Михаил Ершов
Член Президиума ВЭО России, главный директор по финансовым исследованиям «Института энергетики и финансов», профессор Финансового университета при Правительстве РФ, член комиссии по банкам и банковской деятельности Российского Союза промышленников и предпринимателей, д.э.н.
– В начале 2000-х гг. функционировала рабочая группа Президиума Госсовета РФ по вопросам государственной промышленной политики. Я входил в эту рабочую группу, несколько месяцев мы занимались этими проблемами. Я поднял материалы того периода, и что с интересом вновь прочитал? Что предлагалось? «Необходимо формирование более прогрессивной структуры экономики с большим весом обрабатывающей промышленности, наукоемких производств и т.д. Уменьшение зависимости экономического роста от внешних условий, внешнего финансирования, обеспечение эффективных территориальных проектов, осуществление мер, направленных на укрепление и поддержку национальных производителей в условиях международной конкуренции, снижение процентных ставок, увеличение длинных денег» и т.д. Как будто пишем сейчас. Все предложения можно перенести из той эпохи в нынешнюю, мы окажемся в той же самой системе координат.
Финансовые экономические кризисы повышают значение промышленной политики. Последний кризис тому наглядное подтверждение. Хотя промышленная политика в той или иной мере существовала всегда, именно при администрации Обамы, а это был пик последнего ипотечного кризиса, эта промышленная политика существенно увеличила масштабы, размеры и объемы. Вся эмиссия национальных валют в долларах тогда была 800 млрд., а стала почти 4 трлн. с большим креном в сферу целевых длинных бумаг. Мы имеем упор на длинные деньги, т.е. эмиссия была не просто целевой, но и длинной – до 30 лет. Программа последнего периода, когда кризис уже начал завершаться, состояла в увеличении длинных кредитов со стороны ФРС и своей экономики для поддержки целевых программ ипотеки. В итоге программа была признана успешной, потому что ставки по ипотеке были снижены с 5% до 3%. Соответственно, оживление ипотечного кредитного рынка стало более ощутимым, вся экономика как следствие стала расти, потому что она вся была завязана на ипотеку. Тезис: в зрелых экономиках национальные приоритеты формируют основу всей денежной системы.
Все доллары мира, которые сейчас есть, на 90 с лишним процентов были проэмитированы под государственные задачи. Все японские йены изначально были проэмитированы под государственные приоритеты японского Министерства финансов. У нас целевая эмиссия – меньше 5%. Если бы я был не экономистом, я бы сказал, что как минимум привлекает к себе внимание, что в двух самых зрелых финансовых системах – на удивление похожие подходы. Не это ли обеспечивает им сохранение лидерства в мировой финансовой системе? Не от того ли у нас все проблемы с длинными и прочими деньгами, с финансированием и фондированием, что наши подходы диаметрально противоположны тем, что работают в развитых финансовых системах?
Напомню, что в СССР подходы были близки к тем, которые у этих зрелых финансовых систем, где монетизация на базе бюджетных приоритетов. По сути, в их случае имеет место полномасштабная денежная политика, когда вся монетизация работает на приоритеты экономической политики.
Если мы в той или иной мере будем использовать и разрабатывать аналогичные подходы у нас, то это фактически сделает нашу финансовую сферу и нашу экономику суверенной, может обеспечить нам рост экономики в условиях внешних ограничений и санкций, которые сейчас давят на нас в полной мере. Потенциал и инструменты для успешного решения тех задач, которые перед нами стоят, есть. Если мы будем их более активно использовать, то результат будет позитивный.