Воскресенье, 22 сентября, 2024

«Главное – это огромное падение доходов населения и резкий рост неравенства»

Андрей Клепач
Заместитель председателя (главный экономист) Внешэкономбанка, заведующий кафедрой макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный экономист РФ

– Может быть, самое главное это даже не то, будет ли у нас 5-6 процентов роста. Главное – это огромное падение доходов населения и резкий рост неравенства. Выигрыш от роста получает только 10% населения. У нас, возможно, даже не 10, а 2%. Надо отдать должное руководству страны: если брать экономическую политику после 2012 года, в связи с указами президента большие ресурсы были инвестированы в то, чтобы не только поднять зарплату учителям, врачам, ученым, но, по сути дела, существенно раздвинуть границы среднего класса. Можно по-разному оценивать пределы среднего класса, поэтому спектр оценок по России различный – от двенадцати до двадцати с лишним процентов. Тем не менее, это позволило существенно расширить границы среднего класса и создать прирост богатства для среднего класса. То есть, это не только 2%, а уже порядка 10-15% населения.

Тем не менее, то, что мы получили в последние годы, – это резкое падение доходов населения, что в реальном выражении составляет 13%. Существуют большие социальные дисбалансы и несбалансированные каналы того, как рост и доходы экономики превращаются в доходы людей. Без решения этой задачи мы не только не получим высоких темпов экономического роста, но мы не получим другого качества общества. Кто выиграет от экономического роста, и на кого в этом случае будет опираться Россия? Это первая проблема, которая не решена. Если брать Послание президента, там акцент поставлен на сокращение бедности. Проблема у нас не только в том, что бедность возросла, а в тех, кто относится к так называемым малообеспеченным слоям населения, наиболее уязвимым, которые составляют больше трети населения. Переход в зону бедности из этих слоев происходит очень быстро в случае рождения нескольких детей, или если один из работающих потерял работу. Итак, вопрос в том, какая модель экономического роста, во-первых, позволит сократить масштабы этого малообеспеченного слоя населения, а во-вторых, придаст новые качества развитию человеческого капитала. По сути дела, сейчас никаких идей нет, кроме того, чтобы просто поддерживать соотношение средней заработной платы по региону. Соответственно, врачи из Иваново, Владимира и т.д. ездят работать вахтовым методом в Москву и в Московскую область, а те, кто вынужден лечиться в Иваново и во Владимире, тоже периодически пытаются доехать в Москву – такая степень неравенства в качестве и стандартах здравоохранения между Москвой и регионами в результате этой политики стала просто огромной.

«Сейчас невозможно запустить экономический рост без опоры на внутренний спрос»

Александр Широв,
Заместитель директор Института народнохозяйственного прогнозирования, д.э.н.

– В послании президента мы слышали тезис об увеличении подушевого ВВП в полтора раза. Если его переводить на темпы роста ВВП, мы получим среднегодовые темпы в период до 2026 г. порядка 6%. Это сверхзадача для нашей экономики. В длительный период времени, видимо, такие темпы роста невозможны, но в период ускорения экономического роста в отдельные годы, я думаю, что это вполне достижимо. И достижимо с разных точек зрения.

Мы разложили эти возможные темпы роста по различным компонентам. Прежде всего, это отдельные проекты – это развитие инфраструктуры, это ввод жилья, это увеличение эффективности экспорта, это модернизация ключевых производств. Например, развитие инфраструктуры в ближайшие 6-7 лет способно увеличить темпы экономического роста примерно на один процентный пункт. То есть, при текущей базе в 1,5 – 2%, мы уже имеем 3% роста. Увеличение вводов жилья до 120 млн. кв. м. в год – это еще 0,8 процентного пункта. Эффективность экспорта – еще 0,7. И таким образом искомые 5 процентов, даже чуть больше, набираются.

Если мы говорим о темпах роста в терминах элементов использования ВВП, то чуть больше половины среднегодовых темпов роста в 5% должен обеспечить вклад со стороны инвестиций в основной капитал. Вторым важным направлением является потребление населения (вклад в формирование среднегодовых темпов роста ВВП в 2018-2026 гг. 1,2 процентных пункта).

Можно еще раз подчеркнуть, что сейчас невозможно запустить экономический рост без опоры на внутренний спрос. Внутренний спрос сейчас искусственно сдерживается и находится ниже равновесных уровней. И те действия правительства, которые были в конце прошлого – начале этого года, связанные с повышением доходов населения, безусловно, на мой взгляд – это движение в правильном направлении, более того, это действия, которые в определенной степени восстанавливают социальную справедливость. Что касается чистого экспорта, то его вклад в экономическую динамику будет ограничен (менее одного процентного пункта). Еще менее значимым будет вклад со стороны государственного потребления.

Если мы посмотрим на региональное развитие, то, к сожалению, здесь у нас есть существенные проблемы, потому что, если мы будем развиваться так, как мы развиваемся сейчас, у нас не будет изменений в пространственном развитии, то нам не хватает двух примерно процентных пунктов роста. Эти два процентных пункта должны быть сформированы в таких регионах, как Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ, Уральский федеральный округ. Это развитие традиционных промышленных регионов, придание динамизма тем территориям, которые имеют высокий потенциал развития. И это возможно, это предполагает соответствующую региональную экономическую политику.

Одним из региональных приоритетов является развитие республики Крым. Совершенно понятно, что интеграция такого крупного региона в экономику России – это длительный процесс. Фактически, по сравнению, например, со Ставропольским краем, за последние 15 лет Крым суммарно получил вдвое меньше объем инвестиций. Это значит, что, соответственно, он имеет и более низкий стартовый уровень. Задача состоит в том, чтобы Крым не просто достиг среднероссийского уровня, он должен приблизиться по ключевым показателям качества жизни и экономического развития к передовым российским регионам, потому что по уровню обеспеченности инфраструктурой, по природным факторам  он имеет для этого все возможности. И, соответственно, политика, направленная на опережающее развитие этого стратегически важного региона должна быть одним из элементов общей стратегии развития российской экономики.

Таким образом, все то, что нужно для того, чтобы выработать эффективную экономическую политику развития российской экономики, на мой взгляд, есть в текущем послании Президента. Проблема в том, как эти целевые ориентиры будут превращены в конкретные действия в области экономической политики. А здесь главное – риски реализации стратегии. Мы сейчас видим, что, к сожалению, часть тезисов заговаривается, интерпретируются в разрез с духом послания. В этом состоит существенная опасность. Потому что, если мы будем продолжать расти темпом в 1,5– 2%, то риски социальной политической напряженности в нашей стране резко возрастают.

«Все доллары мира на 90% проэмитированы под государственные задачи»

Михаил Ершов
Член Президиума ВЭО России, главный директор по финансовым исследованиям «Института энергетики и финансов», профессор Финансового университета при Правительстве РФ, член комиссии по банкам и банковской деятельности Российского Союза промышленников и предпринимателей, д.э.н.

– В начале 2000-х гг. функционировала рабочая группа Президиума Госсовета РФ по вопросам государственной промышленной политики. Я входил в эту рабочую группу, несколько месяцев мы занимались этими проблемами. Я поднял материалы того периода, и что с интересом вновь прочитал? Что предлагалось? «Необходимо формирование более прогрессивной структуры экономики с большим весом обрабатывающей промышленности, наукоемких производств и т.д. Уменьшение зависимости экономического роста от внешних условий, внешнего финансирования, обеспечение эффективных территориальных проектов, осуществление мер, направленных на укрепление и поддержку национальных производителей в условиях международной конкуренции, снижение процентных ставок, увеличение длинных денег» и т.д. Как будто пишем сейчас. Все предложения можно перенести из той эпохи в нынешнюю, мы окажемся в той же самой системе координат.

Финансовые экономические кризисы повышают значение промышленной политики. Последний кризис тому наглядное подтверждение. Хотя промышленная политика в той или иной мере существовала всегда, именно при администрации Обамы, а это был пик последнего ипотечного кризиса, эта промышленная политика существенно увеличила масштабы, размеры и объемы. Вся эмиссия национальных валют в долларах тогда была 800 млрд., а стала почти 4 трлн. с большим креном в сферу целевых длинных бумаг. Мы имеем упор на длинные деньги, т.е. эмиссия была не просто целевой, но и длинной – до 30 лет. Программа последнего периода, когда кризис уже начал завершаться, состояла в увеличении длинных кредитов со стороны ФРС и своей экономики для поддержки целевых программ ипотеки. В итоге программа была признана успешной, потому что ставки по ипотеке были снижены с 5% до 3%. Соответственно, оживление ипотечного кредитного рынка стало более ощутимым, вся экономика как следствие стала расти, потому что она вся была завязана на ипотеку. Тезис: в зрелых экономиках национальные приоритеты формируют основу всей денежной системы.

Все доллары мира, которые сейчас есть, на 90 с лишним процентов были проэмитированы под государственные задачи. Все японские йены изначально были проэмитированы под государственные приоритеты японского Министерства финансов. У нас целевая эмиссия – меньше 5%. Если бы я был не экономистом, я бы сказал, что как минимум привлекает к себе внимание, что в двух самых зрелых финансовых системах – на удивление похожие подходы. Не это ли обеспечивает им сохранение лидерства в мировой финансовой системе? Не от того ли у нас все проблемы с длинными и прочими деньгами, с финансированием и фондированием, что наши подходы диаметрально противоположны тем, что работают в развитых финансовых системах?

Напомню, что в СССР подходы были близки к тем, которые у этих зрелых финансовых систем, где монетизация на базе бюджетных приоритетов. По сути, в их случае имеет место полномасштабная денежная политика, когда вся монетизация работает на приоритеты экономической политики.

Если мы в той или иной мере будем использовать и разрабатывать аналогичные подходы у нас, то это фактически сделает нашу финансовую сферу и нашу экономику суверенной, может обеспечить нам рост экономики в условиях внешних ограничений и санкций, которые сейчас давят на нас в полной мере. Потенциал и инструменты для успешного решения тех задач, которые перед нами стоят, есть. Если мы будем их более активно использовать, то результат будет позитивный.

«Для того чтобы догонять, нужно прежде всего заимствовать технологии»

Виктор Полтерович

Заведующий лабораторией математической экономики Центрального экономико-математического института РАН, академик РАН, д.э.н., профессор

– Почему не получается? Мой ответ состоит из двух пунктов. Дело не только в Правительстве, а в неверной постановке задачи, в самой идеологии развития. Следствие этого – отсутствие институтов, которые должны помогать этому развитию. В чем неверность идеологии? Мы по-прежнему исповедуем идеологию большого скачка. Мы догоняющая страна. Здесь приводились цифры, я мог бы привести еще десяток. Мы очень сильно отстаем от передовых стран.

Для того чтобы догонять, нужно прежде всего заимствовать технологии. Об этом говорит соответствующая теория, об этом говорит опыт тех стран, которые добились успеха. Один из наиболее известных теоретиков догоняющего развития Александр Гершенкрон в 1952 году ввел понятие «преимущество отсталости» – это возможность заимствовать технологии и методы хозяйствования, уже разработанные, доказавшие свою эффективность в передовых странах. Еще одна цитата известного историка японского развития труда Хаями Акиры: «В период ускоренного экономического роста середины 50-х гг. до начала 70-х был по существу процессом быстрых технологических заимствований». До тех пор, пока мы рассчитываем на то, что создание нанотеха или Сколково позволит нам совершить этот большой скачок, мы будем терпеть неудачи.

Промышленная политика должна быть направлена в первую очередь на эффективное заимствование технологий. Да, конечно, с постепенным переходом к инновационному развитию при всяческой поддержке тех небольших производственных отраслей, которые способны сейчас уже работать на передовых технологиях. Все-таки основой должно быть именно заимствование. Для этого нужно иметь развитые институты, инновационную систему, нацеленную на заимствование, а не отдавать эту задачу на откуп отдельных фирм. Многие фирмы довольно активно заимствуют, но их возможности ограничены, потому что внедрение новых технологий часто требует не локального подхода, а рассмотрения целого спектра технологических связей. Скажем, у нас низкая глубина переработки нефти. Чтобы увеличить глубину переработки, нужны специальные виды крекинга. В принципе, отдельные фирмы могут заимствовать их, кое-какие уже приняли на вооружение.

Дальше возникает вопрос, что делать с легкими фракциями? Куда продавать бензин? Занят рынок. Следующая мысль в том, что, может, давайте развивать нефтехимию, будем продавать полипропилены, которые производит нефтехимия? Оказывается, что у нас нет достаточного спроса на полипропилены по сравнению с западными странами, потому что у нас другие технологии строительства, где эти полипропилены не используются. Значит, технологии строительства надо менять. Рынок это либо не может сделать, либо будет делать в течение 100 лет. А вот правильная промышленная политика может действительно работать именно комплексным образом, осуществляя заимствование.

У нас создано невероятное количество институтов развития. Они, как правило, не работают, прежде всего потому что им дана неверная задача. От них требуют принципиально новой технологии для рынка. Такие технологии у нас не востребованы. Тогда задача переключается на совсем другую: надо делать что-нибудь или делать что-нибудь, но не совсем честно и т.д. Все проверки показывают, что стратегия именно такая, в лучшем случае эти институты развития занимаются заимствованием технологий, делают вид, что они создают новые.

Кстати говоря, у нас определенное понимание этой задачи на самом деле есть. 31 мая 2016 года создано Агентство технологического развития. Ему поставлена специальная задача как-то управлять заимствованием технологий, но масштабы деятельности недостаточны, финансирование недостаточное. Ясно, что эта задача должна быть поставлена на государственном уровне. Дальше, когда мы думаем, как развивать инновационную систему, у нас возникает целый ряд более конкретных задач. Скажем, нельзя делать ставки на то, что наши университеты будут одновременно внедрять новые технологии. Такое происходит в Америке, но там очень специальные условия. Достаточно сказать, что там средняя нагрузка преподавателя в университетах высокого уровня 4-6 часов в неделю, а у нас до 30, иногда еще больше. Какие научные исследования может проводить такой преподаватель?

Есть другая система, которая работает в Северной Европе, которая гораздо больше подходит для нас. Цепочка там такая: университеты, производство кадров – это академические институты, фундаментальная наука – это отраслевые научно-исследовательские институты. Очень важное звено, которое у нас совершенно разрушено. Это исследовательские отделы крупных фирм и институты развития. Если выстроить эту цепочку, а для этого нужны специальные усилия, новые законодательства и т.д., тогда можно рассчитывать на то, что процесс развития пойдет по позитивному пути.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что идея отраслевых научно-исследовательских институтов – это отнюдь не пережиток социализма, это то, что происходит реально сейчас в Швеции, в Норвегии, Дании и Германии. У нас есть зачатки отраслевых научно-исследовательских институтов. Например, мало кто знает, есть Ассоциация научных центров «Наука» под руководством академика Каблова – 48 центров, 50 тысяч человек. Они претендуют на полный цикл, на то, что могут решать все сразу от фундаментальных проблем до внедрения, но это, конечно, делает их неэффективными.

Нам нужна масштабная программа совершенствования человеческого капитала, у нас острый дефицит высококвалифицированных кадров, усугубляемый утечкой мозгов. Проводимые реформы образования и науки не только не способствуют решению этой проблемы, но и ухудшают положение.

«Нам нужен Транссиб-2 севернее того пути, который делает Китай»

Руслан Гринберг
Вице-президент ВЭО России, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН

– Если у вас на квадратный километр приходится 5 или 6 человек, а на страну – 10 или 11 часовых зон, то по определению страна не может развиваться в чисто рыночном режиме, поскольку рынок, несмотря на всю его могущественность, всё-таки близорук, ему нужно сразу – здесь и сейчас. Поэтому когда у нас произошла антисоциалистическая революция, то мы, конечно же, сразу забыли планирование. С грязной водой советской власти повыбрасывали здоровых детей. Очень много их, таких здоровых детей, в том числе наработки советских экономистов по поводу освоения пространства. И сегодня мы находимся у разбитого корыта.

И поэтому приступать к освоению пространства, к связанности, к преодолению фрагментарности рынка труда – очень рискованная задача. Я этот аспект особенно хочу подчеркнуть, потому что у нас ведь есть такая традиция: большой разрыв между обсуждениями и началом процесса… Вольное экономическое общество должно утроить свои усилия для того, чтобы начинать реализовывать эту идею.

Коротко скажу, что нам нужно сделать. Во-первых, геополитика вернулась, она очень отвратительная – угрозы, взаимные санкции. И поэтому китайская затея Великого шёлкового пути – она хорошая и сопрягается формально с Евразийским союзом, но пока не видно, что мы там будем равноправным партнёром. И наша задача – в том, что нам нужен Транссиб-2 северней того пути, который делает Китай.

Второй очень важный момент – это экономический рост. Драйвером оживления экономики и ускорения может быть только государственная инвестиция. Любим мы государство, не любим мы государство, нет никакой альтернативы государственным инвестициям. Причитания по поводу отсутствия денег – это полная ерунда.

И, конечно же, коллективная промышленная политика Евразийского союза. Мы в институте занимаемся этим делом – встречаемся и с казахами, и с белорусами. Все соскучились по какому-то мегапроекту. Нас уже не очень боятся, хотя не все, в том, что мы будем диктовать свою логику, тоже хотят прекратить примитивизацию структур своей экономики – это очень важно, и, конечно, обезлюдивание территории – это очень серьёзная проблема.

Так что дело за малым. Вместо того чтобы возрождать гиперцентрализм, надо начинать реализовывать идею транспортной инфраструктуры. И в моём представлении здесь нужно отходить от всяких идеологий свободного рынка. Нужно жёстко реализовывать тот план, который уже намечен.

«Российская экономика находится в 4-м технологическом укладе с элементами 5-го, а технологические лидеры – в 5-м с элементами 6-го»

Дмитрий Сорокин
Вице-президент ВЭО России, научный руководитель Финансового университета при Правительстве РФ, член-корреспондент РАН

– Как говорил человек, 200-летие со дня рождения которого мы недавно отмечали, экономические эпохи отличаются не тем, что производится, а чем производится, какими орудиями труда. В эту пятницу я специально пошел на громадную выставку на Краснопресненской набережной – Международную выставку металлорежущего оборудования. Я пришел туда, чтобы посмотреть на наше, отечественное. Не буду пересказывать, что я там увидел… Если вы производите даже самую красивую и сложную вещь на чужом технологическом оборудовании, ни о какой импортонезависимости, технологической независимости речи не идет.

Я напомню, что в указе президента четко сказано, что других источников роста нет, кроме роста производительности труда, и к 2024 году должна вырасти на 5% производительность, а если вы посмотрите на среднегодовые за последние 7 лет официальные цифры, это значит, что нам нужен скачок производительности от 3 до 5 раз по несырьевым отраслям. Такой скачок сделать на имеющейся технологической базе в принципе невозможно.

В декабре 2008 года на научной сессии Академии наук был озвучен доклад по состоянию технологической базы нашей экономики, где было сказано, что российская экономика в основном находится в 4-м технологическом укладе с элементами 5-го, в то время как страны технологические лидеры – в 5-м с элементами 6-го. При таком разрыве, как бы вы ни определяли содержание укладов, в принципе невозможно выйти на тот уровень, потому они обгоняют нас по производительности.

Поставлена задача: каждое второе предприятие должно ежегодно технологически обновляться. Это не новая цифра. Откройте концепцию 2020. Там на 2020-й год что сказано? 40-50% предприятий должно технологически обновляться, осуществлять технологические инновации. Сейчас 9,6% – все.

«Мы должны пойти дальше и избавиться от капитализма, который описывал Маркс»

Бертель Оллман,

Экономист, политолог, исследователь марксизма, профессор политической науки Нью-Йоркского университета, создатель настольной игры «Классовая борьба»

– Я изучаю системы: что есть система, как та или иная система  связана с системой, приходящей ей на смену. Человечество представляет собой систему того, как люди живут сообща. Или разобщенно, как мы знаем на примере доклассового общества. Затем начинается история классов и появляется система… Из чего бы система ни состояла, она складывается из взаимодействий между важнейшими элементами этой системы, из совокупности процессов, взаимодействующих между собой. Они и определяют не только то, что может произойти, но и что реально происходит и кому все это выгодно. Основной предмет рассмотрения – экономика, но в систему включаются и другие области…

Лучшая метафора – вихрь, т.е. взаимодействие между элементами создает вихрь. Изначально имеется взаимодействие, которое впоследствии не заменяется, а дополняется вихревым взаимодействием с капитализмом в классовых обществах до того, как капитализм начинает доминировать, классово оформляться. Но затем, когда он становится преобладающим способом производства (это, разумеется, происходило постепенно, прежде всего – в Англии, а потом, по частям, и в других странах), на арену выходит другая, капиталистическая, система. Более девяноста процентов из того, о чем писал Маркс,  посвящено этой капиталистической системе, которая не заменяет историю классов – ведь у феодализма и капитализма есть определенные общие черты – а несет в себе уникальные черты капитализма.

Большая часть исследований и работ Маркса посвящены целому ряду отличительных особенностей капитализма. Я имею в виду отношения между капиталистами и рабочими, эксплуатацию. Ту роль, которую играет стоимость, и то, что происходит с превращением стоимости на всех этапах развития экономики. Все эти элементы взаимодействуют, и на основе этого взаимодействия можно вывести своего рода закон движения. Чтобы лучше понять системы, надо иметь в виду, что у каждой из них есть свой уникальный закон движения. Более старые системы продолжают существовать несмотря на зарождение новых. Когда Маркс писал свои работы о капитализме, эта система носила общий характер. Маркс уделял не слишком много внимания (кроме случаев, когда хотел проиллюстрировать какую-нибудь особенность) механике этой обобщенной системы, которая на тот момент уже существовала ряд лет и которой было суждено просуществовать еще ряд лет. Но внутри этой обобщенной системы, о которой писал Маркс и которая просуществовала в более или менее неизменном виде до начала ХХ века, начала зарождаться новая форма капитализма.

В итоге появился другой вариант (а возможно и два других варианта) капитализма, ведь система возникает, потому что возникают определенные ее элементы, которые начинают взаимодействовать и порождать новую динамику, новый закон движения. Начался современный период, я имею в виду такие явления, как автоматизация, изменение климата, наличие у многих стран ядерного оружия. Но ряд других изменений (например, трансграничные перевозки), многое из того, что свойственно глобализации, подпадает и под описание этого нового современного варианта капитализма. Он не заменяет капитализм Маркса. Марксов капитализм – необходимый контекст, в который следует поместить современный вариант капитализма. Система внутри системы. И этот современный вариант капитализма очень важно описать его в терминах перекрывающихся систем, у каждой из которых свой уникальный закон движения.

Это крайне важно для спора между сторонниками революций и реформ, социал-демократии и коммунизма. Потому что сторонники коммунизма хотят избавиться от обоих вариантов капитализма, их не удовлетворяют изменения, даже если бы они были возможны. Маркс не был бы удовлетворен изменением худших сторон современного капитализма. Хотя эти стороны надо менять, но, во-первых, это не получится, а во-вторых, они вернутся – наблюдаем же мы возвращение целого ряда старых добрых социал-демократических реформ, восходящих не только к началу ХХ века, но и в некоторых местах, как, например, в Новой Зеландии, к концу века XIX. Теперь с этими реформами хотят покончить, чтобы они не стали постоянными на случай, если обобщенный капитализм – так я называю Марксов вариант капитализма – продолжит существовать.

Поэтому мы не должны ограничиваться лишь попытками реформировать эти черты современного капитализма. Мы должны пойти дальше и избавиться от капитализма, который описывал Маркс, с помощью отношений между трудом и капиталом, стоимости, превращения стоимости, капитализма с конкретным законом движения, который выводится из всего вышеперечисленного, капитализма, который продолжает существовать. 

«Вместо этого произошло «офинансивание» промышленности»

Майкл Хадсон

Профессор экономики Университета Миссури, научный сотрудник Экономического института Леви при Бардколледже, бывший аналитик Уолл-стрит, политический консультант, комментатор, публицист

– Маркс считал, что одной из важнейших функций индустриального капитализма будет являться индустриализация финансовой системы. Что вместо того, чтобы хищнически изымать ренту путем кредитования правительства, путем выдачи кредитов, не связанных с производством, банки будут все больше и больше заниматься тем, чем они занимались в Германии, в Центральной Европе, т.е. финансированием средств производства. В приводимых им примерах Маркс относил задолженность по кредитам к издержкам промышленных капиталистов на производство.

Вместо этого произошло «офинансивание» промышленности. С точностью до наоборот. И это «офинансивание» промышленности не способствовало капиталовложениям в новые средства производства для снижения издержек. Издержки только возросли. Важным поворотным пунктом стал 1980 год. Именно тогда начались захваты компаний с помощью «мусорных» облигаций, появились доступные кредиты. Маргарет Тэтчер победила на выборах 1979 года и начала приватизацию в Англии. А на следующий год Рональд Рейган победил на выборах в США.

Оба они мечтали об избавлении от роли государства и о том, чтобы оставить только частный сектор – а это означало, что банки получают контроль над всей планетой.

Как связать территории России?

На ближайшие шесть лет «пространственное развитие и связанность территории» объявлены национальным приоритетом, о чем заявил президент России во время «Прямой линии». Этой темой уже не первый год занимается ряд аналитических центров. 26 июня в «Доме экономиста» на экспертной сессии Координационного клуба ВЭО России были представлены некоторые ключевые разработки: национальный мегапроект РАН «Создание пространственных транспортно-логистических коридоров на территории Российской Федерации, соединяющих Азиатско-Тихоокеанский регион и Европейской союз», доклад «Оценка социально-экономической эффективности проекта по развитию железнодорожной сети Сибири и Дальнего Востока», подготовленный Центром долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования МГУ имени М.В. Ломоносова, и «Концепция комплексного развития транспортной инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна России», разработанная проектной группой консорциума предприятия под руководством Владимира Гелайко.

Открывая экспертную сессию ВЭО России, Сергей Бодрунов, президент ВЭО России, вспомнив слова летописца Нестора, подчеркнул вечную важность заявленной темы: «Страна у нас большая, порядку только нет. Один из элементов этого порядка – связность между элементами нашей страны, субъектами, хозяйствующими структурами. Сейчас перед Правительством РФ стоит большая задача формирования и реализации стратегии пространственного развития страны».

Основной доклад экспертной сессии был посвящен разработке подходов к пространственному развитию страны. Его автор, Елена Чугуевская, член Правления ВЭО России, действительный государственный советник РФ, отметила, что подготовка стратегии пространственного развития РФ должна вестись на принципах целостного, системно-структурного представления о пространстве страны.

«Необходимо выявление реального пространственного каркаса страны, способного вовлечь в свою орбиту «депрессивные» территории», – заявила Елена Чугуевская. Для подготовки стратегии пространственного развития РФ и ее реализации профессор предложила создать национальную онтологическую платформу с привлечением ведущих специалистов.

Руслан Гринберг, вице-президент ВЭО России, научный руководитель Института экономики РАН, вспомнил определение России как страны «ушибленной пространством», которое принадлежит русскому философу Ивану Васильевичу Ильину. «Если плотность населения составляет восемь человек на квадратный километр, а территория включает одиннадцать часовых поясов, такая страна не может развиваться в рыночном режиме, потому что рынок близорук – ему нужно здесь и сейчас», – сказал спикер. Среди задач по обеспечению связности территорий Руслан Гринберг отметил необходимость новой магистрали «Транссиб-2», которая пройдет севернее китайского «Шелкового пути».

Иван Стариков, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, согласился с Р. Гринбергом: «Нам нужна новая магистраль. Логика международной торговли говорит о том, что России необходимы выходы к северным Атлантическим портам, в первую очередь к Роттердаму, поэтому российский путь должен пройти от Владивостока до Роттердама, сбалансировав китайский «Шелковый путь». Наш маршрут составляет 9 255 километров и «сшивает» 23 субъекта Российской Федерации. По нашим подсчетам строительство обойдется в 18 триллионов рублей». Профессор выступил с несколькими предложениями относительно того, где взять деньги на новый высокоскоростной железнодорожный комплекс: «Выпустите облигации с периодом 20 лет. Дайте гарантированные 10 процентов. Разрешите включать эти облигации в имущественный комплекс физических лиц, чтобы можно было продать их, передать по наследству или заложить в банке», – предложил Иван Стариков.

Сергей Малков, научный руководитель Центра долгосрочного прогнозирования и стратегического планирования МГУ имени М.В. Ломоносова, дал оценку долгосрочным макроэкономическим и социальным эффектам от реализации проекта по развитию железнодорожной сети Сибири и Дальнего Востока, который предполагает масштабную модернизацию Транссиба и БАМа, включая строительство высокоскоростной грузовой и пассажирской магистрали, а также железнодорожных веток на остров Сахалин. «В результате станет возможной реализация более пятидесяти масштабных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 3,7 трлн рублей, будет создано 110 тысяч новых рабочих мест, но главным результатом станет обеспечение скоростного перемещения грузов и пассажиров с Дальнего Востока страны до ее западной границы и обратно. Это позволит одновременно решить, как внутреннюю задачу – повышение связности территории России, перевод ее экономики с сырьевой на новую индустриальную модель развития, так и внешнюю задачу – использование уникального транспортно-транзитного потенциала России для повышения ее роли в мировом экономическом пространстве», – заявил профессор.

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «ВШЭ», привел статистику, которая показывает, что в России пока, к сожалению, транспортный каркас (прим. – сеть автомагистралей и скоростных автомобильных дорог) в зачаточном состоянии. «Мы находимся на три лаптя ниже мировой линии. По коэффициенту Энгеля мы проигрываем не только развитым странам, но и Польше, Турции (прим. – коэффициент Энгеля – это плотность дорожной сети, скорректированная на плотность населения). При сложившихся темпах дорожного строительства Европейская часть России выйдет на уровень Турции только через 100 лет», – отметил профессор.

Андрей Боков, руководитель Центра пространственного планирования Московского архитектурного института, также высказал мнение, что строительство дорог нужно наращивать. «Мы проигрываем нашим соседям и на Западе, и на Востоке, и в количестве, и в качестве дорог. Нам необходимы качественные преобразования – из моноцентричной системы нужно выстраивать систему полицентричную». Архитектор напомнил о транспортных коридорах, поручение по развитию которых содержится в майском Указе Президента России, и о тех сложностях, с которыми страна может столкнуться. В современной России, по мнению Андрея Бокова, утрачены навыки проектирования: «Нет экспертов, институтов. С этим нужно что-то делать. Должна быть комплексная программа, которая бы предполагала создание исследовательских центров. Транспортные коридоры должны быть предметами исследования, проектирования и осмысления, как это было в Советском союзе», – отметил эксперт.

Владимир Гелайко, член Правления ВЭО России, заместитель председателя, секретарь Крымского регионального отделения ВЭО России, также отметил дефицит кадров. «На сегодняшний день по градостроительной деятельности не хватает нормативной базы. Нужно менять законы, в том числе и 44-ый Федеральный закон, потому что выполнять такие работы должны люди высокой квалификации – градостроители, а не географы».

Дмитрий Сорокин, вице-президент ВЭО России, научный руководитель Финансового университета при Правительстве РФ, как член объединенного ученого совета РЖД, высказал мнение, что сейчас транспортная проблема особенно остро стоит в той части, что автобусные, железнодорожные и авиаперевозчики видят в друг друга конкурентов, в то время как стране необходимо комплексное развитие, которое «следует рассматривать с позиции оптимальной сети для развития национального хозяйства». Также профессор напомнил о важности информирования населения: «А люди знают эти планы общественного развития? Без общественной поддержки ничего не получится!»

Российские экономисты выберут лучшего

11 ноября 2018 года состоится церемония награждения победителей общероссийской высшей общественной экономической премии «Экономист года», учрежденной Вольным экономическим обществом России. Премия – главная награда для российского экономического сообщества, которая приурочена к профессиональному празднику «День экономиста», учрежденному на основе Распоряжения Правительства России.

Впервые церемония награждения премией «Экономист года» состоялась 11 ноября 2017 года в Государственном Кремлёвском Дворце. Наряду с престижными профессиональными наградами России: «Юрист года», «Учитель года», премия является признанием профессиональных заслуг перед обществом и государством.

Премия входит в комплекс мероприятий Всероссийского экономического собрания, посвященного профессиональному празднику «День экономиста», которое проводится ВЭО России при содействии Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Подробно о премии – на сайте ВЭО России.