Сергей Глазьев: о развитии Северного морского пути

Сергей Глазьев

министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, академик РАН, вице-президент ВЭО России

– Мы прежде всего в Арктике видим возможность создания удобного и эффективного транзита по Северному морскому пути товаров из Азии к нам и в Европу. Поставлены задачи вывести товарооборот по Северному морскому пути на 100 миллионов тонн.

Что касается инженерно-навигационных мероприятий, то они проводятся, Севморпуть обустраивается. Но в плане экономико-финансовых и экономико-организационных мероприятий – здесь, мне кажется, мы ходим вокруг да около вместо того, чтобы принять ряд конкретных решений.

Нам нужна регулярная грузовая морская компания, которая бы занималась контейнерными перевозками из Азиатского региона в Европейский. Эта компания должна осуществлять регулярные рейсы, доступные для всех перевозчиков.

У нас есть три «полуживых», частично обанкротившихся компании: это наше старое «Дальневосточное пароходство», «Северное пароходство», «Мурманское пароходство». Что мешает их финансово оздоровить и интегрировать с возможностями «Росатома», который имеет ледокольный флот? Создать государственную транспортную компанию, которая бы имела возможность арендовать ледокольный флот, свои суда, привилегии по использованию этого маршрута и на регулярной основе возила контейнерные грузы, принимая заказы от китайских, японских, индийских перевозчиков.

Такую компанию можно создать с нуля, а можно использовать пароходства, которые существуют на маршруте Севморпути, объединить их ресурсы, с их лицензиями, судами, разумеется, модернизировать, расширить флот специализированными судами для контейнерных перевозок, и таким образом организовать мощного регулярного перевозчика, который бы возил грузы не от случая к случаю, а на регулярной основе.

Кроме организационно-правовых решений, нужно создать хабы для перевалки грузов. Наример, логистический центр в Петропавловске-Камчатском для того, чтобы собирать контейнеры из Японии, Китая и на регулярной основе формировать караваны через Северный морской путь.

Мы упускаем время. Все знают про аварию на Суэцком канале, которая дала импульс росту тарифов на перевозки. В наше напряженное время вопрос безопасности перевозок становится все более актуальным. Севморпуть – абсолютно безопасный, полностью нам подконтрольный, относительно короткий дешевый маршрут, который следует полномасштабно использовать.

Нужны конкретные действия и со стороны «Росатома», и со стороны Министерства транспорта, и, может быть, с участием Евразийского банка развития, других институтов развития.

по материалам Арктического академического форума на тему «Развитие научных исследований и экономика Арктики» (4 марта 2022 года)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь