Понедельник, 30 сентября, 2024

Антон Данилов-Данильян: «Конституция не защищает права предпринимателей»

Антон Данилов-Данильян,

сопредседатель «Деловой России», заместитель председателя Общественного совета Минпромторга РФ, председатель Экспертного совета Фонда развития промышленности

Многие вещи в Конституции противоречивы. Это результат компромисса. Есть базис Конституции,  первые две главы, которые неизменны, и есть надстройка.

Что касается надстройки, приведу пример. Статья 75-я упоминает Центральный Банк и вводит его основную функцию – защита и обеспечение устойчивости рубля. В 114-ой статье, пункте «б» сказано: «Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Классическая история, когда Центральный Банк федеральными законами забрал эту функцию у Правительства. Нужно ли менять Конституцию в этой связи? Не факт. Необязательно Центральному Банку навязывать функцию поддержки роста. Достаточно вернуть пункт «б» исключительно в компетенцию Правительства в 114-й статье, и тогда окажется, что Центральный Банк должен следить за инфляцией, за обеспечением устойчивости рубля, а функцию денежно-кредитной политики, в том числе стимулирующей денежно-кредитной политики, такую, которая обеспечивала бы существенный инвестиционный рост в стране, надо отдать тому органу, который прописан в Конституции.

Если мы на 5% увеличим долю инвестиций в ВВП, то получим экономический рост около 4%. Почему не прирастает наш инвестиционный потенциал? Согласно опросам предпринимателей, бизнес не инвестирует в первую очередь из-за трех факторов – это неопределенность экономической политики, правоохранительное давление и несовершенство налоговой системы.

Самым важным, наверно, моментом является силовое давление. Откуда оно берется? 55-я статья Конституции, пункт 3-й. Большая часть наших проблем проистекает именно оттуда. Цитирую 55-ю статью: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Наше многочисленное контрольно-надзорное правоохранительное сословие интерпретирует это как «в своих законных интересах». И большая часть законов, которые регулируют деятельность этих органов, в рамках 55-й статьи Конституции ограничивают наши права и свободы на абсолютно законном конституционном основании.

У нас есть право вести предпринимательскую деятельность, это право также ограничивается соответствующими законами. Другими словами, если права физического лица подтверждены Конституцией, в том числе право создать юридическое лицо, права юридического лица не защищаются Конституцией. Есть целая серия законов, которые регулируют деятельность юридических лиц, и там защиты не предусмотрено. Вы имеете право создать юридическое лицо, заниматься предпринимательской деятельностью, но ваши права исчезают в тот момент, когда государство начинает регулировать действие и экономическую свободу юридических лиц.

Все эти права можно описать в Конституции. Это будет логично и последовательно. Эффект для нашего государства – полная реализация инвестиционного потенциала и, соответственно, увеличение темпов экономического роста до 4% и выше, если государство даст уверенность предпринимателям в более широкой защите их конституционных прав, чем это есть сейчас.

По материалам двадцать пятой экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему: «Поправки в Конституцию РФ: оценка экономического эффекта».

Александр Цыганов: «Принятие поправок в Конституцию приведет к развитию страхового рынка»

Александр Цыганов,

руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ

Экономические эффекты от принятия поправок в Конституцию считать преждевременно. Тем не менее конкретизация положений по социальной политике в 75-й статье Конституции – это позитивно.

Две вещи, на которые я хотел обратить внимание. То, что касается размеров оплаты труда… То, что прожиточный минимум закрепят в качестве минимальной величины МРОТ, в конечном итоге даст эффект по оценке стоимости человеческой жизни, которая в России недооценена. Отчасти  из-за того, что обязательства, которые будет нести и государство, и причинитель вреда, оцениваются через этот показатель, и были занижены в 90-е. Возможность оценить человеческую жизнь более высоко, привязаться к большей цифре позволит установить социальные гарантии, но самое главное – развиваться тем институтам, которые завязаны на эту оценку. Это страхование и иные способы возмещения вреда.

То, что касается поправок в отношении пенсионной системы. Накопительные принципы, наверное, не будут отрицаться, но и не станут главными. Очевидно, будут добровольные негосударственные пенсионные фонды, они и сейчас есть. Тем не менее, та однозначность, которая закладывается в Конституции, позволяет принимать более долгосрочные решения и выстроить стратегию пенсионного фонда Российской Федерации с учётом того, что этот принцип закладывается в основу пенсионной системы. Это конкретизация, пусть даже и неоднозначная. Может быть, это требовало более широкого обсуждения, но с учётом того, что у нас есть обязательства перед людьми, которые вышли на пенсию и в 1980-е, и в 1990-е годы, можно приветствовать такое решение, потому что – это решение.

Соответственно, если говорить об экономических эффектах от предложений в социальной сфере – в качественном плане они принесут положительный эффект, про количественные эффекты говорить пока рано.

По материалам двадцать пятой экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему: «Поправки в Конституцию РФ: оценка экономического эффекта».

Игорь Николаев: «День голосования по Конституции обойдется стране в 180 млрд рублей»

Игорь Николаев,

директор Института стратегического анализа ФБК

Оценивать сейчас будущий экономический эффект от внесения поправок в основной закон – дело неблагодарное. Когда мы говорим о необходимости того, чтобы заработная плата была не ниже прожиточного минимума, то понимаем, что прожиточный минимум – величина счётная. Что касается пенсий, которые должны теперь индексироваться, здесь можно поставить вопрос точно так же. Индексация теоретически может быть и меньше единицы. То есть получается, что оценивать экономический эффект сейчас достаточно трудно.

Но подсчитать, сколько потеряет страна от решения сделать 22 апреля (день голосования за Конституцию) выходным – несложно.

ВВП страны по уточнённому прогнозу должен составить 113,6 триллиона рублей в текущем году. Число рабочих дней – 248 рабочих, выходных – 118. Если взять это за отправную точку, то 22 апреля обойдется стране в 180 млрд рублей.

Мы знаем, какой процент у нас занимают доходы федерального бюджета в процентах от ВВП – 18%. То есть цена для федерального бюджета – более 30 миллиардов рублей из-за того, что какая-то часть ВВП не будет произведена, а налоги – перечислены. У нас есть также информация от Центральной избирательной комиссии, что на голосование выделяют 14,8 милрд рублей.

Значит, голосование обойдется федеральному бюджету в 45 млрд. рублей. Для сравнения на проект нацпроекта «Экология» «Сохранение озера Байкал» будет выделено 30 млрд рублей.

Очевидно, что от внесения поправок в основной закон страны увеличится социальная защищенность населения, как следствие его мотивация на труд и производительность труда, но это пока в теории, надеюсь, будущий экономический эффект «перекроет» те 180 млрд. рублей, которые мы потеряем в результате дополнительного выходного дня.

По материалам двадцать пятой экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему: «Поправки в Конституцию РФ: оценка экономического эффекта».

Георгий Клейнер: «Не надо бороться с бедностью, нужно больше платить»

клейнер

Георгий Клейнер,

заместитель научного руководителя, руководитель научного направления «Мезоэкономика, микроэкономика, корпоративная экономика» ЦЭМИ РАН, член-корреспондент РАН

Мы находимся в эпицентре уникального процесса – перехода от одной Конституции к другой. Каждый, кто жил, а еще и участвовал в этом редком процессе, должен понимать значение исторического периода.

Конституция каждой страны – уникальный документ. Он интегрирует прошлое, настоящее и будущее. Эта стрела времени и объем пространства: Конституция интегрирует все составляющие российского общества и экономики – это делает ее аналогом того, что мы на микроуровне называем стратегией развития предприятия. Там в сжатом виде как в капле воды отражена вся жизнь предприятия в пространстве и во времени. Точно так же Конституция должна выполнять эту роль.

В чем я вижу отражение этой миссии? Вот одна из основных мыслей: приоритет российского законодательства и российской жизни над международной жизнью и над международным законодательством. Целевой вектор экономики должен быть направлен внутрь. Сейчас это выражено и в социальном, и в экономическом, и в юридическом плане. Мы должны заботиться о развитии своей страны – в социальном, экономическом и территориальном плане.

Основной недостаток нашей экономики и социума – это разобщенность. У нас есть дифференциация между регионами, отраслями, зарплатами, между населением и государством. И одна из задач, в том числе это конституционная задача, – преодолевать разобщенность.

Не надо специально бороться с бедностью как с явлением, которое на нас напало, надо больше платить и делать так, чтобы эта оплата была справедливой. Сейчас, к сожалению, мы платим мало и разрыв в зарплатах превосходит все мыслимые границы. Это означает несправедливость, глухое недоверие друг к другу и к государству в целом. И те инициативы, которые уже содержатся в поправках к Конституции, направлены на преодоление этого.

Наша Конституция устанавливает организацию власти в стране. У нас есть Федеральное Собрание, которое включает в себя Совет Федерации и Государственную Думу. Совет Федерации – это палаты регионов. Она представляет интересы регионов. Государственная Дума представляет сейчас в основном интересы тех или иных партий. Палата партий.

Чего у нас нет? Мы находимся в социально-экономическом пространстве. Если мы обратимся к экономической части этого пространства, кто является его населением? Хозяйствующие субъекты. Хорошо бы было, если кроме социально-политических палат, были палаты субъектов хозяйствования: палата предприятий, где можно было бы представить интересы предприятий как хозяйствующих субъектов для принятия адекватных экономических законов, и палата отраслей. Отрасли нельзя забывать. Есть региональная экономика, есть отраслевая экономика. Интересы регионов представлены, интересы отраслей разбросаны. Мне представляется, что идеальная структура государственного регулирования и управления социально-экономическим пространством должна быть многопалатной системой, в которой и элементы социального пространства, и элементы политического пространства, и элементы экономического пространства были бы интегрированы в единое целое.

По материалам двадцать пятой экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему: «Поправки в Конституцию РФ: оценка экономического эффекта».

Александр Широв: «Коронавирус – это как война, на которую можно все списать»

Александр Широв,

заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН

У нас на самом деле тяжелая история в экономике. В прошлом году впервые получили отрицательную динамику экспорта. Он сократился на 2%. До сих пор мы считали, что экспорт сильно поддерживает нашу экономику, и за счет него мы можем расти. Видимо, в ближайшее время этот фактор будет исключен. Получается, что история, как будет сбалансировать между собой российский экспорт и импорт, становится одной из ключевых. И здесь у нас есть серьезные ограничения. Поэтому были накоплены резервы, которые можно будет использовать для того, чтобы компенсировать дисбалансы во внешней торговле. Более того, если эпидемия коронавируса не пойдет на спад, то потребность в этих ресурсах будет еще больше.

С другой стороны, коронавирус – это как война, на которую можно все списать. Очень не хотелось бы, чтобы наша экономическая политика пострадала из-за этого. Последние пять-семь лет мы себя чем-то пугали: то санкциями, то мировым финансово-экономическим кризисом. В этих историях мы потеряли много возможностей для роста.

Что касается ближайших лет. Экономическая динамика 2020-2021 годов  будет определяться спросом. Если спрос населения сохранится на приемлемом уровне, можно говорить о  позитивной динамике. Если не удастся его поддержать, мы, к сожалению, не сможем включить инвестиции частного бизнеса. Для того чтобы инвестиции частного бизнеса поддержали усилия государства, требуется внутренний спрос, которого у нас недостаточно. Доходы населения находятся под давлением. Мы видим, что банки ужесточают требования к кредитованию, что, может быть, и правильно в текущих условиях. Но это давит на потребительский спрос.

Андрей Иванович Белоусов изложил концепцию того, как мы будем запускать экономический рост. Она логична. Сначала – действия по поддержке спроса населения. Реализация «социальных» положений Послания президента Федеральному собранию должна раскрутить спрос на 0,3-0,5 % ВВП. Что получается? Ускорение экономической динамики, загрузка производственных мощностей, стимул к инвестициям в основной капитал со стороны тех производств, которые ориентированы на спрос населения. Нацпроекты дополнительно поддержат этот процесс, и мы получим ситуацию, при которой инвестиции в 2020 – 2021 гг. могут расти на 5-6%. Это много. В 2018 году рост инвестиций составлял всего 0,1%, в 2019 – 1,4%.

Если мы переходим к новому инвестиционному циклу, то с поддержкой потребительского спроса и инвестиционного капитала, выходит на темпы роста выше 2%. И дальше начинается история про то, а как мы будем модернизировать экономику. Выйдя из стагнационной ловушки, нужно начинать раскачивать инвестиции в основной капитал. Но сейчас главное – доходы населения. Следующий шаг – это снижение процентных ставок. Это будет востребовано. Если сейчас, например, снижать налоги, есть высокий риск, что, например, снижение ставки ЕСН превратится в отток капитала. Сейчас тенденция вывода средств через дивиденды из бизнеса не только для России, для мировой экономики – магистральная тенденция. У нас за прошлый год в металлургии соотношение дивидендов к инвестициям – 150%. То есть, инвестиции меньше, чем дивиденды. Эта связано с тем, что экономика стагнирует, мощности не загружены, соответственно, у бизнеса нет стимула к инвестициям. Плюс неопределенность мировой экономики.

Итак, ближайшие пять лет мы разбиваем на две стадии. Первая стадия – выход из стагнационной ловушки. На основе, прежде всего, роста спроса населения. И во вторую очередь, за счет инвестиций государства в рамках национальных проектов. Следующая стадия – переход к более-менее устойчивому экономическому росту.

Если сейчас ничего не делать, ситуация будет хуже и хуже. Риски стагнации существенные. Мы проедаем тот капитал, который есть. Если три-пять лет назад мы говорили, что экономика может расти на 6-8%, сейчас мы говорим, что можем расти на 4%, не больше. В этом вся драма.

По материалам Совета экспертов  Вольного экономического общества России и «Российской газеты» на тему «Национальные проекты – драйвер развития российской экономики», который прошел 3 марта в медиацентре «Российской газеты».

Как усилить нацпроекты?

Нацпроекты – не панацея. Они важны и своевременны, но не вытащат страну за косичку как барон Мюнхгаузен из болота стагнационной ловушки, рассказал директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев в рамках Совета экспертов Вольного экономического общества России и «Российской газеты».

«Нацпроекты не были предназначены для спасения экономики, их задача – придать импульс, толчок, а дальше необходимы действия для достижения устойчивости экономического роста», – заявил академик.

Президент ВЭО России Сергей Бодрунов согласился с тем, что цель нацпроектов – активировать экономический рост, и отметил, что они должны включать компоненту технологической модернизации.

«Чтобы обеспечить национальную безопасность во всех секторах  экономики – от продовольственной до промышленной, нужно в первую очередь заниматься технологическим перевооружением отечественных производств, потому что без решения этой проблемы, не будет экономического рывка», – подчеркнул эксперт.

Модернизация, по мнению президента ВЭО России, должна опираться не на закупку оборудования за рубежом, а на инвестиции в свое станкостроение: условия надо создавать и в научной базе, и на производстве.

Леонид Григорьев: «Инвестиции в России не идут»

Леонид Григорьев,

Главный советник руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, научный руководитель департамента мировой экономики Высшей школы экономики, профессор

Пока радикально не изменится баланс на рынках, мы, видимо, ещё год-другой будем удерживать нефть. Чем дальше – тем меньше определённости в разумных колебаниях цены. Что касается вероятности рецессии. Единственный шанс влезть в рецессию – это уговорить себя на рецессию, запугать себя до последней степени. С этой стороны ползёт вирус, с той стороны – долги. Все знают, что мы сидим на долгах, но сидим довольно комфортно. Напомню, стоимость обслуживания гигантского американского долга составляет около 2% ВВП. При Рейгане долг был примерно вдвое меньше, и его обслуживание обходилось в 4% с лишним процента ВВП. Поэтому пока нет инфляции – нет проблемы обслуживания долга, нет и опасности с этой стороны.

Если говорить про инвестиции, мир несколько снизил инвестиции и норму накопления после великой рецессии. Кстати, это означает, что мир не инвестирует в решение глобальных проблем – сокращение бедности, в климат. Нет скачка ставок, нет классического цикла сырья, поэтому пока все финансисты сходятся на том, что рецессии не будет. После выборов Трампа – может быть, но, во-первых, это будет нескоро, а, во-вторых, перед кризисом должно что-то происходить. Встряски финансового сектора всегда возможны. Напомню, что финансовых шоков всегда в два раза больше, чем рецессий. Финансовый шок 2008 года был на «большом порохе», он практически снёс теорию реального цикла за одну Нобелевскую премию как релевантную, но без этого пороха финансовый шок – это просто триггер.

Есть один пункт, по которому я в качестве Кассандры выступаю уже много лет. Хочу обратить внимание, что инвестиции в этой стране не идут. Ни при каком деловом климате. Правительства меняются, текущий уровень инфляции меняется, процентные ставки были высокие, стали низкие, потом опять высокие – а инвестиции не идут. Мы провели такой транзишен, при котором предприятия не инвестируют. Всё остальное – это танцы вокруг этого факта. Чтобы проанализировать, почему так происходит, нужно понимать, что у крупных компаний один инвестиционный климат, у среднего бизнеса – второй, у малого – третий. Все они по-разному инвестируют, но главное – они должны хотеть это делать.

Тоже самое с потреблением. Потребительские рынки разные у людей с разным уровнем дохода. Люди с высоким уровнем дохода уже ничего не хотят. Они не будут покупать третий автомобиль или квартиру. Мы посчитали, что треть жилья, которое используется в России, построено в XXI веке. В год вводится четверть миллиона частных домов со средним размером 135 метров. Вы не можете просто так вывести на этот рынок ещё полмиллиона квартир. Кому они нужны? Не решая эти проблемы, мы тратим время на борьбу вокруг ставок процента и дополнительных средств.

Эксперты повысили прогноз по росту ВВП

Прогнозируемые темпы роста ВВП выросли на 0,1–0,3% для 2020–2022 гг. Об этом говорится в новом выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе» Высшей школы экономики.

Институт «Центр развития»  Высшей школы экономики провел в феврале очередной квартальный опрос профессиональных прогнозистов относительно их видения перспектив российской экономики.

Прогноз как в ближайшие годы, так и в среднесрочной перспективе ограничивается диапазоном 1,8–2,1% даже в условиях ожидаемого снижения ключевой ставки (еще примерно на 0,25–0,5 п.п. в текущем году), уже объявленных дополнительных мер по стимулированию российской экономики и реализации национальных проектов.

В то же время первый вице-премьер Андрей Белоусов считает, что отмеченные выше факторы могут принести дополнительно до 1% в текущем и 1,6–1,7% роста ВВП в следующем году.

Один прогнозист предсказывает рецессию в 2022–2023 годах, но его точка зрения не разделяется большинством экспертного сообщества. Только два эксперта из 28 рассчитывают на достижение 3%-ного роста ВВП к 2022 году.

В перспективе консенсус-прогноз предполагает такой сценарий: прирост ВВП – 1,8–2,1% в год; инфляция – чуть ниже 4%; ключевая ставка Банка России – 1,8–2% в реальном выражении. При этом ожидается, что цена нефти колеблется в диапазоне 60–63 долл./барр., а валютный курс ослабляется примерно на 0,5–1 руб./долл. в год, иногда чуть больше, иногда чуть меньше.

Таким образом, большинство экспертов ожидает достаточно спокойной ситуации в финансовом секторе и продолжения медленного роста в реальном.

Елена Панина: «Необходима новая резервная валюта»

Елена Панина,

Депутат Государственной Думы, член комитета ГД по международным делам, д.э.н., профессор

Если мы говорим о том, что причиной тех кризисных явлений, которые сегодня происходят в мировой экономике, являются торговые войны и закредитованность ряда стран, то на мой взгляд, это как раз следствия, а не причины. Следствия того, что, по-видимому, та либеральная экономическая модель, в которой сегодня развивается мировая экономика, потерпела фиаско. И чем дальше мы не будем этого признавать, тем больше у нас будет этих кризисных явлений. Ещё в 80-х годах XX века мы уже видели вырождение капитализма, и основным источником прибыли в этой экономике стали финансовые спекуляции. Это одна из причин кризиса 2008 – 2009 годов. Сегодня 98% финансовых операций носят спекулятивный характер, идёт переизбыток капитала в фиктивных, но доходных сферах. Это сферы, которые ничего не создают, но приносят доходы. То есть деньги не работают на реальное производство, на инновации, на науку.

Нужна новая философия и, соответственно, новые параметры измерения. Мы продолжаем измерять благосостояние той или иной страны валовым внутренним продуктом. ВВП отражает траты, но никак не благополучие страны. Единственное, что измеряет ВВП, – это скорость, с которой деньги движутся в экономике. Чтобы уходить от этих парадигм, нужна действительно серьёзная подвижка в экономической науке, а этого сегодня не происходит.

Адам Смит исходил из совпадения границ рынка, закона и морали. Мысль Смита никогда не поддерживала глобальный капитализм транснациональных корпораций. Дэвид Рикардо, учение которого взяли сегодня ВТО, МВФ и наши глобалисты, исходил из неподвижности капитала и труда. А в условиях свободного движения капитала, которое мы имеем сегодня, выигрывает страна, имеющая абсолютное преимущество. Кто имеет абсолютное преимущество, мы все сами знаем, в том числе благодаря Бреттон-Вудской системе и доллару как резервной валюте. Но сегодня это приходит к своему логическому завершению, печатание долларов уже не приносит роста инвестиций и экономики. То есть мы стоим перед необходимостью не только выработки новой экономической теории, но и новой резервной валюты. Не случайно сегодня инвестиции уходят в золото. Чтобы, как говорится, пересидеть.

Последнее, что хочу сказать. Наша страна находится не в вакууме, и, естественно, мы не можем не испытывать на себе все, что связано с закатом одной экономической модели. Тем более что в рамках перехода к новому технологическому укладу новая модель не появилась. Чем скорее мировое экономическое сообщество, и наше в том числе, выработает новые механизмы, новую экономическую теорию, которые могут послужить основой реальной практики хозяйствования, тем быстрее мы выйдем из кризисных явлений.

По материалам презентации доклада ООН «Мировое экономическое положение и перспективы 2020 год», организованной Информационным центром ООН в Москве, ВЭО России и Международным Союзом экономистов

Памятная дата: 300 лет со дня образования Гохрана

22 декабря 1719 года Петр I  указом определил государственную форму хранения ценностей, принадлежащих России: была создана Камер-коллегия, в регламенте которой приводился полный перечень ценностей и указывался порядок их хранения в специально организованном помещении – в Царской Рентерии. Сегодня мы знаем это учреждение, как Гохран России.

Согласно регламенту ценности из Царской Рентерии, в буквальном смысле слова, были «за тремя замками», и могли быть получены по именному распоряжению императора. Доступ к ценностям был у трех приближенных, каждый из которых имел свой ключ к одному из трех замков. После смерти Петра I, в 1725 г., и до конца XVIII в. на российском престоле находились женщины, и императорская сокровищница пополнялась новыми ювелирными изделиями, производство которых в этот период многократно выросло. Для пополнения Алмазной, или Бриллиантовой, комнаты приобретались уникальные драгоценные камни, заказывались орденские знаки и выдающиеся ювелирные украшения. Количество ценностей в Бриллиантовой комнате, как ее называли в то время, неуклонно росло за счет новых поступлений. В XIX в. собрание пополнилось всемирно известными историческими камнями, которые составляют ныне особую гордость Алмазного фонда, где хранятся произведения русского и зарубежного искусства, тесно связанного с историей Российского государства.

В начале Первой мировой войны, в 1914 г., ценности были перевезены в Московский Кремль. В 1920 году декретом Совета народных комиссаров для «централизации, хранения и учета всех принадлежавших РСФСР ценностей» было создано Государственное хранилище ценностей Наркомфина – Гохран России. Cогласно декрету советские учреждения и должностные лица обязаны были сдать в Гохран в течение трехмесячного срока все имеющиеся у них на хранении, в заведовании, в переделке или на учете ценности из золота, платины, цветных драгоценных камней и жемчуга. Все вновь поступающие в учреждения ценности должны были сдаваться Гохрану немедленно.

В распоряжение Гохрана были предоставлены усадебная земля, кладовые и здания бывшей Московской Ссудной Казны по адресу: г. Москва, Настасьинский пер., дом 3. Этот сказочный терем в псевдорусском стиле, построенный в 1913 году, мы можем и сегодня видеть в центре Москвы. Сейчас в этом здании находится одно из хранилищ Центробанка.

В первые послереволюционные годы в Гохране были собраны драгоценности Романовых, Оружейной палаты, Русской православной церкви, а также ценности, изъятые у частных лиц.

Советский внешнеторговый деятель Георгий  Соломон так описывает посещение Гохрана в этот период:

— И вот сказка встала передо мной… Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях… Всё это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях… Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками… Всё было свалено кое-как вместе… Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы… Были тут и царские драгоценности… И всё это без всякого учёта. Правда, и снаружи и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей…

В 1925—1926 годах Гохран издал четыре выпуска иллюстрированного каталога «Алмазный фонд СССР». С целью привлечения покупателей издание было переведено на английский, французский и немецкий языки и распространялось в Европе. Часть культурных ценностей была продана за границу. В дальнейшем судьба государственных ценностей складывалась в соответствии с выводами комиссии, в состав которой вошли ведущие специалисты Эрмитажа, Исторического музея, Академии наук, Оружейной палаты, Министерства иностранных дел и Гохрана Наркомфина.

В начале Отечественной войны, в 1941 г., Алмазный фонд и другие ценности Госфонда, в состав которого входил весь золотой запас СССР, были вывезены из столицы и в 1943 г. возвращены в Москву. Гохран в то время не только сохранил ценности, но и обеспечил пополнение Госфонда.

В 1950-е гг. в сокровищницу Гохрана начали обильно поступать алмазы из коренных месторождений Якутии. На Гохран была возложена функция сортировки и первичной обработки алмазного сырья. В стране на основе мощной сырьевой базы была создана промышленность с сетью предприятий по огранке алмазов, а Гохраном проводились экспериментальные работы по рациональному использованию алмазов и разработке современных сберегающих методов их обработки.

В это же время Алмазный фонд пополнялся новыми экспонатами, значительную часть которых составили крупные именные отечественные алмазы и бриллианты, а также уникальные ювелирные изделия, в основном ювелиров Гохрана, создающих произведения ювелирного искусства в стиле российских национальных традиций.

В 1996 году Гохран России становится Государственным учреждением по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Российской Федерации.