Выдержки из «Доклада о торговле и развитии — 2018» Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Презентация доклада в России была организована Информационным центром ООН, Международным cоюзом экономистов и Вольным экономическим обществом России. Докладчики: ведущий специалист по экономическим вопросам ЮНКТАД Игорь Паунович (Хорватия), главный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов, член Президиума ВЭО России Михаил Ершов, д. э. н., профессор
Справка о ЮНКТАД
Конференция ООН по торговле и развитию является ключевым органом Генеральной ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Ей поручено ускорение торгово-экономического развития, в особенности развивающихся стран.
Штаб-квартира ЮНКТАД расположена в Женеве, у нее есть также отделения в Нью-Йорке и Аддис-Абебе, Эфиопия. ЮНКТАД в системе ООН играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственный диалог, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором. ЮНКТАД является частью Секретариата Организации Объединенных Наций. Хотя она подотчетна Генеральной ассамблее и Экономическому и Социальному совету ООН, у организации есть свой собственный членский состав, руководство и свой бюджет.
«Доклад о торговле и развитии» ЮНКТАД впервые вышел в свет в 1981 году и с тех пор издается ежегодно. Его публикация приурочивается к регулярным сессиям Совета по торговле и развитию, исполнительного органа ЮНКТАД. В докладе анализируются текущие экономические тренды, ключевые вопросы политики, имеющие международное значение, а также содержатся рекомендации по решению этих проблем на различных уровнях.
Сегодня удивляет беспечность, царившая в преддверии кризиса (2008 года. — Прим. ред.). Но еще больше поражает то, как мало изменилось после него. Нас уверяют в том, что нынешняя финансовая система проще, безопаснее и справедливее. Тем не менее банки стали еще крупнее за счет государственных средств, использование непрозрачных финансовых инструментов снова стало нормой, масштабы теневой банковской деятельности возросли, по оценкам, до 160 трлн долларов, что в два раза превышает размеры мировой экономики, стоимость внебиржевых деривативов превысила 500 трлн долларов, и, что неудивительно, вновь хлынул поток бонусов для банкиров.
Парадокс глобализации XXI века заключается в том, что, несмотря на бесконечные разговоры о ее гибкости, эффективности и состязательном характере, экономика развитых и развивающихся стран характеризуется все большей нестабильностью, замедлением темпов роста и усилением раздробленности. В условиях, когда растет неравенство, увеличивается задолженность, финансовые махинации вновь задают тон в экономике, а политические системы утратили доверие, что же еще может пойти не так?
Согласно последним оценкам, экономический рост оказался ниже, чем прогнозировалось, и наблюдается некоторое замедление его темпов. В первом квартале 2018 года рост экономики в еврозоне, по оценкам, замедлился по сравнению с предыдущим кварталом и в настоящее время его темпы являются самыми низкими с третьего квартала 2016 года; в Соединенных Штатах оценки темпов роста за первый квартал в годовом исчислении были пересмотрены в сторону понижения с 2,3 до 2%, что существенно ниже соответствующих показателей за предыдущие три квартала; тогда как в Японии экономический рост в первом квартале оказался отрицательным.
Основным поводом для беспокойства служит сохраняющаяся сильная зависимость медленного экономического роста от увеличивающегося долга в условиях меняющихся макроэкономических тенденций.
В то же время увеличение долга не привело к расширению финансирования новых инвестиций. В развитых странах норма инвестиций снизилась в среднем с 23% в 2008 году до 21% в 2017 году. Даже в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся странах соотношение инвестиций к ВВП в 2017 году составило 32,3%, что лишь незначительно выше уровня 30,4%, достигнутого в кризисном 2008 году, причем в некоторых более крупных странах было отмечено снижение данного показателя за этот период.
Извращенный дух монополии
Одним из важных факторов стало усиление переговорных позиций корпораций, отчасти вследствие чрезвычайно высокой концентрации экспортных рынков.
Таким образом, в распределении экспорта наблюдается весьма заметный перекос в пользу крупнейших фирм. В верхнем сегменте распределения концентрация еще сильнее, а в условиях гиперглобализациии она еще больше увеличилась. После мирового финансового кризиса на первую пятерку из числа крупнейших фирм-экспортеров в среднем приходилось 30% совокупного экспорта страны, а на первую десятку — 42%. Такая концентрация сама по себе усилила процесс постепенного размывания социальной и политической ответственности крупных корпораций перед собственным национальным обществом и трудящимися во всем мире.
В развивающихся странах негативное воздействие международной торговли, приводящее к усилению неравенства, является также результатом распространения специальных режимов торговли продукцией из перерабатываемых импортируемых компонентов и зон экспортного производства, которые побуждают ведущие компании, контролирующие глобальные производственно-сбытовые цепочки (ГПСЦ), организовывать недорогостоящие и низкопроизводительные сборочные производства, приносящие лишь ограниченные выгоды для экономики в целом.
Неоднозначные результаты политики по поощрению торговли продукцией такого производства во многих случаях отражают стратегии транснациональных корпораций по присвоению добавленной стоимости.
В условиях происходящего роста концентрации экспортных рынков крупные фирмы расширили свои возможности для извлечения ренты от новых и более нематериальных барьеров для конкуренции, что находит отражение в усилении защиты прав интеллектуальной собственности, а также в использовании национальных норм и положений в целях перемещения прибыли и оптимизации налогов.
Увеличение разрыва между компаниями особенно заметно в цифровом мире. Из 25 ведущих крупных высокотехнологичных компаний (по показателю рыночной капитализации) 14 находятся в Соединенных Штатах, 3 — в Европейском союзе, 3 — в Китае, 4 — в других странах Азии и 1 — в Африке. Три крупнейшие высокотехнологичные компании в Соединенных Штатах имеют средний показатель рыночной капитализации более 400 млрд долларов по сравнению со средним показателем 200 млрд долларов у наиболее крупных высокотехнологичных компаний в Китае, 123 млрд долларов — в Азии, 69 млрд — в Европе и 66 млрд — в Африке.
Тенденция к усилению концентрации как в цифровом, так и в аналоговом мире бизнеса грозит несколькими макроэкономическими рисками и проблемами в развитии, которые сегодня проявляются со всей очевидностью. Во-первых, беспокойство вызывает негативное воздействие, которое в эпоху гиперглобализации торговля может оказать на совокупный спрос, помогая капиталу постепенно получать все большую часть мировых доходов в ущерб доле труда.
Стратегические задачи цифровой эпохи
Регулирование цифровых суперплатформ и развитие национальных маркетинговых платформ имеет важнейшее значение для развивающихся стран в плане извлечения выгоды от электронной торговли. Без этого подключение к существующим суперплатформам только предоставит компаниям, управляющим ими, дополнительные данные, еще более усилит их позиции и обеспечит им более широкий доступ на внутренние рынки.
Для развития национального цифрового потенциала и цифровой инфраструктуры правительства некоторых развивающихся стран (таких как Вьетнам, Индонезия и Филиппины) используют меры локализации, точно так же как это делали развитые страны на начальном этапе цифровизации и продолжают делать сейчас.
Однако большинство развивающихся стран не имеют такой политики, а это означает, что данные находятся в собственности у тех, кто их собирает и хранит, то есть в основном у цифровых суперплатформ, которые в таком случае имеют на них полные исключительные и неограниченные права.
Развитие цифровых навыков и создание инфраструктуры необходимы, но их недостаточно для обеспечения выгод для развития; требуются более комплексная стратегия и гораздо более широкий спектр стратегических мер.
Промышленная политика в условиях цифровизации
Промышленная политика в условиях цифровизации должна быть направлена на использование синергического эффекта от взаимодействия факторов спроса и предложения для создания благоприятной цифровой среды с новыми секторами и компаниями, ростом инвестиций и инноваций, ускорением роста производительности труда, увеличением доходов и расширением рынков.
В условиях цифрового мира это может потребовать перехода к более целенаправленной промышленной политике для устранения существующих рыночных диспропорций. Например, правительства могли бы осуществлять прямые инвестиции в формирующиеся цифровые платформы или приобретать крупные пакеты акций в них через государственные инвестиционные цифровые фонды, с тем чтобы обеспечить более широкое распространение выгод от высоких темпов роста производительности труда, обусловленных технологическими изменениями.
Необходимость в целенаправленной промышленной политике также обусловлена изменением структуры финансирования инвестиций в цифровую экономику. В отличие от материальных активов нематериальные активы (например, данные, программное обеспечение, анализ рынка, организационная структура, патенты, авторские права и т. д.) обычно уникальны или наиболее ценны в отдельных конкретных обстоятельствах, что затрудняет их использование в качестве обеспечения. Вследствие этого для стимулирования инвестиций в нематериальные активы вполне может потребоваться повышение роли банков развития в качестве источников финансирования или специализированных финансовых механизмов, а также стратегических мер по укреплению связи между прибылями и инвестициями, таких как изменение требований к финансовой отчетности или введение ограничений в отношении выплаты дивидендов и выкупа акций в случае низкого уровня инвестиций или преференциального налогового режима для реинвестируемой прибыли.
Честно – о США
Юрий Якутин,
вице-президент ВЭО России, научный руководитель ЗАО «Издательский дом “Экономическая газета”», д. э. н., профессорСоединенные Штаты Америки на сегодня где-то там, по разным оценкам, производят 20% мирового ВВП, а потребляют 40%. Вот вам и ответ. Вся финансовая система построена на то, чтобы весь мир, все работали на одну экономику, и инструментом этой экономики является доллар, который стягивает, обслуживает вот эту эксплуатацию мира. Поэтому приветствую ЮНКТАД, приветствую экспертов за их большую, огромную работу. Надо им сказать: «Дорогие друзья, наберитесь в следующих докладах смелости, скажите правду». Но на самом деле основной источник опасности — это, конечно, экономика. Это колосс на глиняных ногах. Экономика Соединенных Штатов Америки — это дутый доллар и финансовая система, которая построена на финансовых спекуляциях и на фальшивых, ничего не обозначающих денежных бумагах.
Одним из способов решения проблемы поведения, ориентированного на извлечение ренты, в цифровом мире было бы разукрупнение больших компаний, ответственных за концентрацию рынка. Другой вариант — принять факт существования тенденции к концентрации рынка, но регулировать ее, с тем чтобы ограничить способность компании использовать свое доминирующее положение.
С учетом продолжающейся технологической революции развивающиеся страны крайне заинтересованы в международной передаче технологий от развитых и других развивающихся стран, которые смогли разработать современные цифровые технологии. В цифровой экономике международная передача технологий является значительно более сложным процессом, поскольку технологии и аналитическая обработка данных приравниваются к коммерческой тайне и потому что на передачу исходного кода распространяются обязательные ограничения.
Сотрудничество между странами Юга в цифровой сфере может играть важную роль в оказании помощи развивающимся странам в плане использования новых возможностей цифрового мира благодаря взаимной поддержке в деле развития цифровой инфраструктуры и потенциала.
Международное сообщество только начинает диалог о необходимости правил и положений для решения всех этих задач, и еще необходимо договориться о том, какие вопросы, касающиеся цифровой экономики, находятся в сфере компетенции Всемирной торговой организации, а какие относятся к сфере компетенции других международных организаций.
Строительный раствор для здания БРИКС
Эффект от ускорения экономического роста и структурных преобразований в Восточной Азии распространился и на остальные развивающиеся страны, главным образом благодаря повышению спроса на сырье. Тем не менее опять же, за исключением некоторых успешных примеров в Азии, мало что свидетельствует о наличии масштабных струк турных изменений, обусловленных расширением торговли.
Это отчасти отражает неравноправные отношения между ведущими фирмами и их поставщиками в производственно-сбытовых цепочках, а также слабость переговорных позиций развивающихся стран.
Согласно базе данных ОЭСР-ВТО по добавленной стоимости в торговле, Китай был, скорее, исключением, одной из немногих стран, которые смогли увеличить долю добавленной стоимости, созданной отечественной обрабатывающей промышленностью, в общем объеме экспорта (на 12 процентных пунктов за период 1995–2014 годов). Из 27 зарегистрированных в этой базе данных развивающихся стран только в шести было отмечено повышение данного показателя, хотя и в значительно меньших масштабах. В отличие от этого во многих развивающихся странах торговля в эпоху гиперглобализации привела к увеличению экономического веса добывающей промышленности; в 18 из 27 развивающихся стран возросла доля добывающих отраслей в добавленной стоимости экспортируемой продукции.
Проблемные места в инфраструктуре, по каким бы параметрам их ни измеряли, будь то плотность дорожной сети на квадратный километр, доступ к энергии, телефонной связи (имеющей первостепенное значение в новую цифровую эпоху), водопроводной воде или основным услугам в области санитарии, являются препятствиями для устойчивого роста во многих развивающихся регионах, особенно в Южной Азии и странах Африки к югу от Сахары. Это отчасти — следствие неолиберальной политики в области развития, которая размыла первоначальную цель многостороннего финансирования, заключавшуюся в поддержке инфраструктурных проектов: например, в 2000-х годах соотношение объемов кредитования инфраструктурных проектов к общей сумме кредитов Всемирного банка уменьшилось на 60% по сравнению с показателями 1960-х годов. В сочетании с более широкой стратегической атакой на государственные инвестиции это оставило многие развивающиеся страны без инфраструктуры, необходимой для эффективной конкуренции на более открытых рынках.
Нужно изменить парадигму, с тем чтобы инвестиции в инфраструктуру непосредственно бы рассматривались в контексте структурных преобразований и предлагалось альтернативное представление о том, каким образом планировать, осуществлять и координировать эти инвестиции, особенно для развивающихся стран, которые наращивают свои промышленные мощности.
ТЕМПЫ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
Иван Данилин,
заведующий отделом науки и инноваций ИМЭМО РАНВ докладе говорится про темпы роста, но есть еще один замечательный показатель — это производительность труда, точнее говоря, темпы его прироста. Что касается развивающихся стран, там более-менее все понятно: идет закупка оборудования, растет качество рабочей силы. Но если мы посмотрим на развитые страны, то там вообще-то 30 лет (при всех технологических достижениях, а они были действительно немалые) мы видим, что темпы, мягко сказать, невысоки, намного ниже исторических минимумов. А если вы возьмете обрабатывающую промышленность и уберете оттуда сектор ИКТ, то окажется, что даже при том, что темпы прироста производительности труда там вдвое выше, чем по экономике в целом, но они тоже, мягко сказать, не очень впечатляющие. Где же все инновации, о которых мы читаем в пресс-релизах наших замечательных друзей? А проблема, наверное, действительно одна, точнее говоря, их много, это большой комплекс, но он объединен в некоторую единую логическую систему: что-то действительно разладилось в наших воспроизводственных механизмах, и глобализация торговли приложила к этому руку.
Для этого придется вернуться к рассмотрению проблемы планирования развития и взглянуть на нее по-новому. В частности, можно использовать концепцию Альберта Хиршмана из его фундаментального исследования «Стратегия экономического развития», опубликованного 60 лет назад. Хиршман увязывает планирование с моделью «несбалансированного роста», в которой наиболее оптимальным объектом для размещения производительных ресурсов являются секторы, обладающие потенциалом для укрепления прямых и обратных связей, благодаря чему выявляются существующие недостатки и происходит перекос в ценообразовании, что приводит к дополнительным частным инвестициям, стимулирует появление организационных и других возможностей, необходимых для поддержания процесса роста и направления правильных сигналов для лиц, ответственных за разработку политики, относительно того, куда они должны направлять инвестиции в инфраструктуру.
Такой подход, увязывающий финансовую жизнеспособность с более широким набором критериев развития, является альтернативой нынешнему, когда планирование инфраструктуры сводится к выбору портфеля проектов с упором на инвестиционную привлекательность индивидуальных проектов и доходность с поправкой на риск в соответствии с расчетами частных инвесторов.
Планирование как таковое должно рассматриваться не как спускаемая сверху инструкция, а, скорее, как некий координирующий механизм, учитывающий широкий круг различных интересов и стратегических решений, с уделением особого внимания выбору секторов и технологий, координации инве стиционных решений на макроуровне, объему требуемых ресурсов и тому, как их мобилизовать.
С этой точки зрения обнадеживает происходящее с начала нового тысячелетия во многих развивающихся странах возвращение к национальным планам развития, даже несмотря на то, что первоначальная оценка этих инициатив свидетельствует о сохраняющемся разрыве между планами развития инфраструктуры и стратегией развития страны.
Необходима дополнительная работа для налаживания связей с различными заинтересованными сторонами внутри страны, а также увязка с теми областями политики, которые затрагиваются инфраструктурными проектами, при этом должное внимание следует уделять системному подходу, развитию потенциала в области планирования, разработке и исполнению проектов, четкой системе наказаний для обеспечения выполнения планов, а также подотчетности в целях минимизации ненужных расходов и обеспечения законности.
Апологеты свободной торговли
Согласно концепции, превалирующей в нынешнюю эпоху, глобализация отождествляется с расширением сферы влияния рынков, ускорением технического прогресса и (желанным) размыванием политических границ; при помощи тезисов «свободной торговли» неустанно продвигается идея о том, что, хотя экономические силы вырвались из-под контроля местных политических властей, равные условия, создаваемые с помощью сочетания официальных правил, негласных норм и усиления конкуренции, гарантируют процветание для всех.
Хватит сказок
Игорь Паунович,
ведущий экономист ЮНКТАД (Хорватия)Есть сказка, которую мы обычно слышим про то, что правительство не умеет считать деньги и тратит больше, чем может себе позволить. Нужно отказаться от этой неолиберальной истории — от утверждения о том, что всегда во всем виновата именно власть, именно государство. И на самом деле требуется более тщательный и глубокий анализ. Мы показали, что на самом деле все упирается не только в государство, но и в частном секторе есть точно такие проблемы. Мы видим очень высокий уровень концентрации, причем как в финансовом, так и в реальном секторе. Мы видим, что транснациональные корпорации и финансовый сектор настолько могущественны, что они имеют возможность устанавливать правила игры по собственному усмотрению. В результате возникает такой феномен, который мы называем замкнутым кругом Медичи, когда экономическая власть приносит политическую власть, а политическая власть дает возможность устанавливать правила в свою пользу, а затем благодаря этому вы приобретаете еще больше экономической власти, и таким образом неравенство только углубляется. Хотелось бы закончить на оптимистической ноте: я считаю, что нам нужно, как мы и говорили, больше опираться на цели устойчивого развития, на программу до 2030 года, которая содержит в себе элементы, связанные с защитой окружающей среды, некоторые экономические и общественные элементы. Нам нужен более инклюзивный рост, более инклюзивное общество, нам нужно инвестировать средства в инфраструктуру, в образование, в здравоохранение, нам нужно не отказываться от многостороннего сотрудничества, нам нужно действовать, опираясь на нашу позитивную, конструктивную повестку.
В действительности гиперглобализация настолько же связана с прибылью и свободно перемещающимся капиталом, насколько с ценами и мобильной телефонной связью, и регулируется крупными компаниями, которые все чаще занимают доминирующие позиции на рынке и действуют в рамках соглашений о «свободной торговле», которые были предметом активного корпоративного лоббирования и слишком часто принимались при минимальном контроле со стороны общественности.
Поэтому неудивительно, что повышенная обеспокоенность среди растущего числа пострадавших от гиперглобализации все чаще заставляет усомниться в официальной версии о том, что торговля приносит общие выгоды.
Нет сомнений в том, что новая волна протекционизма наряду с ослаблением духа международного сотрудничества создает серьезные проблемы для правительств во всем мире. Однако было бы неправильным решением сделать еще больший упор на обычных сценариях действий. Для того чтобы эффективно противодействовать изоляционизму, следует признать, что многие нормы, принятые с целью поощрения «свободной торговли», не сделали систему более инклюзивной, основанной на широком участии и ориентированной на развитие. Это означает, что теперь необходимо перейти к более обоснованному и прагматичному подходу к регулированию торговли, а также к разработке торговых соглашений.
Необходимо изучить опыт успешных стран-экспортеров и получить представление о новых торговых моделях, которые учитывают влияние торговли на неравенство, а также проанализировать причинно-следственную связь между ростом неравенства, поведением корпораций, ориентированным на извлечение ренты, сокращением инвестиций и ростом задолженности.
В последние несколько лет ЮНКТАД последовательно выступала за выработку новой международной стратегии — глобального нового курса — для достижения международной экономической интеграции в более демократических, справедливых и устойчивых формаx. В частности, в том, что касается стратегий в области международной торговли и поддерживающей ее архитектуры, есть веские основания, в особенности в связи с его семидесятой годовщиной, обратиться к Гаванскому уставу международной торговой организации, который появился — хотя и ненадолго — под влиянием идей первоначального «Нового курса», и даже может подсказать важные ориентиры в решении наших современных проблем.
Три принципа Гаванского устава
Во-первых, Гаванский устав имел своей целью определить роль торговых соглашений в макроэкономических условиях, стимулирующих рост; в нем отмечалось, что «предотвращение безработицы или неполной занятости путем создания и сохранения в каждой стране реальных возможностей продуктивной занятости для тех, кто может и хочет работать, а также значительного и постоянного роста объема производства и эффективного спроса на товары и услуги, не является лишь внутренней проблемой каждой страны. Это также является необходимым условием осуществления общих целей и задач… включая расширение международной торговли и, тем самым, необходимым условием благополучия всех других стран». Во-вторых, в Гаванском уставе признавалась связь между условиями на рынке труда, неравенством и торговлей и необходимость повышения заработной платы и улучшения условий труда в соответствии с изменениями в производительности. В-третьих, в Гаванском уставе подчеркивалось, что существуют многочисленные пути развития, позволяющие сочетать достижение местных целей с интеграцией в мировую экономику, и что страны должны иметь достаточное пространство для маневра в политике, чтобы осуществлять прагматичный поиск такого гармоничного сочетания.
Спустя десять лет после краха банка «Леман бразерс» мировая экономика так и не смогла выйти на динамичную и стабильную траекторию роста. Напротив, низкий спрос, рост задолженности и неустойчивость потоков капитала заставляют экономику многих стран балансировать между намечающимися признаками оживления и финансовой нестабильностью. В то же время меры жесткой экономии и безудержная погоня корпораций за рентой усилили неравенство и нарушили социальную и политическую структуру общества. Торговые войны являются симптомом, а не причиной экономических проблем. Трагедия нашего времени заключается в том, что для устранения самих причин необходимо более смелое международное сотрудничество; а звучащие на протяжении более трех десятилетий громогласные призывы в поддержку свободной торговли заглушают чувство доверия, непредвзятости и справедливости, от которых такое сотрудничество зависит.