«Ужасные» цифры
В декабре 2018 года первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов обрушился с жесткой критикой на российское статистическое ведомство. Его работу он назвал неудовлетворительной, а качество расчетов — ужасным. В качестве примера министр привел показатель реальных располагаемых доходов населения — по данным Росстата, он снижается последние четыре года. «Как он считается, знает, наверное, только Росстат», — отметил Силуанов. Данные по реальным зарплатам считаются «более или менее понятно и достоверно», полагает министр, а вот качество подсчета реальных доходов страдает. Дело в том, что Росстат «вручную» собирает некоторую информацию — например, по стоимости продуктов, входящих в потребительскую корзину. А это якобы сказывается на достоверности подсчетов. Первый вице-премьер подчеркнул, что Росстат пользуется устаревшими технологиями и ему нужна реформа как в отношении принципов работы, так и в отношении команды. Тем более что роль Росстата особенно повышается сейчас, когда правительство реализует национальные проекты. «Нужно говорить об обновлении команды, обновлении принципов, методов и работ», — настаивал Антон Силуанов.
Такое выступление министра было далеко не первой критикой Росстата за последние годы. Еще в марте 2017 года министр экономического развития Максим Орешкин назвал данные Росстата за февраль 2017 года нерепрезентативными — «по фундаментальным и по техническим причинам». Он отмечал тогда, что на искажение статистики повлияла база — данные за високосный 2016 год, а также перенос на февраль 2017 года дополнительных праздничных дней. Накануне заявления Орешкина Росстат сообщил об ухудшении положения дел в экономике в начале 2017 года. Так, в феврале того года промышленное производство в России по сравнению с тем же месяцем в 2016 году снизилось на 2,7%. А за январь и февраль 2017 года падение в годовом выражении составило 0,3%. Максим Орешкин раскритиковал методологию расчетов Росстата. По его словам, «оценки базировались не на реальных данных», к тому же сроки публикации статистики переносились.
Претензии к Росстату есть не только у правительства. Так, уже в январе этого года Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) обратила внимание на то, что долги по зарплате оказались в пять раз больше данных Росстата. Причем расхождения в цифрах значительные: например, в Орловской области задолженность, по данным Росстата, составляет 8,3 миллиона рублей, а по данным мониторинга профсоюзов — 44,3 миллиона. На Сахалине Росстат задолженности вообще не обнаружил, по данным профсоюзов — 11,2 миллиона рублей. «Методики, которыми пользуется в своей работе Росстат, не учитывают многие критерии, так что разночтения действительно есть, — подтвердил в интервью «Российской газете» председатель ФНПР Михаил Шмаков. — При этом должен сказать, что у профсоюзов, в отличие от Росстата, нет задачи вести сплошное наблюдение — мы отслеживаем именно «горячие точки» и обращаем на них внимание правительства и объединений работодателей».
Издание «Проект» «подловило» Росстат на занижении цифр о количестве россиян, уехавших из России. Так, по данным Росстата, из России в Германию в 2016 году уехали 4694 человека, в то время как немецкая сторона зафиксировала почти 25 тысяч прибывших россиян. А по американскому, чешскому и венгерскому направлению число уехавших россиян отличается от данных Росстата в 9, 12 и 14 раз соответственно. Журналисты издания пришли к выводу, что в целом в 24 страны, которые входят в Организацию экономического сотрудничества, из России выехало в шесть раз больше людей, чем подсчитали в Росстате.
Новая эра статистики
В скором времени все проблемы Росстата должны остаться в прошлом. Как и рекомендовал министр Силуанов, начали с кадровых перестановок. В конце декабря прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев освободил от должности многолетнего руководителя Росстата Александра Суринова и назначил на его место Павла Малкова. До этого Малков был директором департамента госуправления Минэкономразвития. «Изменения приходят в Росстат, начинается новая эра развития ведомства», — прокомментировал это назначение Максим Орешкин. Сразу после назначения главной задачей Малкова на новом посту назвали Всероссийскую перепись населения, которая пройдет в следующем году. Неслучайно именно на этот год придется пик финансирования Росстата из федерального бюджета в ближайшие три года: 18,4 миллиарда рублей на этот год, 33,9 миллиарда на 2020-й и 20,4 миллиарда на 2021-й.
Проблема ВВП
Основной недостаток показателя ВВП заключается в том, что он усредненный: если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю. Показатель не учитывает многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину ВВП на душу населения, могут иметь разные уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.). Также ВВП игнорирует разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров), не учитывает негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т. п.).
Сам Малков, помимо переписи, выделяет еще два ключевых направления работы. Первый — реформа системы статистики, которая затронет повышение качества собираемых данных и качества аналитики, увеличение скорости выдачи результатов расчетов, применение современных способов и методов обработки информации, в том числе с использованием данных из альтернативных источников. Второе направление — это реформа системы отчетности, которая предполагает внедрение единых стандартов. «С каждым годом собирается все больше разных отчетов, которые ложатся тяжелым грузом на плечи бизнеса и государственных учреждений. Наша задача — снизить эту нагрузку и привести систему отчетности к единым стандартам», — отметил Малков. Он добавил также, что ведомству необходим качественный переход от статистики к аналитике: важно научиться работать с данными, научиться объяснять их и рассказывать про результаты своих исследований на понятном каждому потребителю языке.
Опять получилась двойка
Впрочем, пока благие намерения успехом не увенчались. Не прошло и месяца после назначения Павла Малкова, а Росстат уже успел «отличиться» и снова оказаться в заголовках новостей. Дело в том, что ведомство значительно пересмотрело показатель роста ВВП за 2018 год. В начале января он оценивался в 1,8%, в конце январе — уже в 2%, а в начале февраля и вовсе подрос до 2,3%. Это рекордный показатель за последние пять лет. В Минэкономразвития такой внезапный успех объяснили строительным бумом в Ямало-Ненецком автономном округе, где реализуется масштабный проект Ямал-СПГ. Экономисты ведомства отметили, что за 9 месяцев 2018 года объем строительных работ в регионе составил 97 миллиардов рублей, а инвестиции в строительство зданий и сооружений — 592 миллиарда. Такое расхождение в Минэкономразвития посчитали аномальным и сочли, что оно связано с проблемами в первичном сборе данных. В конце концов «потерянные» 500 миллиардов нашлись, что привело к инвестиционному всплеску в третьем квартале 2018 года и увеличению динамики роста ВВП за целый год.
Такие подсчеты эксперты сочли сомнительными. В конце января произошла публичная дискуссия между директором аналитического департамента «Локо-Инвест» Кириллом Тремасовым и министром экономического развития Максимом Орешкиным — в соответствии с духом времени, в Facebook. «Логика объяснений, на первый взгляд, очень простая, но, по сути, просто безграмотная, — написал Тремасов. — Почему Минэк сделал вывод, что эти цифры должны быть примерно равны, я не знаю! Хоть бы в методику, что ли, заглянули. Ее даже всю читать не надо — там на первых страницах достаточно ясно написано, что включается, а что нет в стоимость строительных работ. Если Ямал-СПГ устанавливает дорогое оборудование на новых производственных объектах, то стоимость этого оборудования будет инвестициями, но не будет включаться в стоимость строительных работ. Это, в общем-то, и без методики должно быть понятно». Аналитик предположил, что «похоже, Орешкина все-таки попросили объяснить, что там опять за хрень со статистикой творится», и обратил внимание, что дискуссии о статистике свелись не к поиску сути (какие реальные достижения/провалы российских компаний стоят за теми или иными цифрами?), а к разбору нюансов статистического учета.
Максим Орешкин на такую эскападу обиделся и напомнил уже в своем Facebook, что в период работы Кирилла Тремасова в Минэкономразвития ему предлагали «заниматься вопросами повышения качества статистики», но он отказался. Быть публичным комментатором в роли «срывающего покровы» гораздо проще, чем планомерно работать в непубличной плоскости, чтобы шаг за шагом делать жизнь в стране лучше, заключил министр.
Не считать ВВП?
В последние годы все чаще звучат предложения вообще не считать ВВП либо дополнять его другими показателями, которые более точно покажут темпы роста экономики и благосостояния граждан. Экономисты указывают на то, что темп роста ВВП не является главным и единственным показателем, свидетельствующим об успешном экономическом развитии той или иной страны, поскольку анализ динамики роста ВВП должен сопровождаться анализом факторов, обуславливающих этот рост. «В экономическом анализе ВВП сопоставляется с численностью всего населения, экономически активного и занятого населения, потребленными в производстве ресурсами, основными фондами, объемом инвестиций, фондом заработной платы, государственными расходами по различным направлениям, реальными денежными доходами и расходами населения и другими показателями, — пояснила профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Анна Попова. — Это позволяет исследовать уровень и динамику занятости, эффективность использования трудовых и материальных ресурсов, направления и результаты инвестиционной политики, измерять экономический потенциал страны и степень его использования, анализировать основные результаты экономического развития страны в краткосрочном и среднесрочном плане. Показатель уровня ВВП в расчете на душу населения используется в системе национальных расчетов не для характеристики качества жизни, а для установления размера взносов страны в бюджеты международных организаций, для решения вопросов о величине и условиях предоставления кредитов, финансовой и иной помощи различным странам». По словам Анны Поповой, по ВВП нельзя судить о размерах таких секторов экономики, как финансово-кредитная система, рынок ценных бумаг, государственный бюджет и т. д. Так как эти сектора перераспределяют созданный ВВП, считается, что учет их операций необязателен. «А ведь в развитых экономиках эти сектора концентрируют огромные объемы капитала, — обращает внимание эксперт. — Другим недостатком показателя ВВП как показателя, выражающего стратегию социально-экономического развития государства, является то, что он не отражает негативных последствий научно-технической революции и экономического роста, а главное — качество жизни, уровень благосостояния, которые, как показывает мировой опыт, растут медленнее, чем ВВП. Именно повышение качества жизни и уровня благосостояния большинства населения должны выражать суть как стратегии, так и тактики социально-экономического развития страны».
Не так все плохо
«Строго говоря, у Росстата нет проблем с пересчетами, — полагает Олег Шибанов, профессор финансов Российской экономической школы. — Они происходят везде и всегда, методология используется международная, и в том же США бывают очень большие изменения данных по сравнению с исходными. Например, про рецессию 2001-го — в первых оценках казалось, что ВВП упал, а потом оказалось, что даже подрос». Претензии, по словам экономиста, связаны с размером пересчета (очень большие в строительстве) и из-за этого — значительной нестабильностью статистических рядов. «Аналитики, госорганы и ЦБ должны понимать, почему происходят эти пересчеты. Росстату было бы правильно выйти с публичными комментариями по последним числам и показать, за счет чего мы увидели новую динамику. Пока они на официальном сайте не появились», — добавил Шибанов. Олег Шибанов полагает, что в целом более показательно то, что получают граждане, чем общий ВВП. «Но здесь есть несколько индикаторов, от реальных располагаемых доходов и зарплат до безработицы по регионам, которые вполне показывают динамику благосостояния россиян. Эту статистику стоило бы публиковать более подробно и часто, а сама методология понятна и разумна, — добавил он. — Я не сторонник «индексов счастья», они довольно субъективны, и на них зачастую сложно ориентироваться. Обратную связь по тем же «Госуслугам» уже собирают, и ее анализ помогает улучшить предоставление услуг».
Старые проблемы и новые решения
Эксперты обращают внимание, что вопросы к Росстату появились не сегодня. Еще в начале 2000-х годов высказывались предложения по изменению подходов к расчетам и методикам. «На современном этапе лучшими в мире являются децентрализованные статистические системы англо-саксонских стран: если в привычной нам схеме обобщающие статистические функции осуществляются исключительно (или преимущественно) центральными государственными учреждениями, то в последнем случае основная роль принадлежит статистическим органам ведомств, тогда как общенациональный статистический орган осуществляет лишь функции координации. Для России этот опыт особенно актуален вследствие протяженности страны и разнообразия местных условий», — отметила Анна Попова. В России, по ее словам, до сих пор не решены проблемы несовершенства законодательной базы для получения статистической информации и обеспечения ею всех заинтересованных пользователей, «распыленности» информации. У пользователей возникают значительные трудности при получении необходимой информации. Кроме того, сегодня в стране отсутствуют показатели, отражающие новые социально-экономические явления и процессы, необходимые для анализа развития российской экономики и общества. «Например, в странах Западной Европы уже есть экологическая статистика, а у нас нет», — пояснила Попова.
Министерство экономического развития сейчас прорабатывает меры, которые помогут повысить качество статистики. В первую очередь речь идет о цифровизации всех процессов сбора и обработки статистической информации, гармонизации государственных информационных систем, которых сегодня больше 320, и создании единой цифровой платформы. Создать Национальную систему управления данными премьер-министр Дмитрий Медведев поручил правительству на сочинском инвестиционном форуме в прошлом году. Эта система должна стать одним из ключевых элементов инфраструктуры цифровой экономики.
«Ссылки на цифровую экономику стали общим местом, — отметил первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг на ХIX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. — При формировании и внедрении системы управления данными принципиально важно понять и четко обозначить роль государственной статистики (и статистической службы), систематизировать подходы к модернизации процедур сбора и интеграции информации в условиях цифровизации, межведомственной координации статистических работ, применению новых аналитических возможностей административных, открытых и больших данных».
Текст: Кира Камнева
Государственная статистика в цифровую эпоху
Как отмечается в головном докладе НИУ ВШЭ, в цифровую эпоху информация генерируется практически повсеместно: промышленными и бытовыми приборами, космическими аппаратами, в организациях и домашних хозяйствах, социальных сетях. При этом состав этой информации непрерывно пополняется и обновляется, расширяется спектр источников и типов генерируемых данных. Это как обычные количественные и качественные характеристики объектов, процессов или явлений, так и текстовые, аудиовизуальные и иные «технологичные» форматы. Новые сведения могут не только дополнять либо уточнять результаты предшествующих наблюдений, но и кардинально изменять их.
Заметно меняется и роль статистики в глобальных процессах, круг ее пользователей значительно расширяется. Как отмечают эксперты, в объективном, системном и своевременном описании экономических, социальных, демографических, экологических, технологических трендов оказываются заинтересованными различные группы людей, которые одновременно вовлечены и в производство информации. Государственные системы статистики в мире все активнее применяют большие данные, определяют области, где они будут играть решающую роль в будущем (например, макроэкономический прогноз).
Экономисты обращают внимание на сохраняющие системные проблемы российской статистики. Среди них — межведомственная рассогласованность, непрозрачность и противоречивость информации, предоставляемой отдельными органами власти, отсутствие единого методологического надзора. Также проблему аналитики видят в первоочередной ориентации Росстата на «заказ» управленческих структур, недостаток актуальной и детализированной информации для бизнеса (в том числе малого), науки и общества. Доступ к первичным данным ограничен, собственная исследовательская база Росстата недостаточно сильна, не хватает полномочий для проведения аналитических работ, а потенциал цифровых технологий недоиспользуется.
Авторы доклада полагают, что создание на базе Росстата Национальной системы управления данными станет серьезным импульсом к становлению новой модели статистики в нашей стране. В рамках системы должны будут внедряться эффективные инструменты, обеспечивающие удовлетворение информационных потребностей субъектов экономики, общества, государства, их активное взаимодействие в процессе сбора и распространения данных — не только агрегированных, но и первичных. Эксперты обращают внимание на опыт национальных статистических службы стран ЕС, которые занимают проактивную позицию при взаимодействии с обществом, бизнесом, государством, мировым сообществом. Их деятельность, координируемая Евростатом, ориентирована на национальные, межведомственные, региональные, корпоративные информационные потребности.
Успешный опыт цифровой трансформации статистической службы показала Великобритания. Там действует принципиально новый подход к официальным публикациям («воспроизводимые аналитические процедуры»). В отличие от традиционной организации доступа к данным, подразумевающей цепочку «хранилище — коммерческое программное обеспечение — электронные таблицы — верстка — итоговый текстовый документ», планируется массовое внедрение в официальные информационные ресурсы средств автоматического формирования документов, базирующихся на открытых языках программирования и средствах разметки. Это сокращает сроки и стоимость разработки индикаторов.
Предусматривается также создание специализированных программных библиотек с публичным, облегченным доступом для ученых, аналитиков и других заинтересованных пользователей. В России уже есть пример использования широкого спектра данных для статистики — в 2015 году правительство Москвы инициировало проект оценки численности населения столицы. Использовались официальные результаты переписи населения, а также административные данные ведомств (ФНС, ФОМС, ПФР, ЦИК, Минобрнауки России, ФСС, МВД), которые ведут в своих интересах учет отдельных категорий граждан. Привлечение ведомственной информации с применением методологических приемов, обеспечивающих ее сопоставимость, позволило скорректировать итоговые статистические оценки.
Как полагают эксперты НИУ ВШЭ, использование альтернативных источников будет способствовать более точному прогнозированию доходов бюджета по налогу на доходы физических лиц, расходов на социальную поддержку и инфраструктуру. Интересно, что востребованной становится сама профессия статистика. По данным CareerCast.com, она заняла первое место в рейтинге лучших специальностей за 2017 год. Оценивались уровень дохода, перспективы роста, уровень стресса и условия работы. Востребованность вырастет на 34% в ближайшие семь лет, полагают эксперты, такие специалисты нужны во множестве сфер (маркетинге, банкинге, правительстве, спорте, торговле, здравоохранении). Везде сегодня нужны анализ и интерпретация данных. Причем зарабатывают статистики неплохо: в США средняя зарплата составляет 80 тысяч долларов в год.