рабочий день и отпуска, отменены обязательные сверхурочные. Утвердился принцип сдельной оплаты труда.

В 1946–1950 ГОДАХ ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ВОЗРОСЛО В 2,07 РАЗА, А ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ — В 1,83 РАЗА. В 1952 ГОДУ УРОВЕНЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СССР СОСТАВИЛ 223% ОТ УРОВНЯ 1940 ГОДА. ЗОЛОТОЙ ЗАПАС СОВЕТСКОГО СОЮЗА В 1953 ГОДУ ВКЛЮЧАЛ РЕКОРДНЫЕ 2050 ТОНН

Денежная реформа

Война полностью расстроила финансовую систему СССР. Образовалась чрезмерная денежная масса, действовали разные виды цен — пайковые, коммерческие и рыночные. На иностранные займы рассчитывать не приходилось: в наличии были только внутренние ресурсы. При этом нужно было думать уже не только
о себе, но и о союзниках по социалистическому лагерю.

Одним из средств оздоровления экономики стала денежная реформа 1947 года. При введении новых денег уровень зарплат и цен в целом остался неизменным. Наличные обменивались по конфискационному курсу 10:1. Переоценивались и банковские вклады населения. Слухи о реформе поползли еще в середине 1947 года. С октября возник ажиотаж: в магазинах и на рынках появились огромные очереди. Паника успокоилась, когда было объявлено об условиях обмена. Простому советскому человеку, живущему от зарплаты до зарплаты, а сбережения хранящему в сберкассе, ничего не грозило: мелкие вклады обменивались в пропорции 1:1. Но пострадали сельские жители, привыкшие хранить деньги в «кубышках», и те, кто накопил большие сбережения.

СПЕКУЛЯНТЫ-ПЕРЕКУПЩИКИ МАССОВО ПРИОБРЕТАЛИ ДОРОГИЕ ТОВАРЫ: МЕХА, ЧАСЫ, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. ПОСЛЕ РЕФОРМЫ ОНИ ПОПЫТАЛИСЬ ПЕРЕПРОДАТЬ ТОВАР ПО НОВЫМ ЦЕНАМ. НА ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗРАБОТКУ ИХ ПРЕСТУПНЫХ СВЯЗЕЙ БЫЛО БРОШЕНО УПРАВЛЕНИЕ МВД ПО БОРЬБЕ С ХИЩЕНИЯМИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ (БХСС). ЛЮДИ, ВЛАДЕВШИЕ КРУПНЫМИ ВКЛАДАМИ, ПЫТАЛИСЬ РАЗБИТЬ ИХ НА МЕЛКИЕ. ПОЭТОМУ УПРАВЛЕНИЕ БХСС ИЗЪЯЛО ВСЕ СРЕДСТВА, ПОЛОЖЕННЫЕ НА СЧЕТА ЗА ДЕНЬ-ДВА ДО НАЧАЛА РЕФОРМЫ.

В результате реформы 1947 года был ликвидирован избыток ничем не обеспеченной рублевой массы, которая была накоплена спекулянтами. Были выведены из оборота и фальшивые деньги, печатавшиеся в годы Великой Отечественной войны германскими оккупантами. Это позволило избежать ажиотажного опустошения товарного рынка, сократить госдолг и стабилизировать бюджет. Следует отметить, что подобные «конфискационные реформы» проводились также и в Западной Европе.

Одновременно с проведением денежной реформы была отменена карточная система снабжения продуктами, причем это произошло на несколько лет раньше, чем
в Великобритании и других европейских странах, значительно менее пострадавших от войны. Были введены единые сниженные государственные розничные цены на продовольствие и промтовары. Реформа 1947 года способствовала стабилизации финансовой системы: укрепила денежное обращение, изъяла из обращения необеспеченные излишки денежной массы и позволила вести и развивать свободную государственную торговлю товарами народного потребления.

Однако начало «холодной войны» прервало полномасштабную демилитаризацию советской экономики. Гонка вооружений и нарастающая внешняя угроза вынуждали правительство СССР направлять гигантские средства прежде всего в производство продукции тяжелой индустрии в ущерб продукции легкой и пищевой промышленности.

«Экономическое чудо» 1998 года

Многие помнят знаменитый разворот самолета премьер-министра Евгения Примакова над Атлантикой в марте 1999 года, когда он узнал о начале бомбардировок США территории Югославии. Во многом это было началом многовекторной политики Российской Федерации.

Не менее важный для России «разворот» был осуществлен Евгением Примаковым за полгода до того, когда он фактически спас Россию от государственного переворота и развала.

ОСЕНЬ 1998 ГОДА ПОМНЯТ МНОГИЕ ЛЮДИ СТАРШЕ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА. ДЕФОЛТ, ЗАБАСТОВКИ, ТОТАЛЬНЫЕ ЗАДЕРЖКИ ЗАРПЛАТ, УВОЛЬНЕНИЯ, НИЩЕТА, ЗАКРЫТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И БАНКОВ. В КРЕМЛЕ ШЛИ ОТКРЫТЫЕ РАЗГОВОРЫ О ГКЧП 2.0 И ВЫРАЖЕНИИ ВОТУМА НЕДОВЕРИЯ БОРИСУ ЕЛЬЦИНУ. ПО ПОДСЧЕТАМ ЭКСПЕРТОВ, ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ПРИНЕС СТРАНЕ УБЫТКОВ ПОЧТИ В 100 МЛРД ДОЛЛАРОВ И ПОТЕРЮ НАКОПЛЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ НА СУММУ В 20 МЛРД ДОЛЛАРОВ. 11 СЕНТЯБРЯ 1998 ГОДА, ПАРЛАМЕНТ ОДОБРИЛ КАНДИДАТУРУ ЕВГЕНИЯ ПРИМАКОВА НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

Премьер Примаков собрал правительство из людей крайне противоположных взглядов — от коммунистов до либералов, за что его неоднократно упрекали то
в «красном реванше», то в излишнем либерализме. Что конкретно было сделано?

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИСТ СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ ТАК ПРОКОММЕНТИРОВАЛ РЕШЕНИЯ ЕВГЕНИЯ ПРИМАКОВА: «ТОГДА, КАК И СЕЙЧАС, СОВЕТЧИКИ ИЗ США ПРЕДЛАГАЛИ ОТКРЫТЬ РЫНОК ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ И СПЕКУЛЯЦИЙ И НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИМАКОВА СДЕЛАЛО ВСЕ НАОБОРОТ: БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ НЕ ПОВЫШАТЬ ПРОЦЕНТНУЮ СТАВКУ, НЕ СТАЛИ ОГРАНИЧИВАТЬ ВЫДАЧУ КРЕДИТОВ, БЫЛИ ПРЕДПРИНЯТЫ КРУТЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПОПЫТОК МОНОПОЛИСТОВ ВЗВИНТИТЬ ЦЕНЫ»

Во-первых, он перестал препятствовать падению рубля, что помогло национальной валюте найти новый баланс, поскольку импортные товары стали недоступны из-за дорогого доллара. Во-вторых, он не допустил массового банкротства банковской системы и оживил работу предприятий, активизировав выдачу кредитов предприятиям через коммерческие банки. В-третьих, отказался от заграничных займов, чем определил будущее экономики страны без лишних долгов. Также Примаков ввел уголовную ответственность за задержку зарплат, ввел госрегулирование цен на лекарства, увеличил акцизы на алкоголь. Меры, принятые правительством Примакова, привели к тому, что уже к маю 1999 года валютные резервы Центробанка составили более 11,5 миллиардов рублей.

По словам академика РАН Александра Дынкина, Примаков стал первым премьером истории новой России, которому удалось сбалансировать федеральный бюджет — на 1999 год. По данным Госкомстата, в период с октября 1998 по март 1999 года рост промышленного производства составил 23,8%, инфляция снизилась с 38 до 3%. Российский финансовый рынок также начал постепенно восстанавливаться после кризиса.

Автор: Алексей Рудевич

Джейкоб Гольдштейн, «Деньги. Увлекательная история самого почитаемого и проклинаемого изобретения человечества»

М.: Бомбора, 2022
М.: Бомбора, 2022

«Деньги появились не так, как мы привыкли думать. Это куда более запутанная, интригующая и кровавая история, в которой замешаны браки и убийства». Так начинается книга экономического обозревателя New York Times Джейкоба Гольдштейна. Объясняя природу денег, журналист рассказывает истории, связанные с их происхождением. Например, как кузнецы заново придумали банки и посеяли в Британии панику, как двое парней на коленке изобрели новый вид денег, как Джон Ло пытался заменить золотые и серебряные деньги бумажными, сначала запретив французам владеть большим количеством монет, а затем – изготовлять из них золотые и серебряные украшения, но только вызвал вспышку набожности в Париже. Дело в том, что запрет на изготовление золотых предметов не распространялся на кресты и церемониальные чаши. Автор поясняет, почему, на его взгляд, деньги – это выдумка, а идея о том, что они произошли из бартера, несостоятельна, как с большой долей вероятности стать богатым, прочему доллар лучше, чем евро, можно ли, напечатав триллионы новых купюр, победить инфляцию, какой властью обладают деньги и из-за чего мы на самом деле ссоримся, когда спорим из-за денег. Гольдштейн убежден, что мир, в котором центробанки смогли из воздуха создать триллионы долларов, евро и йен в надежде справиться с экономическим кризисом, –  результат нашего выбора, и если в будущем мы будем делать другой выбор, деньги изменятся.

Томас Соуэлл, «Принципы экономики. Классическое руководство»

М.: Манн Иванов Фербер, 2022
М.: Манн Иванов Фербер, 2022

Американский экономист Джордж Стиглер полагал, что любому человеку – консерватору и радикалу, протекционисту и стороннику свободной торговли, космополиту и националисту, верующему и атеисту – полезно знать причины и следствия экономических явлений.

Книга американского экономиста Томаса Соуэлла помогает читателю разобраться в экономике без графиков и уравнений, на реальных примерах из мировой истории, иллюстрирующих принципы, лежащие в основе большинства экономических явлений, получить представление о том, что такое экономика как наука и экономика как хозяйство, научиться анализировать экономические события, которые попадают в средства массовой информации, и вычленять суть – что стоит за этими событиями и к каким последствия они могут привести.

Томас Соуэлл уверен, что изучение экономики должно быть несложным, познавательным и доступным каждому, и его книга – яркое тому доказательство. Читатели, которые захотят проверить, насколько хорошо они усвоили экономические законы и уроки, найдут в конце книги более ста вопросов.

Томаш Седлачек, «Экономика добра и зла. В поисках смысла экономики от Гильгамеша до Уолл-стрит»

М.: Ад Маргинем, 2022
М.: Ад Маргинем, 2022

Когда-то экономика была наукой о ведении домашнего хозяйства, позднее – набором религиозных, богословских, этических и философских дисциплин. «Но в конечном итоге вся экономика является экономикой добра и зла. Это изложение историй людьми людям о людях», пишет Томаш Седлачек, ведущий макроэкономист Чехословацкого торгового банка, бывший советник по экономическим вопросам первого президента Чехии Вацлава Гавела. Экономика – не научная дисциплина, а культурный феномен, порождение нашей цивилизации. Ее прошлое гораздо разнообразней, чем кажется –этот тезис экономист обосновывает в своей книге. Его цель – рассказать историю экономики по-новому.

Седлачек рассматривает, как менялись представления человека о мире с экономической точки зрения, обращаясь к историческим эпохам, веку Гильгамеша, эре иудеев и христиан, и к трудам великих мыслителей – Декарта, Смита, Милля, Мандевилля, Юма.

В первой части книге автор ищет отголоски экономики в мифах, религиях, теологии, философии и науке, во второй – следы мифов, религий, теологии, философии и науки в экономике.

Седлачек убежден, что для понимания экономики и расширения своих представлений о ней многое можно почерпнуть не только  из математических моделей экономического поведения, но и из творчества поэтов и философов.