На потребительских рынках ухудшается ситуация. Товарооборот продолжает сокращаться как по продовольствию, так и по непродовольственным товарам, сообщается в исследовании ЦМАКП «Анализ макроэкономических тенденций».
На стагнацию или снижение спроса жалуются рестораторы, пивоваренные компании, продавцы одежды и даже онлайн-ритейлеры. Негативная тенденция затронула не только товары повседневного спроса, но и, например, рынки недвижимости и автомобилей, а также туристический.
Исследовательский холдинг «Ромир» называет ситуацию беспрецедентной: впервые за все время наблюдений, то есть с начала 2008 года, потребительская активность в России снижается сразу два осенних месяца подряд. До сих пор устойчивое падение спроса встречалось только в летние месяцы или в самом начале года, после традиционного декабрьского пика.
Снизилось не только потребление, но и объем сбережений россиян в банковских вкладах. «Очевидно, в условиях очень низких процентных ставок и высоких воспринимаемых рисков продолжения кризиса, население предпочитает держать ресурсы в ликвидной форме – наличные деньги, платежные карточки. Кроме того, отмечен непривычный «бум» перехода частных игроков к сбережению в ценных бумагах», – сообщается в исследовании ЦМАКП.