Сергей Глазьев: «Макроэкономическая политика, которая проводилась до сих пор, оказалась несостоятельной»

Сергей Глазьев,

Министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, академик РАН

Россия отстаёт от соседей. Китай даёт темпы роста около 7%, Индия ещё выше, и даже Америка, которая уже 10 лет в стагнации, выходит на темпы роста в 3 раза выше, чем у нас.

Следует признать, что та макроэкономическая политика, которая проводилась до сих пор, оказалась несостоятельной. Те цели, которые были перед ней поставлены, не выполнены. Прогнозы не сулят ничего хорошего. Расчёт на то, что снижение инфляции до 4% автоматически обеспечит нам подъём инвестиций и экономический рост, оказался несостоятельным. Снижение инфляции само по себе, макроэкономическая стабилизация за счёт сокращения конечного спроса, подавление инвестиционной активности недостаточно для экономического роста, потому что без инвестиций мы не можем поддержать текущее состояние потребления и благополучия общества. Тем более, не можем совершить рывок, о котором говорил президент.

Все подъёмы экономик в 20-м веке сопровождались резким повышением внутренних инвестиций. Сегодня примеры экономического чуда – это скачок нормы накопления до 35-45%, как в Китае. Норма накопления 27% – это задача, которая в России до сих пор не решена. У нас она меньше 20%. Для того, чтобы выйти на успешное экономическое развитие, совершить рывок, о котором говорит президент, нам нужно удвоить нормы накопления и объём инвестиций.

Мы разработали стратегию опережающего развития российской экономики на базе нового технологического уклада. Она состоит из пяти составляющих. Это форсированный рост нового технологического уклада, который расширяется сегодня в мире темпами 35% в год и обеспечивает технологическую революцию. Динамическое навёрстывание в тех сферах, где мы отстаём от передового научно-технического уровня, и где могли бы нарастить выпуск продукции десятикратно, обеспечив мощный мультипликативный эффект, как, например, в авиационной промышленности. Догоняющее развитие, то, чем наше правительство занимается в виде промышленной сборки иностранных автомобилей. Углубление переработки сырья, о чём раньше много говорили, но сейчас забыли. Потому что для углубления переработки сырья нужно много инвестиций. И даже сфера инновационной активности, где нужно просто дать инструменты ее поддержки, в частности поддержать молодых учёных и специалистов, и этого нет. У нас по-прежнему инновационную активность демонстрируют всего 10-12 предприятий.

Как добиться реализации этой стратегии опережающего развития – понятно. Был принят закон о стратегическом планировании, который должен сформировать цели, задачи, приоритеты, концепции, программы. Но надо понимать, что, кроме закона о стратегическом планировании, должны заработать механизмы, которые у нас в законодательстве есть. Это специальные инвестиционные контракты, которые должны связать микроуровень с уровнем целеполагания. Государство ставит задачи и, соответственно, даёт бизнесу необходимые налоговые и ресурсные условия для их исполнения, доступ к кредитам и госзакупкам. Всё это оформляется в госконтракте, и предприятие может быть уверено, что оно, привлекая кредиты на 10-15 лет, сможет выйти на достижение тех целей, о которых договорились при заключении контрактов.

Но для того, чтобы всё это работало, необходим кредит. В рамках той программы, которую мы предлагаем, эти меры сформированы. Это гибкая денежная политика с вектором ставок от 0,5% под приоритетные инвестиционные проекты. Полпроцента – это норма, которая есть в Германии и в Китае. Когда государство ставит приоритетное направление структурной перестройки, под которое нужны долгосрочные кредиты, банки развития дают их под 0,5% годовых. 2% – для корпораций, у которых проекты оформлены через госинвестконтракты, 4% – это максимум для остальных потенциальных инвесторов. Речь идёт о создании целевых механизмов кредитования экономики под задачи экономического роста. К сожалению, рассчитывать, что наши денежные власти воспримут эту программу, не приходится.

Наш банк – единственный в мире, который занимает деньги в экономике, а не даёт их ей. За последние 4 года, когда все страны перешли к количественному смягчению, а объём кредитов на Западе вырос в 4-5 раз, а в Китае – в 15 раз (за последние 20 лет), Центральный банк России изъял из экономики 12 триллионов рублей. Очевидно, что такая политика Центрального банка является архаичной и не совместима с целями, которые поставил президент, и современной экономической политикой развития.

Потери, которые мы понесли от этой архаичной денежной политики, ошеломляют. Мы могли бы иметь сегодня на 25 триллионов рублей больше произведённой продукции, на 10-13 триллионов рублей больше инвестиций, чем получили за последние 5 лет. И если такая политика будет продолжаться, объём этих потерь будет нарастать.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. «Очевидно, что такая политика Центрального банка является архаичной »
    Такая политика не является архаичной, она является уничтожительной для государства.
    «с целями, которые поставил президент,»
    Так что мешает президенту поменять управителей ЦБ ? И почему при таких результатах работы правительства президент каждый год говорит-Работой правительства удовлетворен ? Как может президент быть удовлетворен тем фактом, что его приказы остаются ничего не значащей бумажкой ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь