27 сентября в Доме экономиста (ул. Тверская д. 22А) состоялся научный форум Абалкинские чтения на тему «Консенсус-прогноз: что ждет российскую экономику?», организованный Вольным экономическим обществом России, секцией экономики Отделения общественных наук РАН и Научно-координационным советом РАН по проблемам социально-экономического прогнозирования. Организатором-координатором научного форума выступил Международный Союз экономистов. Руководитель и модератор научного форума — Борис Порфирьев, член Президиума МСЭ, вице-президент ВЭО России, заместитель академика-секретаря Отделения общественных наук РАН, руководитель секции экономики Отделения общественных наук РАН, научный руководитель Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, академик РАН.
Открывая научный форум, президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов подчеркнул, что российская экономика адаптировалась к новым геополитическим вызовам, стала более пластичной, устойчивой, и второй квартал подряд показывает результат выше, чем ожидали Центробанк, профильные ведомства и министерства, что говорит о ее высоком потенциале. «Тучи, нависшие над российской экономикой, не повлекли мощной грозы. В то же время общая картина далека от безоблачной. Остаются серьезные вызовы для социально-экономического развития страны. В частности, речь идет о падении объема экспортных доходов и потенциальном сокращении инвестиций в частном секторе, — отметил Сергей Бодрунов. — Поэтому сегодня важен детальный анализ факторов, сдерживающих рост российской экономики и дальнейший ее подъем, условий для сохранения и развития наметившихся позитивных трендов; нужна оценка экономического потенциала страны и предложения научно-обоснованных мер по преодолению ограничений научно-технологического и социально-экономического развития России».
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН, член Президиума ВЭО России, член Президиума Международного Союза экономистов Александр Широв обратил внимание, что, благодаря высоким темпам роста в обрабатывающих производствах, в российской экономике произошел форсированный структурный сдвиг. «Мы всегда говорили, что такой структурный сдвиг позитивен для нашей экономики. Это так. Но когда машиностроительные производства и другие виды деятельности растут двузначными темпами, встает вопрос загрузки мощностей, — подчеркнул директор ИНП РАН. — Как можно «расшить» этот вопрос? Есть два варианта. Первый — это инвестиции. Второй — импорт. При этом, очевидно, что попытка купирования этого напряжения за счет импорта консервирует проблемы, которые есть в нашей экономике». Среди ключевых рисков для экономического развития в среднесрочной перспективе Александр Широв назвал внешнюю конъюнктуру, то есть ужесточение санкций и неблагоприятные изменения на мировых товарных рынках, и факторы, связанные с внутренним спросом, в том числе со стагнацией государственного потребления. «Мы видим стагнацию государственного потребления. Причем, речь идет прежде всего о расходах на такие виды деятельности, как образование и здравоохранение, что, с одной стороны, является вычетом из экономической динамики, а с другой стороны, бьет по секторам, которые являются для нашей страны приоритетными», — подчеркнул ученый. По мнению Александра Широва, российская экономика должна перейти на следующую стадию развития, то есть, на смену адаптационной модели, которую Правительство России реализовывало в последние два года, должна прийти более активная экономическая политика. Это позволит преодолеть текущие ограничения экономического роста.
Основные условия восстановления среднесрочного и долгосрочного роста экономики России в условиях структурной перестройки — это рост инвестиций и активная промышленная политика, согласился директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, член Президиума ВЭО России, член Президиума Международного Союза экономистов Михаил Головнин. Заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, заведующий лабораторией структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС, член Правления ВЭО России Алексей Ведев выделил ключевые факторы роста российской экономики. В их числе — санкции, внешняя торговля, уход с российского рынка зарубежных компаний и экономическая политика Правительства России и Банка России. «В 2022 году мягкая, или стимулирующая, денежная и бюджетная политика стала основным фактором низкого снижения ВВП. Сейчас мы сталкиваемся с ужесточением денежной политики и потенциальной консолидацией бюджетной политики. Как это снизит темпы роста — мы увидим в четвертом квартале текущего года», — отметил ученый. Среди внешних рисков для развития экономики России Алексей Ведев назвал высокие ключевые ставки, замедление роста мировой экономики и глобальной инвестиционной активности, сохранение высокой инфляции, ужесточение условий финансирования и цены на сырье. Что касается внутренних рисков, ученый выделил: ухудшение ситуации в добывающих отраслях, снижение возможности финансирования инвестиций, уязвимость перед внешними шоками и курс рубля.
Главный экономист государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, член Правления ВЭО России, член Президиума Международного Союза экономистов Андрей Клепач подчеркнул, что перспективы развития экономики России во многом зависят от экспортных доходов. Что касается газа, по словам Андрея Клепача, возможные перебои с поставками из Норвегии, Австралии и России могут стать триггером роста мировых цен на газ до конца текущего года, однако в среднесрочной перспективе цены будут снижаться на фоне ввода новых мощностей по производству СПГ. Если говорить о нефти, в краткосрочной перспективе цены могут немного снизиться из-за торможения роста спроса на нефть, однако по мере восстановления роста мировой экономики в среднесрочном периоде цены возобновят рост.
Ведущий научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Илья Воскобойников подчеркнул, что дешевая энергия — серьезное конкурентное преимущество России. По его словам, страна может экспортировать не только прямые энергоносители, но и наращивать экспорт энергоемких продуктов, в частности, поставки удобрений в Германию. Директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова полагает, что драйвером роста ВВП России в этом году стало восстановление промышленности. Среди быстрорастущих секторов — готовые металлические изделия, компьютеры, электрооборудование. Причина этого роста — высокий бюджетный спрос и спрос со стороны ОПК, а также уход с российского рынка ряда зарубежных компаний. «Рост в этих секторах высокий, но о его потенциале и устойчивости судить сложно, поскольку он во многом зависит от неопределенности внешней и бюджетной политики», — отметила ученый. По словам Натальи Акиндиновой, большую часть промышленности составляют сектора, которые находятся на пределе производственных возможностей. Для их дальнейшего роста нужны новые технологии и инвестиции. Потенциал восстановительного роста сохранился лишь в небольшой группе отраслей промышленности. Главная из них — это производство автомобилей, деревообработка и добыча полезных ископаемых, отметила эксперт.
Директор Центрального экономико-математического института РАН, член-корреспондент РАН, член Президиума ВЭО России, член Президиума Международного Союза экономистов Альберт Бахтизин перечислил приоритетные направления развития российской экономики. Среди них — расширение производств с высокой добавленной стоимостью и строительного сектора; инвестиции в инфраструктуру и сокращение межрегиональной дифференциации. «Наши расчеты показывают, что региональное сглаживание за счет программ, направленных на предоставление налоговых льгот и целевых трансфертов федерального бюджета наиболее проблемным субъектам РФ, даст дополнительный прирост экономики», — пояснил директор ЦЭМИ РАН.
Заведующий кафедрой экономической теории и политики факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при Президенте РФ, академик РАН Абел Аганбегян напомнил, что основные факторы экономического роста — это инвестиции в основной капитал и экономика знаний. В сумме их доли в ВВП страны должны составлять 33–35%, а если стоит цель выйти на траекторию устойчивого роста — то 45%. По словам ученого, чтобы восстановить экономический рост, в ближайшие 3-4 года следуют поднять долю инвестиций в основной капитал в ВВП до 25-27%, а долю экономики знаний — до 20%.
Главный директор по финансовым исследованиям «Института энергетики и финансов», член Президиума ВЭО России, член Президиума Международного Союза экономистов Михаил Ершов выделил среди факторов экономического роста «валютную стабильность», поскольку нестабильный рубль не позволяет предпринимателям планировать свою деятельность и ограничивает деловую активность.
Заместитель директора НИИ «Инновационные финансовые инструменты и технологии» РЭУ имени Г.В. Плеханова Михаил Минченков по поручению сенатора, вице-президента ВЭО России Сергея Рябухина представил результаты работы по созданию системы внутренних и внешних расчетов с использованием финансовых инструментов, обеспеченных сырьевыми активами и валютами дружественных стран. «В прошлом веке ученый Михаил Гельвановский увидел интересную закономерность — группа биржевых товаров имеет относительное постоянство цен независимо ни от событий, которые происходят в мире. Мы увидели, что такая закономерность действительно существует, построили математическую модель и выявили индексы ценовых устойчивостей, которые позволяют превратить этот феномен в финансовый инструмент», — рассказал ученый.