Александр Пилясов,
Генеральный директор Института регионального консалтинга
– Расширение площади российской Арктики увеличивает значимость проблемы развития муниципальных образований арктического фасада. То есть приморской части Арктики. Таких муниципальных образований у нас 39.
Я ратую за осознанную политику по скреплению российских муниципальных образований арктического фасада – ввиду их растущей геополитической значимости, реалий глобального потепления и претензий на свободу судоходства в Арктике, которые высказывают некоторые наши арктические соседи.
Прежде всего бросаются в глаза – контрасты. У нас есть муниципальные районы – полюса роста, в которых огромное количество вахтовиков, разворачиваются корпоративные ресурсные проекты, а экономические показатели зашкаливают. Есть и муниципальные районы традиционной специализации, которые ресурсный бум обошел стороной. Мы видим, что в частных подушевых инвестициях контрасты тоже есть. От нуля до «абсолютных вершин» в Джомолунгм-Ямальском районе, в Тазовском районе, в Ненецком Автономном Округе. По уровню заработной платы контрасты не такие большие, но они существуют. Когда речь идет о геополитически значимых территориях, это тревожит.
Мне приходилось много писать о платформенном капитализме, как новой реалии. У корпоративных структур есть понимание, что надо связывать хозяйствующих субъектов и арктические пространства в рамках корпоративного контура. Программа «Капитан» «Газпром нефти» – хороший пример. Компания думает о том, как скреплять арктические пространства, используя цифровые платформы, подвязывая партнеров и хозяйствующих субъектов к своей технологической информационной платформе.
У государства, как мы видим по Стратегии развития Арктической зоны до 2035 года, осознанного желания связывать муниципальные образования арктического фасада в целостность пока нет. Мне представляется, что пришло время такую политику формировать. Нужна братская сеть муниципальных образований, которые связаны конституционально, инфраструктурно, а, возможно, и финансово. Речь идет о распределении части прибыли супербогатых муниципальных образований в пользу бедных. Можно запустить единый трансарктический чартер от Мурманска до Анадыря – один-два раза в неделю, чтобы обеспечить целостность фасада. Понятно, что пассажирооборот будет небольшим, но это дело долгосрочное, стратегическое, которое будет работать не с первого года. Можно взять на вооружение советский опыт. В частности, площадки для обмена опытом, встречи передовиков производства – организовать онлайн-площадки, на которых идет процесс коллективного обучения органов местного самоуправления арктического фасада передовым практикам арктического муниципального управления.