Пятница, 20 сентября, 2024

К новой стратегии пространственного развития РФ

Ольга Кузнецова,

главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, д.э.н., профессор

Ольга Кузнецова, главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, д.э.н.

Сейчас начинается процесс разработки новой стратегии пространственного развития: предыдущая была принята в 2019 году, ее срок действия заканчивается в 2025 году.

Федеральная политика в отношении Арктики во многом является отражением общих проблем, которые не решены в рамках федеральной пространственной политики. У нас очень многое делается в последние годы в Арктике, выстроена неплохая системная федеральная арктическая политика, есть специальный указ об арктической зоне, есть закон, масса принятых решений. Но я хотела бы обратить внимание как раз на то, что объектом этой политики является Арктическая зона Российской Федерации в целом. Она является приоритетным геостратегическим регионом, но федеральная пространственная политика должна быть более масштабной. Это означает, что мы должны задумываться не только о том, какова судьба отдельных макрорегионов, в каких-то случаях регионов, но еще и муниципальных образований или локальных территорий, и говорить нужно одновременно обо всех трех уровнях, потому что когда мы формируем цели пространственной политики в отношении только одного территориального уровня, мы рискуем вступить в противоречие с целями пространственной политики другого уровня. Допустим, объект арктической политики – это Арктическая зона. А что происходит внутри Арктики? Насколько эта политика сказывается на разных типах муниципальных образований? Кто является реальным бенефициаром этой политики?

Мы проанализировали реестр резидентов арктической зоны Российской Федерации с точки зрения их распределения по муниципальным образованиям арктической зоны. Львиная доля этих резидентов приходится всего-навсего на две группы территорий: Архангельская и Мурманская агломерации. Примерно три четверти всех резидентов относятся к европейской части российской Арктики. При этом примерно половина муниципальных образований арктической зоны вообще никак не выигрывает от введения преференциального режима, потому что туда не пришло либо вообще никаких резидентов за три года с начала действия этого преференциального режима, либо пришли единицы.

Если мы посмотрим на другие инструменты федеральной политики, то увидим, что картина оказывается такой же. Львиная доля инвестиционных проектов, инвесторов приходится именно на европейскую часть Арктики. Хорошо это или плохо? С одной стороны, и Архангельск, и Мурманск нуждаются в развитии, но, с другой стороны, мы должны понимать, что те преференциальные режимы, которые вводятся, еще больше усугубляют те диспропорции, ту дифференциацию, которая между муниципалитетами существует.

Есть еще одна проблема федеральной арктической политики, которая является общей для пространственного развития в целом. Это множественно схожих инструментов, которые применяются для поддержки предпринимателей. С одной стороны, неплохо, когда инструментов много, предприниматель может выбирать. С другой стороны, когда это однотипные инструменты, это очень сильно запутывает ситуацию, и можно нередко встретить комментарии по поводу того, что хотелось бы какой-то унификации или, по крайней мере, информационной поддержки. Опять же, есть территория опережающего развития внутри Арктики, есть отдельно меры дальневосточной политики, которые пересекаются с арктической и так далее.

Почему так происходит и почему тема муниципалитетов выходит из поля обсуждения? Одна из основных причин состоит в том, что нет оценки ситуации в муниципалитетах. Так сложилось, что муниципальная статистика начала развиваться только в последние годы, и с ней очень много проблем. Одна из них – отражение структуры трудовых ресурсов и рабочих мест в Арктике. Мы смотрим на муниципальную статистику и обнаруживаем, что примерно половина занятых в экономике у нас куда-то исчезает. Росстат честно говорит, что это малый бизнес, но это явно еще и весь неформальный сектор экономики, а также какая-то часть предприятий.

Для тех, кто занимается темой Арктики, хорошо известно, что одна из серьезных проблем оценок состоит в том, что там очень высокий уровень цен. Очень высокий уровень цен означает, что все показатели автоматически очень высокие. Если мы смотрим на статистику без корректировки на различия цен, у нас вся Арктика имеет супервысокий уровень развития. Соответственно, надо каким-то образом эту проблему решать и научиться сравнивать муниципалитеты.

Можно использовать показатель уровня развития, который не зависит от уровня цен. У налоговой службы и Росстата есть новый актуальный показатель – объем налогооблагаемых денежных доходов и социальных выплат: отдельно доходы, отдельно выплаты. И по доле соцвыплат в общем объеме денежных доходов можно вполне корректно судить о том, насколько различаются муниципальные образования по уровню их благополучия, а различаются они очень сильно. Если в газодобывающих муниципалитетах Ямала доля социальных выплат – это только 5%, так как там работают вахтовики, то в периферийных регионах – больше 50%. То есть более половины тех денег у людей – социальные выплаты, а не то, что они зарабатывают. Это яркая иллюстрация масштабов различий между муниципалитетами.

На самом деле территориальные пропорции в Арктике достаточно инерционны, изменений не так уж много, и позиции Арктической зоны Российской Федерации, несмотря на то, что делалось в последние годы, остаются примерно на одном уровне. Ситуация заметно улучшилась в Мурманской области, потому что там реализовывался целый ряд проектов, в том числе, и развитие Мурманского транспортного узла, там работают меры преференциальной поддержки.

Итак, мы видим довольно четко, что федеральная политика, которая проводится в Арктической зоне, скорее закрепляет и даже усиливает те внутренние различия, которые в Арктике сложились, а не способствует их сокращению. В той или иной степени это является вызовом, на который надо будет найти ответ и, соответственно, разработать какие-то меры поддержки других регионов, тем более что многие из муниципалитетов, которые имеют низкий уровень развития – это территории традиционного проживания народов Арктики, и нельзя просто людей оттуда вывезти. Можно сказать, что преференциальный режим востребован лишь там, где для этого есть объективные предпосылки, хоть какие-то возможности диверсификации и в промышленности, и в транспортной сфере, а это прежде всего города и городские агломерации.

Вопрос дискуссионный: должны этим заниматься федеральные власти или это задача региональных властей? Мне кажется, что хотя бы в какой-то степени – федеральные власти, но даже если это задача региональных властей, то должны быть четкие требования к разработке стратегии пространственного развития внутри регионов, потому что арктическим муниципалитетам в разных регионах уделяется разное внимание. В любом случае, со стороны федеральных властей нужны усилия по совершенствованию муниципальной статистики и созданию системы мониторинга пространственного развития в разрезе территориальных единиц, меньших, чем субъекты федерации

IX Санкт-Петербургский экономический конгресс (СПЭК-2024)

4-5 апреля 2024 года состоится IX Санкт-Петербургский экономический конгресс (СПЭК-2024), тема: «Перспективные интеграционные процессы в мировой экономике: нооподход». Организаторы: ИНИР им. С.Ю. Витте при участии Вольного экономического общества России и Международного Союза экономистов.

В рамках работы Конгресса состоятся пленарное заседание, семинары и круглые столы. Ключевые вопросы для обсуждения: глобальные социально-экономические и геополитические трансформации, практика и тренды интеграции, Большое Евразийское партнерство и БРИКС+, национальная безопасность, технологический суверенитет и научное лидерство и многие другие.

В СПЭК-2024 примут участие ученые и эксперты из России и других стран мира, представители органов государственной власти, общественных институтов, ведущих вузов страны и деловых кругов.

Место проведения: Cosmos Saint-Petersburg Pribaltiyskaya Hotel (г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей д.14) Подробная информация о СПЭК-2024 размещена на сайте ИНИР им. С.Ю. Витте.

Опыт взаимодействия науки, государства и бизнеса в Арктике

Сергей Федосеев,
руководитель Мурманской региональной организации ВЭО России, директор Института экономических проблем им. Лузина Кольского НЦ РАН, д.э.н.

Основой анализа нашего взаимодействия с государством и бизнесом именно в науке является современная недавно появившаяся теория тройной спирали – взаимодействие науки, бизнеса и власти. Понятно, что наука, бизнес и власть должны быть на равных участниками инновационного процесса, и особенно в Арктике, поэтому тройная спираль является основой развития региона и в целом государства.

Первый этап взаимодействия с бизнесом и государством наших научных учреждений – это двойная модель, когда происходит обмен информацией и функциями, например, государственных структур, бизнеса и научных организаций. При тройной спирали возникает более тесная взаимосвязь, которая позволяет более активно выполнять инновационные функции. Эта тройная связь характерна уже для более продвинутых проектов, особенно сейчас это актуально в Арктике.

Все мы знаем, развитие Арктики – это вопрос национальной безопасности Российской Федерации, особенно в условиях нынешней геополитической ситуации. Специфика Арктики – это в первую очередь климат, удаленность, очаговая система расселения. Это серьезно влияет на развитие региональной экономики. Социальные издержки и издержки, связанные с производством, в 3–4 раза превышают издержки, связанные традиционно с более южными регионами, особенно в части энергетики и транспортной инфраструктуры.

Взаимодействие науки, бизнеса и государства должно формировать основу инновационного развития Арктики. Научный сектор в Арктике во взаимодействии с бизнесом и государством становится центром создания новых знаний, инноваций, технологий, ведущим звеном инновационного процесса, источником роста численности квалифицированных и адаптированных к условиях Арктики кадров на местах. Наш центр старается участвовать в этом процессе, достаточно активно сотрудничает с крупными университетами в Арктике и других регионах, и мы привлекаем специалистов. Это сложный, трудоемкий процесс, но кое-что нам удаётся. Предпринимательский сектор как стратегический ресурс для развития экономики Арктической зоны должен стать активным участником, инвестором и потребителем инноваций.

Традиционный вопрос: государство что в данном случае, регулятор или партнер? Этот вопрос мы начали изучать в Кольском научном центре, наверно, 5 лет назад, и выяснили, что чаще это не регулятор, а именно партнер для решения многих вопросов, которые связаны с инновациями и решением насущных проблем.

Институт экономических проблем им. Лузина создан в 1986 году. Мы исследуем, занимаемся проблемами экономики, социально-экономического развития. Основной объект исследований – Мурманская область, в целом северо-запад и Арктическая зона Российской Федерации. Результаты работы серьезные, но они относятся, скорее, к более низкому уровню взаимодействия. Опыт нашего института заключается в первую очередь в выполнении работ по договорам с предприятиями и организациями. Это, в частности, предприятия минерально-сырьевого комплекса, геологоразведка, природопользователи Мурманской области.

С государством наш институт взаимодействует в различных советах по Арктике, основная доля наших контактов – на региональном уровне. Огромный объем работы, активная взаимосвязь с региональными властными структурами. Мы их консультируем, они нам помогают в решении многих проблем, которые связаны именно с нашей и законотворческой, и аналитической деятельностью.

Один из примеров такого взаимодействия с государством – это экспертно-аналитическое обеспечение плановых мероприятий стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации в части обеспечения кадровыми ресурсами. В данном случае наш опыт кадровой работы пригодился на севере. По договорам, в основном, у нас заказы, связанные с разработками механизмов импортозамещения, мероприятий по нивелированию тех негативных последствий, которые возникли в результате санкций.

По трехспиральной модели экономики у нас происходит взаимодействие с предприятиями минерально-сырьевого комплекса Кольского научного центра на региональном уровне. В 2020 году было заключено соглашение с Кировским филиалом АО «Апатит» Фосагро о научно-техническом сотрудничестве. В рамках этого договора предприятие серьезно инвестировало в оборудование для исследований Кольского научного центра. Кольский научный центр предоставил землю, помещение, кадровый потенциал. И с помощью активного участия государства, содействия в урегулировании всех имущественных, налоговых проблем была создана лаборатория по исследованию апатито-нефелиновых руд, переработке нефелиновых руд. Это прорывной проект, который реализован буквально с 2020 по 2023 год, и перспективы очень хорошие. Конечно, были проблемы кадрового обеспечения процесса исследований, потому что экономистов много, а вот обогатителей оказалось не так много, приходилось собирать, уговаривать молодых ребят по всем городам и весям.

Итак, мы видим, как бизнес поворачивается к науке, видим его заинтересованность, хотя модель бизнеса – адаптивная, а не стратегическая. Они не направляют свои усилия на решение стратегических задач. В первую очередь для них актуально давать ответ на те вызовы, с которыми они сталкиваются. Изменились геологические условия добычи – появляются инвестиции в НИОКР. Если их нет, то не возникает и инвестиций. До стратегий нам еще предстоит долгий путь.

Конечно, Арктика – это основа нашего будущего развития, нужны новые платформы, взаимодействия, нестандартные решения, которые позволят реализовать тот потенциал, который заложен в Арктике. В данном случае Арктическая зона Российской Федерации – это надежный тыл национальной экономики России.

Сложности новых проектов в Арктике

Михаил Григорьев,
директор ООО «Гекон», ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

Выступление на Арктическом академическом форуме-2024, организованном ВЭО России, научным советом РАН по изучению Арктики и Антарктики и Международным Союзом экономистов (МСЭ) 

В наших арктических просторах я бы отметил 2 знаковых события. Первое: магистральные газопроводы обеспечивают экспорт ямальского газа в Европу, и падение прокачки привело к тому, что в 2022 году, когда в середине года была прекращена транспортировка по Северному потоку, 3 предприятия Газпрома, добывающие газ на Ямале, уронили добычу на 107 млрд кубометров. В настоящее время можно говорить о том, что никаких ожиданий по восстановлению добычи мы не имеем по той простой причине, что Арктическая зона не соединена с восточным рынком газопроводами. Даже если когда-нибудь будет реализована «Сила Сибири — 2», то 50 млрд кубов, из которых Монголия возьмет 5–10 – это отнюдь не 150 и 190 европейских в лучшие годы.

Какой выход? Я считаю, что блестящее решение принял Новатэк. Во-первых, у нас на северо-западе в магистральные газопроводы заперто 90 миллиардов кубометров газа. Переориентация 40 млрд на Мурманск, газификация северной части республики Карелии и Мурманской области даст возможность производства. Этот СПГ будет не последним производством, я абсолютно уверен, потому что главная задача – уходить из покрытых ледяным покровом акваторий с колоссальными трудностями в судостроении, в ледокольном обеспечении, и выходить на работу с обычными судами. Использовать запертые мощности Кольской АЭС – это блестящее решение, мощность 500 мегаватт.

Если с газом дела обстоят откровенно плохо, то с нефтью произошла трансформация. Мы резко прекратили прокачку, но эти объёмы ушли на припортовые терминалы, работает и Балтика, и Черное море. 90% мы экспортируем в Индию и в Китай.

Второе знаковое событие – это начало транспортировки нефти по Северному морскому пути из порта Балтики в Мурманск. Этот маршрут абсолютно неправильно называется транзитным, потому что является чисто экспортным, внешнеторговыми. Над этим отработала прекрасно Газпромнефть, из 11 танкеров, которые работали на этих перевозках, 10 принадлежали компании, и Атомфлот.

Как будет развиваться Северный Морской путь – транспортная система, которая является основой освоения арктических территорий? В августе 2022-го был принят стратегический документ – план развития Северного морского пути до 2035 года. Хочу отметить два обстоятельства. Первое: документ был принят Правительством после того, как все азиатские, американские и европейские поставщики заявили об уходе из проекта. Второе: все объемы ожидаемых перевозок были указаны на основе заключенных соглашений с компаниями. Предстоит большое увеличение грузопотока. 

Хочу сказать, что документ, который принят, не прошел научную экспертизу, в ряде случаев основан на голословных заявлениях компаний. Когда мы занимались прогнозами для Минприроды, все проекты делились на 2 группы – по добычной способности и по транспортной обеспеченности, потому что недостаточно просто добыть – надо вывезти. Вопрос транспортной обеспеченности крайне важен во фронтирных областях Дальнего Востока и Арктики, и он теряется, когда мы выходим в хитросплетения европейской части.

Хочу еще раз подчеркнуть, что проект освоения минеральных ресурсов Арктической зоны – экспортноориентированный. 82% грузопотока по Севморпути – это экспорт. Проекты, связанные с освоением Арктики, зависят от двух переменных: использования высокотехнологичных решений в разработке оборудования, технологий, транспортных средств, транспортной системы, и мировой конъюнктуры, то есть мы очень резко зависим от рынка. В этом году мы недобрали 77% от плана, утверждённого в 2022 году, который никто не пересматривал. В следующем году мы должны по этому же плану достичь 90 млн тонн грузов. Возникает вопрос: сколь велика вероятность того, что эти цифры будут достигнуты? 

Мы провалились полностью с проектом Арктика СПГ-2. Было понятно в 2022 году осенью, что не будет никакой Арктики СПГ-2. Следующе слабое звено – Сырадасайское месторождение угля. Хозяева меняются, проблемная ситуация сохраняется. Как были раньше заниженные прогнозные уровни добычи, которые полностью не согласовывались с утвержденными Роснедрами проектными документами, так остались. Плюс у нас нет флота для вывоза угля. А из прочих грузов мы перевезли половину, правда, что это за грузы – непонятно.

Моя точка зрения заключается в следующем. Самая главная задача в Арктической зоне – это ясная, четкая экспертная оценка текущей ситуации. Если мы посмотрим на старые проекты – они живут достаточно хорошо. Когда переходим к проектам, которые реализуются в настоящее время, сталкиваемся с колоссальным количеством проблем. Причем это не только отсутствие возможностей обустройства месторождений, привлечения флота и так далее, но и целевая охота за российскими проектами. Задача Соединенных Штатов, как заявил советник госсекретаря по энергетической политике, убить проект. Он говорит, что для этого привлекают не только собственные силы.

Научное сообщество, на мой взгляд, оно играет роль медиатора между государством и бизнесом. Государство должно обеспечивать стабильность развития общества, оно должно иметь ответственность перед ним. У бизнеса есть свои интересы. Это две разные системы ценностных координат. Так вот, у науки должна быть задача экспертной оценки соответствия взятых на себя обязательств бизнеса. Когда происходит лицензирование месторождения полезных ископаемых, государство как собственник недр предоставляет в пользование некий объем полезных ископаемых, капитализация которого должна приводить к формированию положительного денежного потока, который выразится в бюджетной эффективности, социально-экономическом развитии и так далее. Сейчас мы видим, что эти проекты в Арктике умерли. Они не приносят никакой выгоды.

Что у нас с рынком? Первое: для целого ряда наименований российского сырья европейский традиционный рынок закрыт. Если раньше танкер с одного из перевалочных комплексов в Мурманске делал круговой рейс в Роттердам за 13 суток, сейчас, в Китай, он осуществляет этот рейс за 130 суток. Берем ставку умножаем на 10 и получаем потери.

Есть новые рынки. Мы вышли с нефтью в Бразилию, Гану, даже отвезли один танкер сжиженного природного газа в Бразилию. Но это несерьезно. Американский и европейский рынок для нас закрыты, поэтому остается Азия. Во-первых, мы выходим в Азию с дисконтом, во-вторых – с веером вторичных санкций, что увеличивает операционные затраты компании. Мы продаем дешевле, платим за перевозку больше, получаем меньше денег, государство получает меньше отчислений от деятельности компании.

Еще одно обстоятельство, которое очень важно и которое отлично замалчивается профильными министерствами – потребность в дополнительном флоте. У нас нет ни компетенции в строительстве крупнотоннажных судов, ни двигателей, ничего. Апелляция к Китаю не пройдет, потому что верфи заняты до 2026, до 2027 года, то есть мы можем рассчитывать на строительство судов под наши проекты с 2030 года.

В завершение хочу сказать, что если мы хотим сделать науку влиятельной, безусловно, мы должны провести две вещи. Первое – провести системный анализ всей той совокупности зачастую связанных негативных фактов и факторов, которые мы видим в развитии проектов, в данном случае развития Арктической зоны, и второе, самое главное – предложить обоснованные решения, выгодные для страны и для бизнеса.

Организационный инжиниринг в Арктике

Валерий Крюков,
директор Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, академик РАН, член Президиума ВЭО России

Арктика – это не только кладовая природных ресурсов, но и значительная часть территории страны, от которой зависит ее целостность, требует не только какого-то освоения новых проектов, но уже располагает значительным созданным экономическим потенциалом. Да и природные ресурсы, точнее, их экономический потенциал, меняются, во все большей степени их использование зависит от эффективности применяемых мер адаптации как технологического, так и регуляторного свойства. Не только технические и математические оценки, но условия и рамки, имеют не менее важное, не менее принципиальное значение. И резко возрастает роль и значение внутрироссийских межрегиональных кооперационных, интеграционных связей.

Что было характерно для Арктики ранее? Очень крупные, уникальные объекты, точечный узкопроектный подход к реализации, эффект масштаба, чрезвычайно высокая текущая экономическая эффективность. Это все в прошлом, в индустриальной экономике, современная экономика живет по правилам социально-экономической отдачи, социальных эффектов и тех мультипликаторов, которые Арктика генерирует и в которых она участвует для всей национальной экономики.

В этой связи возрастает роль такой сферы, как наукоемкий организационно-экономический инжиниринг, разработка и формирование подходов к реализации проектов полного цикла. И важное условие – непременный учет рекомендаций и предложений науки для принятия решений. Наука не просто разрабатывает, наука должна присутствовать, участвовать, быть встроена в процесс развития, жизни тех проектов, которые реализуются в Арктике. 

В ЯНАО находится крупнейшее газовое месторождение. Что мы там имеем с точки зрения реализации? Необходимо осмысление и разработка новых подходов и работы с колоссальным ресурсным потенциалом. Суть состоит в том, что основу добычи составляли Сеноманские залежи, которые вступили в четвертую, завершающую стадию. Есть значительное число объектов, расположенных на больших глубинах и становится более актуальным гибкий подход к определению направлений. В местах традиционной добычи в то же время создана колоссальная производственно-технологическая инфраструктура. В настоящее время коэффициент извлечения газа техническими специалистами пересмотрен в сторону уменьшения, это привело к списанию (вы только вдумайтесь, уважаемые коллеги) 7 триллионов кубометров газа, которые могут быть освоены при перенаправлении, использовании гибких процедур, переориентации с дальнего транспорта на регионализацию и цепочки.

Меняются характеристики энергетических сырьевых ресурсов. На мой взгляд, нельзя говорить об Арктике как о территории, которую надо осваивать, и нельзя говорить о природных ресурсах, которые ухудшаются в своих характеристиках и свойствах: меняется среда, условия работы. Это можно упредить опережающими научными исследованиями и изменением той среды, в которой реализуются проекты, связанные с продвижением проектов. Ни тот, ни другой фактор не может быть запущен в работу без активного участия науки и научного сообщества. Тот пример, который мы имеем в России – это пример рассогласования и разнонаправленного развития отмеченных выше двух основных факторов.

В том что касается редкоземельных металлов (РЗМ), например, растет стоимость по мере переработки, но одновременно сужаются рынки. В настоящее время, несмотря на тот колоссальный потенциал, которым располагает страна и Арктика, эти РЗМ просто не нужны, потому что их потребление чрезвычайно мало и исчерпывается в интервале от 1000 до 2000 тысяч тонн, что далеко не удовлетворительно с точки зрения тех возможностей, которыми располагает и Арктическая зона, и страна в целом.

Что мы предлагаем? Мы реализовали большой научный проект, связанный с импульсными проектами, который подразумевает реализацию цепочек создания социальной ценности, которые связывают процесс изучения с процессом создания капиталоемких продуктов конечного использования. Так, Таймыр и северо-западная Якутия – те районы, которые сейчас чрезвычайно важны с точки зрения реализации потенциала западной Якутии. Там падает добыча на алмазных месторождениях и возникает вопрос, что делать с тем потенциалом, который есть в более южных районах Якутии. Поэтому РЗМ и такие цепочки не только связаны с одним видом сырья или комплексом близко расположенных видов полезных ископаемых, но должны рассматриваться во взаимосвязи с решением широкого комплекса проблем.

С точки зрения Сибирского отделения РАН, целесообразна организация освоения и Попигайского, Томторского месторождений, а также комплексная программа в рамках цепочек не только и не столько для того, чтобы осваивать и возить материалы по Северному морскому пути, но с созданием меридиональных связей, которые в свое время лежали в основе развития и Северного морского пути, и других экономических процессов на севере.

Для реализации таких проектов особенно важно знание и понимание состояния тенденций производственно-технологических и социально-ценностных ориентиров, видение рассматриваемых процессов в более широком социально-ценностном контексте. Есть микро-, макроуровень, а есть национально-ценностный срез рассмотрения этих проблем и современные подходы, и методы количественного и качественного анализа.

В современном мире есть две модели: доминирование государства и ведущая роль процедур на основе принципов рыночной экономики. В чистом виде ни один из данных подходов ни в одной стране мира не используется. Нам надо найти свою модель, которая должны быть ориентирована не просто на недропользователей отдельных компаний, а на взаимодействие разных типов участников, где наука является одним из важных, одним из принципиальных компонентов этого процесса.

Наука и экономика в Арктике

Алексей Гвишиани,
председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, научный руководитель Геофизического центра РАН, академик РАН, член Правления ВЭО России, доктор физико-математических наук, профессор

C точки зрения любой науки фундаментальным продвижением России в Арктике был запуск 16 декабря 2023 года второго космического аппарата «Арктика-М». Космический аппарат находится на рабочей высокой эллиптической орбите типа «Молния» с наклонением к экватору 63,3%. Этот аппарат предназначен для того, чтобы группировка спутников всегда видела Землю, то есть космическое зондирование стало непрерывным. Этот аппарат второй предназначен для мониторинга гидрометеорологической обстановки, контроля геофизической обстановки в околоземном космическом пространстве: это то, что называют космической погодой, то есть влияние солнца на ближний космос вокруг Земли. Спутник ретранслирует сигналов от аварийных буев международной спутниковой поисково-спасательной системы Коспас-Сарсат. Это пока не полное решение вопроса связи наших судов, так как они по-прежнему используют британскую систему Inmarsat, которую, может быть, надо заменить на отечественную, но это важные шаги в этом направлении. А вот от буев мы уже принимаем сигналы сами. Аппарат предназначен для передачи информации с автоматических измерительных платформ сбора данных Росгидромета, в том числе расположенных в Арктическом регионе. Вообще эта система принадлежит Росгидромету, куда нужно обращаться для того, чтобы получать эти данные.

Создание спутниковых систем на высокоэллиптических орбитах необходимо для решения задач оперативной метеорологии, гидрологии, агрометереологии, мониторинга климата окружающей среды в Арктическом регионе. Первый спутник «Арктика-М» был запущен 28 февраля 2021 года, то есть он летает уже 2 с лишним года. В составе группировки космических аппаратов он обеспечивает круглосуточный мониторинг Северного Ледовитого океана и прилегающих территорий. Создание и выведение на орбиту аппаратов «Арктика-М» под номерами 3, 4, 5 и 6 планируется осуществить до 2031 года, третий аппарат планируется отправить в 2024–25 годах.

Спутники «Арктика-М» 1 и 2 поочерёдно сменяют друг друга с периодичностью 30 минут, получают данные о метеорологических параметрах, трехмерные поля ветра, температуры, влагосодержания, атмосферы, ледовой обстановки на северных морях, общее содержание в атмосфере водяного пара и озона, а также геофизические данные на всем огромном пространстве Арктики выше 60-го градуса северной широты. Распространение спутниковых данных космических аппаратов «Арктика-М» осуществляется государственной территориальной распределённой системой космического мониторинга Росгидромета.

Это очень интересный вид спутниковой системы. Спутники бывают двух разных типов. Один – это изучение Земли из космоса, его задача – сказать, что на Земле видно с высоты, другой – спутники, которые изучают космос вокруг тех мест, где они летают. Так вот эта система, хоть она пока и маленькая, делает и то, и другое. На ее базе Рогидромет создает карты, геоинформационные системы, скорость дрейфа льда, вертикальные разрезы облачности и так далее, и так далее. 

У нас в Арктическом совете есть представители нескольких организаций, в том числе Минвостокразвития, но нам очень важно иметь, конечно, представительство Росгидромета, и мы ведем работу в этом направлении. Если у кого-то будут хорошие идеи, предложения, буду рад это обсудить. Мне кажется, эта спутниковая система может быть эффективным интерфейсом совместной работы с одной стороны экономистов, а с другой стороны ученых совершенно разных специальностей, в основном, конечно, геофизиков и геологов, но далеко не только, которые работают в рамках Научного совета по Арктике и Антарктике.

Мы также хотим усилить наш совет представителями Министерства по чрезвычайным ситуациям, так как Арктика – это важнейший регион для прогнозирования природных катастроф.

В 2022 году в мире была зарегистрирована 421 природная катастрофа, экономические потери из них составили (обращаю внимание) 275 млрд долларов. При этом самый большой ущерб за всю историю принесло землетрясение 2011 года в Фукусиме на северо-востоке Японии – 210 млрд долларов, землетрясение в Кобе в 1995 году – 100 млрд, Сычуаньское землетрясение в Китае в 2008 году – 85 млрд, ущерб от землетрясения в Турции в прошлом году составил 103,6 млрд долларов.

Это карта сейсмического районирования России СВР-2016. Вероятность землетрясений с балльностью принимает 12 значений. Если вы строите в зоне с таким-то цветом, то все точки этой зоны равноценны, то есть везде вы должны укреплять строения именно так, как это должно быть в соответствии с этой картой.

На самом деле это не так, потому что это множество плоское и все его точки в разной степени будут реагировать на эти землетрясения. Получается, что обычно этот цвет берется по максимуму и очень много денег просто хоронится в укреплении того, что, может быть, и не надо было бы укреплять. Почему? Потому что используется классическая теория множеств: одинаковые точки, одинаковый цвет. На самом деле бывают классические множества, а бывают нет. Люблю приводить такой пример: множество людей, которые находятся в этой комнате, в этом зале, в каминном зале, вот мы все здесь находимся, а ещё здесь был Сергей Сергеевич Соколов, но ушел. Спрашивается: принадлежит он множеству людей, которые здесь, или не принадлежит? Нельзя сказать «да» или «нет», потому что он принадлежит, потому что он здесь был, но не принадлежит, потому что сейчас мы его не видим. А вот тем самым мы можем сказать, что он входит в коллектив участников этого с весом, скажем, 0,3.

Так вот, сейчас мы создаем систему из 12 трехмерных карт, где третье измерение будет не высота или глубина, а степень, в которой опасность будет верна для данной точки. Это совершенно новый подход, и чтобы его реализовать, нужно не только знать исходную карту. И в этом деле необходимо участие экономистов, потому что в обычной карте учитываются только сейсмологические параметры, а на самом деле должны учитываться экономические и строительные параметры. 

Расширение группировки спутников «Арктика-М» до двух космических аппаратов дает возможность непосредственного использования данных российского космического мониторинга АЗРФ в экономических моделях и расчетах. Второе: сейсмическое районирование реализует интерфейс, интегрирующий экономическую, сейсмологическую и геоинформационную парадигмы изучения геологически активных регионов. 

Для построения 3D-модели сейсмического районирования необходимо создать совместные рабочие группы сейсмологов, геоинформатиков, экономистов и геофизиков, выполняющих распознавание мест возможного возникновения сильных землетрясений. Мне представляется, что модель Вольного экономического общества и то, что мы вместе делаем с советом РАН по Арктике – это как раз прототип этого. Но, может быть, нас здесь еще нужны строители и точно геоинформатики. Ожидаемое время выполнения проекта первой модели я исчисляю тремя годами, при необходимом финансировании, конечно, этого проекта.

Памяти Николая Ивановича Рыжкова

Ушел из жизни сенатор Совета Федерации ФС РФ, председатель Совета Министров СССР (1985—1991 гг.) Николай Иванович Рыжков. «Ушел потрясающий и светлый человек — Николай Иванович Рыжков. Человек-эпоха. Государственный деятель уникального масштаба. И большой души», — написала председатель верхней палаты парламента Валентина Ивановна Матвиенко. «На всех этапах своего пути — от заводских цехов до Госплана и руководства Советом Министров СССР, — он был именно «человеком труда». И своим трудом заслужил почет, уважение и достойное место в истории», — отметила председатель Совета Федерации.

Николай Иванович — человек уникальной судьбы. Он начинал свой трудовой путь на Уралмаше, где прошел путь от сменного мастера до генерального директора завода. Занимал высокие посты — был первым заместителем министра тяжелого и транспортного машиностроения СССР (1975 – 1979 гг.), первым заместителем председателя Госплана СССР в ранге министра СССР (1979 – 1982 гг.), председателем Совета Министров СССР (с 1985 г. по январь 1991 г.). С 1993 года Николай Иванович представлял в Совете Федерации Белгородскую область. Он был удостоен многочисленных государственных наград: ордена Советского Союза — Ленина (дважды), Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени (дважды), Российской Федерации — «За заслуги перед Отечеством» I и IV степени.

Все, кому довелось работать с Николаем Ивановичем, помнят его как профессионала высокого уровня, талантливого руководителя, чуткого, отзывчивого и интеллигентного человека. Николай Иванович сыграл большую роль не только в истории нашей страны, но и в истории Вольного экономического общества России. В 1988 году в свет вышло постановление Совета Министров СССР, которое возглавлял Николай Иванович, регламентирующее некоторые вопросы работы Всесоюзного экономического общества. Документ так и назывался — «Вопросы Всесоюзного экономического общества».

Впоследствии организация была переименована в Вольное экономическое общество России. Николай Иванович всегда принимал активное участие в медиапроектах и экспертных мероприятиях ВЭО России и Международного Союза экономистов. Он был очень разносторонним и творческим человеком. Литературные произведения Николая Ивановича получили широкое общественное признание. За собрание сочинений в 10 томах «На полях исторической памяти. Время, события, люди» Николай Иванович был удостоен звания лауреата общественной премии ВЭО России и МСЭ «Экономическая книга года». Презентация одного из последних произведений Николая Ивановича «Тревожные размышления о русском лесе» состоялась в «Доме экономиста». Издание нашло отклик в сердцах читателей и вызвало большой интерес у научного и экспертного сообщества.

Уход из жизни Николая Ивановича — потеря для всей страны, выражаем соболезнования родным и близким Николая Ивановича.

Роль науки в развитии Арктики

20 февраля 2024 года в Каминном зале «Дома экономиста» состоялась основная пленарная сессия Арктического академического форума-2024. Тема дискуссии была обозначена как «Развитие Арктики: роль науки (научного сообщества) во взаимодействии государства и бизнеса» (к 300-летию РАН), сообщает пресс-служба Вольного экономического общества России. Арктический академический форум проводится ежегодно с 2021 года в рамках постоянно действующего международного Московского академического экономического форума (МАЭФ).

Председатель Арктического академического форума — Алексей Гвишиани, председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, научный руководитель Геофизического центра РАН, академик РАН, член Правления ВЭО России.

В центре внимания экспертов Форума были вопросы научного освоения Арктической зоны России.

За последние годы многое было сделано. В частности, состоялось открытие станции «Северный полюс». Это продолжение проекта дрейфующих станций, который успешно запустил Советский Союз, а затем продолжила Российская Федерация. В Арктической зоне было запущено два российских спутника дистанционного зондирования Земли «Арктика-М». Первый вышел на орбиту в 2021 году, второй — в декабре 2023 года. «Создание спутниковых систем на высокоэллиптических орбитах необходимо для решения задач оперативной метеорологии, гидрологии, агрометеорологии, мониторинга климата и окружающей среды в арктическом регионе. Два космических аппарата «Арктика-М» обеспечат круглосуточный мониторинг морей Северного Ледовитого океана и прилегающих территорий, а также связь. Это будет способствовать социально-экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации», — отметил академик РАН Алексей Гвишиани.

Еще четыре спутника будут выведены на орбиту до 2031 года. Алексей Гвишиани также сообщил, что ученые Геофизического центра РАН работают сейчас над проектом, результаты которого будут иметь большое значение для развития Арктической зоны России, в том числе, позволят более точно оценивать сейсмическую опасность и выявлять возможные очаги землетрясений. Ученые Геофизического центра РАН уже создали полный каталог землетрясений Арктической зоны с унифицированной магнитудной шкалой.

По мнению директора «Гекон», ведущего научного сотрудника ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Михаила Григорьева, одна из ключевых задач, которая стоит перед арктической наукой, — это ревизия документов стратегического планирования. «Наша главная задача в Арктической зоне — это экспертная оценка текущей ситуации. Мы должны сделать две вещи. Первое — провести системный анализ совокупности всех факторов, которые влияют на развитие проектов в Арктической зоне, второе — предложить обоснованные решения, которые выгодны для страны и для бизнеса», — отметил ученый.

Главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН Владимир Лексин отметил, что приостановка международного арктического научного сотрудничества — вызов для отечественной науки.

«Сужение международной базы ограничивает экологические исследования российских ученых в Арктической зоне. Вместе с тем большая часть станций экологического мониторинга, которые расположены в Арктике, приходятся на Россию. И это, в свою очередь, сокращает научную базу наших зарубежных коллег. Так, из 16 станций высокоширотной Арктики, 14 — российские. На мой взгляд, эта взаимная зависимость может стать основой для возобновления международного научного сотрудничества. Потому что от этого зависит достижение целей устойчивого развития в регионе и в мире», — отметил академик РАН Борис Порфирьев.

Главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Ольга Кузнецова считает, что федеральная пространственная политика, которая проводится в Арктической зоне, закрепляет и даже усиливает диспропорции в развитии между субъектами РФ в Арктике. В качестве примера Ольга Кузнецова привела федеральную арктическую политику, связанную с поддержкой инвесторов. Так, преференциальный режим востребован в крупных городах. Это не способствует сокращению разрыва в социально-экономическом развитии между муниципальными образованиями. «Половина муниципальных образований Арктической зоны не выигрывает от введения преференциального режима, потому что львиная доля инвестиционных проектов приходится на европейскую часть Арктики — Архангельскую и Мурманскую области. С одной стороны, эти регионы тоже нуждаются в развитии, с другой — мы должны понимать, что преференциальные режимы еще больше усугубляют существующие диспропорции», — рассказала Ольга Кузнецова.

В Арктике большие запасы стратегических металлов. Это открывает широкие перспективы для развития горнодобывающей промышленности на ее территории. Об этом рассказал главный научный сотрудник, заведующий лабораторией «Геологии рудных месторождений» Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, член-корреспондент РАН Александр Волков. По оценкам ученого, добыча стратегических металлов в Арктике может увеличиться в 1,5–2 раза.

Михаил Лебедев, генеральный директор Якутского научного центра Сибирского отделения РАН, член-корреспондент РАН, рассказал о целях и задачах программы научного сотрудничества федеральных исследовательских центров, которая будет включать совместные проекты ученых, работающих в Арктике. В числе направлений их работы — прогнозирование негативных явлений и процессов природного и техногенного характера, природопользование в АЗРФ, защита окружающей среды, медико-биологические и медико-социальные проблемы населения.

Юлия Лаврикова, директор Института экономики Уральского отделения РАН, назвала стратегические направления развития уральской Арктики. Речь шла, в том числе, о расширении границ Арктической зоны России. Ученые подготовили обоснование для включения Белоярского и Березовского районов Ханты-Мансийского автономного округа в Арктическую зону Российской Федерации. «Практическая значимость состоит в том, что за счет включения Белоярского и Березовского районов расширяется площадь Арктической зоны и численность проживающего на ней населения», — отметила ученый.

Пресс-служба ВЭО России

Нужны стимулы для реинвестирования прибыли в свой бизнес

Кирилл Никитин,
член Правления ВЭО России, руководитель экспертного центра ООО «Деловая Россия» по налоговой и бюджетной политике, директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Когда мы обсуждаем бюджетную политику, мы всегда говорим о структуре, объёмах расходов и так далее и тому подобное. Вопросы доходов у нас всегда являются произвольными: нам столько-то денег нужно на войну, столько – на медицину, столько – на образование, столько – на здравоохранение, столько – на что-то еще, и с налогами мы разберёмся исходя из этого. Собственно говоря, это вообще ключевой подход к налоговой политике в Российской Федерации на протяжении всех 20 лет, а может быть, больше. И в этой связи я хотел бы поговорить, наверно, не о том, что я рекомендовал бы, но, по крайней мере, поговорить о том, что, на мой взгляд, является очевидным вариантом развития налоговой политики, той самой, которая обеспечивает доходную часть бюджета. Мы же не рассчитываем всерьёз в ближайшее время на доходы от приватизации или какие-то ещё дополнительные неналоговые доходы.

Начну я с того, что мы на постоянной основе говорим в том числе о том, что у нас недостаточный объём инвестиций. Мы называем разные цифры, даём разные оценки, но при этом знаем одну замечательную вещь: от 53 до 56% инвестиций всех предприятий осуществляется за счёт собственных средств. 56% – это данные 2021 года, 53% – 2022 года. Банковское финансирование обеспечивает 11% инвестиций.

Из одних и тех же цифр можно сделать разные выводы. Недавно на комиссии Госсовета «Экономика и финансы» я слышал замечательный вывод (результаты Русского экономического форума, который проходил в Челябинске 9-11 ноября 2023 г.) о том, что нам нужно каким-то образом обеспечить наращивание банковского финансирования инвестиций. Что это означает? Это означает: давайте мы соберём ещё больше налогов и потом через институты развития, через банки, через льготные программы начнём специфическим образом финансировать по льготным ставкам кредиты на инвестиции.

На мой взгляд, вывод совершенно другой. И он заключается в том, что в Российской Федерации при подавляющем объёме инвестиций, финансируемых за счёт собственной прибыли предприятий, до сих пор нет вменяемых стимулов для реинвестирования собственной прибыли обратно в развитие собственного бизнеса или бизнеса группы. У нас этот стимул существовал до 2021 года, до кодификации налогового законодательства была инвестиционная налоговая льгота. Если очень просто выражаться в терминах бухгалтерского учёта для тех, кто с ним знаком: как только у тебя инвестиции, оборот по дебету 08-го счёта превышает оборот по кредиту 02-го счёта накопленной амортизации, это означает, что ты продолжаешь инвестировать, обеспечиваешь расширенное воспроизводство за счёт собственной прибыли. В этой ситуации налог на прибыль, заплаченный с такой реинвестированной собственной прибыли, возвращался предприятию. Банальная, очевидная, нормальная мера, та, о которой давно плачет российское налоговое законодательство. Вместо этого мы придумываем и расширяем инвестиционный налоговый вычет, но применяем его исключительно для целей каких-то специальных инвестиционных проектов, одобренных государством, губернатором, институтом развития и так далее, включённых в СПИК или ещё какой-то третий, четвёртый, пятый налоговый режим. И, соответственно, происходит следующая вещь: те, кто осуществляет инвестиции в свой собственный бизнес, условно говоря, несут всю нормальную долю расходов, ещё и финансируют чужие инвестиции, становящиеся потом основными фондами в собственности предприятий, их осуществивших, за бюджетный счёт. Это первая вещь в рамках развития налоговой политики, которую, я считаю, нам необходимо обсуждать и которую нам необходимо корректировать.

Инвестиционная налоговая льгота существовала у нас в ситуации, в которой ставка налога на прибыль в Российской Федерации была 32, 35, 30%, но не 20%. Сейчас ставка по налогу на прибыль – 20% – ниже среднемировой, и 23–25% с поправкой на объём ВВП представляется как минимум нормальной. Можно говорить о дифференциации налоговой ставки в зависимости от того, что ты делаешь с прибылью: если направляешь на расширенное воспроизводство, получаешь пониженную ставку или возврат налога с объёма проинвестированных средств, если откладываешь это решение или направляешь прибыль на потребление, ставка, вполне возможно, могла бы быть другой.

Это могло бы сыграть роль и в наращивании налоговых доходов, обеспечении устойчивости налоговых доходов, в том числе субъектов Российской Федерации, и одновременно – в стимулировании инвестиций за счёт того источника, который и без того является ключевым в обеспечении инвестиций. У нас появятся дешёвые деньги, и они будут направлены на долгосрочное стимулирование инвестиций в основные производственные фонды.

Вторая проблема нашей налоговой системы, которая также наносит непоправимый ущерб и нормальному среднему, и крупному бизнесу, несырьевому и негосударственному, и бюджетной системе – это злоупотребление тем, что мы называем специальными налоговыми режимами для малого бизнеса. Мы все знаем про слово «дробление», про то, что у нас в принципе малый бизнес – самый крупный бизнес в мире. Специальные налоговые режимы во Франции распространяются на прибыль в 38 тысяч евро в год, у нас предел по упрощённой системе налогообложения – 250 млн рублей (это примерно 2,3 млн долларов, евро). Факт заключается в том, что мы создали удивительную налоговую систему, при которой рост из малого бизнеса в средний бизнес связан с гигантским скачком налоговой нагрузки. Можно приводить примеры с разной структурой и себестоимостью.

Возьмём модельную компанию, у которой, скажем, от 100 рублей 70% – это расходы, 30% – прибыль, из 70-ти рублей 40% облагаются НДС, а 30 – не облагаются. У компании переход с упрощённой системы налогообложения на общую систему налогообложения, то есть при превышении выручки в 250 млн рублей, приводит к росту налоговой нагрузки в 2,5 раза. Что делает нормальный человек в этой ситуации? Он делает одну из двух вещей: он либо не растёт (кому надо, условно, заработав лишних 20 млн рублей весь следующий год нести в два с половиной бо́льшую нагрузку), либо дробится, и, по большому счёту, у нас по всей стране – конгломераты малого бизнеса. Посмотрите на чеки, которые вы видите в магазинах, посмотрите на сети прачечных, посмотрите на сети бытового обслуживания, так называемые франшизы, у которых франчайзи контролируют одновременно головную компанию и пользователей франшиз.

Так вот, с моей точки зрения, следующая мера налоговой политики, которая предстоит нам для того, чтобы решить вопросы обеспечения и стимулирования медленного, плавного и планомерного роста малого бизнеса при переходе в средний бизнес, среднего бизнеса – при переходе в крупный бизнес, это создание единого налогового режима. Не разнообразия на выбор налоговых режимов на этапе малого бизнеса, а затем бесконтрольного дробления, а единого налогового режима, который обеспечивает плавный рост налоговой нагрузки, и предусматривает прогрессивную ставку налога на прибыль, возможно, облегченные правила учета расходов.

Обычно на собраниях и в научных статьях не обсуждают технические детали но именно технические детали являются ключевыми для реализации этих идей. Поэтому отмечу, что все это потребует решения такой небанальной проблемы, как переход от исчисления налоговых обязательств по компании к исчислению налоговых обязательств по группе компаний. Мы опробовали этот механизм в эксперименте консолидированных групп налогоплательщиков: сначала удачно, а потом удачный опыт быстро оказался неудачным, но мы отработали эту методику и поняли, в чём её проблема.

Мы прекрасно знаем, что в ряде развитых экономик, в том числе в Австралии, США, налоговые обязательства исчисляются для различных целей по консолидированной группе налогоплательщиков по признаку контроля и единого бизнеса. Единый режим с плавным ростом налоговой нагрузки и одновременно исчисление по консолидированной группе приведут нас к тому, что мы уберём стимулы а) для дробления, б) для манипуляции налоговыми обязательствами и в) одновременно обеспечим стимул для плавного добросовестного увеличения размера бизнеса, поскольку мы прекрасно понимаем: малый бизнес не подразумевает эффективность, высокопроизводительные рабочие места и так далее. Малый бизнес – это прежде всего начало, которое нужно вырастить до того состояния бизнеса, который начинает быть эффективным во всех смыслах.

Последнее, чем я хотел бы резюмировать: до тех пор пока мы будем обсуждать приоритеты бюджетной политики исключительно с точки зрения того, что нам нужно увеличить расходы на науку, увеличить расходы на образование, увеличить расходы на медицину, обеспечить расходы на оборону, и так далее, и тому подобное, но не будем глубоко думать, где брать деньги, до тех пор у нас постоянно будет непредсказуемая налоговая система, и мы постоянно будем говорить о том, что бюджет на второй, на третий год – не более, чем намерения.

У нас есть ещё одно удивительное свойство бюджетной системы. Отчет об исполнении бюджета за 2022 года состоялся в Мосгордуме 20 декабря 2023 года, и это в городе, где бюджетный процесс  идеальный по меркам Российской Федерации.

Отсюда проблемы региональной политики, неритмичность расходов, которые, на мой взгляд, наиболее ярким образом отражаются у нас в медицине, потому что у нас в декабре не проводятся операции, поскольку квот нет, но зато в январе сразу же массово проводятся.

Кстати, я не вижу никакого феномена в том, что у нас налог на прибыль наконец превысил налог на доходы физических лиц. Самый интересный феномен региональных бюджетов, на мой взгляд, это рост дохода от налога на имущество, ещё одной дикости нашей налоговой системы, когда основные производственные фонды привлекают ещё и фиксированное налоговое бремя в размере 2%. Благодаря изменению правил всего лишь бухгалтерского учёта, мы получили ситуацию, в которой 25–27% налоговых доходов Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа составляет налог на имущество. И как мы можем после этого говорить о нейтральности бухгалтерского учёта?

Все ищут место в новой структуре глобальной экономики

Александр Широв,
директор ИНП РАН, член-корреспондент РАН, член президиума Международного Союза экономистов

Прежде всего хотелось бы сказать, что главное, наверно, что происходит в мировой экономике – то, что вся ее структура и модель развития под воздействием событий 2022 года и, ранее, 2020 года пришла в движение. Это значит, что все страны ищут свое место в этой новой структуре глобальной экономики. Сейчас возникли как ограничения, связанные в том числе и с санкционным давлением, но и существенные возможности. Перенаправление огромных потоков товаров и финансов с западного направления на восточное, а также то, что происходит с поставками энергоносителей из Соединенных Штатов в Европейский Союз – все элементы одного процесса, который связан не только с геополитическим конфликтом России и Запада, но с тем, что интересы крупнейших развивающихся и развитых экономик входят во все большее противоречие. И это прежде всего связано с тем, что новым крупным игрокам, крупным развивающимся странам, вес которых в мировой экономике неизменно растет, хочется иметь больше прав при принятии глобальных решений. И эта конфликтная ситуация не уйдет в ближайшие 5–10 лет.

В этой связи можно, наверно, констатировать, что эта тенденция к переформатированию мировой экономики и фрагментации или регионализации мировой экономики становится, наверно, доминирующей. Для того, чтобы выстраивать собственную экономическую политику, собственную экономическую стратегию, конечно, нужно понимать, в каком направлении будут перестраиваться эти потоки и в каких направлениях нам наиболее эффективно сотрудничать в том числе с крупными развивающимися экономиками.

Напомню, Китай – это уже 35% нашего товарооборота, и с точки зрения импорта и экспорта мы можем бо́льшую часть торговли описать взаимоотношениями с тремя-пятью странами. То есть мы видим ситуацию не диверсификации наших торговых потоков, а, скорее, концентрации, что при определенных условиях может порождать дополнительные риски. Как мы будем действовать с теми рынками, которые для нас важны? Я имею в виду новые рынки и глобального юга, и Африки, и Латинской Америки.

Еще момент, связанный с тем, что, безусловно, в условиях конфронтации страны вынуждены защищаться либо при помощи финансового стимулирования, что мы активно видели в период кризиса 2020 года, либо через использование протекционистских мер, ограничений в торговле и так далее. Здесь, конечно, ключевую роль приобретает климатическая политика, и тот саммит, который прошел в Дубае в конце ноября – начале декабря прошлого года, это наглядно показал.

С другой стороны, он показал, что бизнес понимает, что именно на этой площадке решается судьба торговых переговоров, и начал более активно в этом участвовать. Если раньше на климатической площадке доминировали национальные правительства, то теперь крупные компании и корпорации постепенно начинают брать значительную часть этой повестки на себя.

В ЕАЭС мы видим сильный рост и валового внутреннего продукта, и подушевых показателей ВВП. Оказалось, что длительные дискуссии по поводу того, а что же дает ЕАЭС таким странам, как Казахстан, Армения, Киргизия, разрешились сами собой через конкретные показатели экономического роста. И теперь уже трудно говорить о том, что никакого позитивного импульса эти страны не получают. Это значит, что открывается окно возможностей и для других стран. Мы можем рассматривать ареал ЕАЭС шире: там есть Монголия, другие страны, которые входят в азиатскую группу вместе с ЕАЭС. Мне кажется, это направление создает и дополнительные потоки доходов, и возможности для стран, к которым я отношу Таджикистан и Узбекистан, довольно серьезно продвинуться с точки зрения формирования экономической динамики.