Воскресенье, 22 сентября, 2024

В бюджете нефтегазовые доходы сокращаются, но расходы остаются

В новом бюджете на трехлетку ожидается снижение нефтегазовых доходов по отношению к ВВП — с 8% в 2022 году до 5% ВВП к 2025 году. Как отмечается в пояснительной записке к проекту бюджета, такая динамика связана с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть и снижением общей добычи нефти (по сравнению с уровнем 2022 года с последующим восстановлением). В 2023 году цена за баррель нефти Urals, как ожидается, составит 70,1 доллара, в 2024-м — 67,5 доллара, в 2025-м — 65 долларов. Добыча сократится с 515 млн тонн в 2022 году до 490 млн тонн в 2023-м, а к 2025 году восстановится до 505 млн тонн в год. Также на изменение доли нефтегазовых доходов в ВВП влияет изменение структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения. Доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета сократится с 42,1% в 2022 году до 30,3% в 2025 году.

«Снижение доли нефтегазовых доходов в трехлетнем периоде существенным образом не повлияет на расходы федерального бюджета, так как в указанный период снижение нефтегазовых доходов будет компенсироваться ростом ненефтегазовых доходов, — отметил первый заместитель председателя Комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. — В 2023–2025 годах расходы сохранятся примерно на одном уровне, немного больше 29 трлн рублей. Все социальные и иные расходные обязательства государства будут полностью профинансированы. При этом возможности бюджетной системы по увеличению резервов, конечно же, будут снижены».

ЦМАКП: в экономике наблюдается устойчивая стабилизация

Ненефтегазовые доходы бюджета в течение ближайших трех лет составят около 11,5% ВВП. В реальном выражении, согласно прогнозу, они вырастут в 2023 году на 7,3% по сравнению с этим годом, а за 2023–2025 годы на 21,6%. В правительстве это связывают с ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций), дополнительными поступлениями в результате корректировки налогообложения отдельных отраслей экономики и реализацией мер, принимаемых в части улучшения администрирования и увеличения собираемости.

«Прогнозируется снижение доли нефтегазовых доходов, но снижения расходов бюджета не планируется, — обратил внимание Михаил Ершов. — Запланирован дефицит бюджета до 2,9 трлн рублей в 2023 году и 1,6 трлн рублей в 2024 году. В этот период финансирование дефицита федерального бюджета будет производиться из средств ФНБ, а также внутренних заимствований. Но финансировать дефицит можно также посредством других механизмов, которые активно практикуются в других странах. В частности, речь идет о покупках Центробанком облигаций своего Минфина. В отдельных странах такие покупки национального центрального банка достигают 50% всех выпущенных их минфином гособлигаций».
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2022–2024 годах как раз и будут государственные заимствования Российской Федерации.

«Основной упор делаем на внутренние заимствования. В текущем году после волатильности на финансовом рынке мы начинаем размещать государственные ценные бумаги, — рассказал Антон Силуанов. — В следующем году будем делать это более активно, поскольку планируем, что емкость финансового рынка будет возрастать. В этой связи мы скорректируем верхний предел заимствований на предстоящие два года таким образом, чтобы минимизировать использование Фонда национального благосостояния, а больше привлекать ресурсов с финансового рынка. В идеальном случае мы вообще планируем отказаться от использования ФНБ на цели заимствования. Средства Фонда национального благосостояния после достижения необходимого уровня, который будет обеспечивать бюджетную стабильность и надежность, будут направляться на реализацию инфраструктурных проектов».
Как напомнил Сергей Рябухин, средства ФНБ уже используются как инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, например, строительство комплекса «Ямал-СПГ», модернизация БАМ-Транссиба, ЦКАД и другие. 

«Привлечение средств с внутреннего финансового рынка, особенно в условиях, когда для российских участников закрыты внешние рынки, фактически будет перетягивать средства из одних сфер экономики в другие, создавая в результате проблемы. При этом очевидно, что финансирование новых проектов требует новых денег, а эта проблема решается именно посредством покупки национальных гособлигаций со стороны национального центрального банка, о чем я выше говорил», — добавил Михаил Ершов.

«Если бы мы не имели накопленных резервов, нам бы пришлось намного тяжелее в текущей ситуации, — сказал Сергей Рябухин. — При этом отмечу, что текущий объем резервов был сформирован в результате проводимой правительством политики накопления резервов с одновременным умеренным увеличением государственного долга».

Китайские экономисты выступят в ВЭО России

Вольное экономическое общество России и Международный Союз экономистов проводят конференцию на тему: «Российско-китайские отношения в контексте современных вызовов социально-экономического развития». Она начнется в 11:00 26 октября 2022 года в Доме экономиста на Тверской в Москве.

Цель конференции: обсуждение широкого круга вопросов сотрудничества Китайской Народной Республики и Российской Федерации, а также анализ возможностей, открываемых ХХ съездом Коммунистической партии Китая.

Планируется создание Делового Совета Международного Союза экономистов и Вольного экономического общества России по вопросам развития российско-китайского сотрудничества, а также проведение экспертной дискуссии о современных тенденциях и перспективах эволюции общества и международных отношений.

Рабочие языки: русский, китайский, английский.

В конференции примут участие: Сунь Вэйдун, Временный поверенный в делах Китайской Народной Республики в Российской Федерации, Сергей Глазьев, вице-президент ВЭО России, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, академик РАН, Чжоу Лицюнь, президент Российско-Китайской генеральной торговой палаты, Ван Вэнь, исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета.

От экономических интересов – к нооценностям (фрагмент научной статьи)

Сергей Бодрунов, 
президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор

Статья опубликована в номере 7 журнала «Вопросы философии» за 2022 год. (Бодрунов С.Д. От экономических интересов – к нооценностям // Вопросы философии. 2022. № 7. С. 15–26.)

Новые технологии и новые ценности

Технологии дают в руки человека лишь более широкие возможности. А вот как человек воспользуется этими возможностями – зависит от сложившихся в обществе ценностных установок. Те ценностные установки, которые преобладают в настоящее время, могут обратить новые технологические возможности лишь на дальнейшее наращивание объема потребляемых благ и превращение растущего свободного времени во время бездумного, расточительного, духовно опустошающего потребления. Могут ли эти ценностные установки измениться?

Да, и предпосылки для такого изменения также заложены в новых технологических возможностях, ведущих к расширению спектра занятости в сферах, где растет удельный вес креативной деятельности.

Участие в процессе познания, включение в творческую деятельность ведут к формированию соответствующих мотиваций и ценностных установок, среди которых наращивание объема потребления не стоит на первых местах. Однако новые ценности не формируются автоматически, да и человечеству еще очень далеко до того, чтобы обеспечить творческими функциями весь контингент занятых. Ноономика для своего становления нуждается в усвоении людьми нооценностей. Поэтому необходима трансформация духовной сферы и вообще всей сферы человеческой культуры, которая будет ориентирована на рациональное отношение людей к своим потребностям и к природной среде, которая будет ориентировать производственную деятельность не на безграничный рост, а на развитие человека. Критерием нормального уровня потребления будет не объем потребляемых благ, а уровень удовлетворения конкретных разумных потребностей.

Но как перейти к разумному потреблению, к ноопотреблению? Ни определяемые извне ограничения, ни проповедь аскетизма не являются решением проблемы. Это решение может быть обеспечено только усвоением внутренних культурных критериев. Именно на основе этих культурных критериев происходит самоопределение человека как человека разумного. Если человек определяет себя таким образом, то тем самым он отделяет себя от человека неразумного и ставит границы собственному потреблению по критериям разума. Именно поэтому культурное развитие человека является нисколько не менее важным, чем научный и технический прогресс.

Нооценности предполагают не только разумное отношение человека к своим потребностям и бережный подход к природной среде. Они предполагают изменение характера отношений между людьми по направлению снятия социальной конфликтности. Поэтому существенную роль в движении по направлению к ноономике играет идейная среда, ориентированная не на борьбу интересов, а на солидарные действия для их обеспечения. В этом смысле стоит присмотреться к идеологии солидаризма.

Разумеется, в общественных системах, в которых рознь интересов, разворачивающаяся вокруг борьбы за экономические ресурсы, глубоко укоренена в их социально-экономических основаниях, ценности солидарности и сотрудничества, основанных на взаимном уважении, не могут завоевать себе преобладающие позиции. Но по мере преодоления тех корней социальных конфликтов, которые лежат в экономическом обществе, ориентирующемся на ценности экономической рациональности, и постепенного перехода к неэкономическим критериям производства стремление к солидарным действиям в общих интересах и в интересах каждого человека будет все шире прокладывать себе дорогу и все более широкое принятие ценностей сотрудничества будет ставить преграду конфликтам.

Путь к утверждению нооценностей

Предпосылки для такой идейной ориентации могут начать складываться уже сейчас. Как уже отмечалось мною ранее [Бодрунов 2021], человек как общественное существо не является только слепком с общественных норм и стереотипов. Человек в своем становлении социализируется под воздействием социальной среды, но одновременно он сам воздействует на эту социальную среду, постепенно меняя принятые социальные нормы и укоренившиеся ценности. Подчеркну еще раз: новые технологии и новые возможности производства сами по себе не осуществляют переворот в общественном и индивидуальном сознании человека, не создают автоматически новые нравственные ценности, хотя и формируют необходимые предпосылки для них. Поэтому без активной позиции людей в сфере развития и распространения культуры, в духовно-нравственной сфере, без борьбы за преобразование принятых в обществе ценностей в направлении нооценностей мы рискуем провалиться в разрыв между новыми возможностями, создаваемыми технологиями, и неразумным использованием этих возможностей.

Разумеется, это потребует и соответствующей «адаптации» общества к этим новым ценностям, постепенной трансформации его социальных институтов и принятия соответствующих социальных норм, необходимых для создания благоприятных возможностей по формированию «человека культурного». Это позволит реализовать истинные ценностные параметры человеческого бытия, подлинно человеческое отношение людей друг к другу и к природе. Здесь неслучайно использовано прилагательное «истинные». Это – не просто оборот речи, призванный подчеркнуть то значение, которое автор придает тем ценностям, на важности которых он настаивает. Нет, речь идет об истине именно в философском смысле слова и тем самым о ценностях, отвечающих философскому критерию истины. Речь не идет при этом о неких универсальных, неизменных, вневременных истинных ценностях. «Если истина абстрактна, то она – не истина» [Гегель 1993, 88]. Нет, общественные ценности являются истинными тогда, когда они соответствуют духу и истине своего времени. Но не той его части, которая обращена в прошлое и цепляется за это прошлое в тщетном и одновременно пагубном стремлении предотвратить развитие.

Истинные ценности, ведущие нас в будущее, соответствуют той истине, которая рождается из общественного развития, из необходимого исторического движения вперед. В словах Христа, переданных нам евангелистом Иоанном, Иисус как раз символизирует объединение понятия истины с понятиями жизни и развития. Истина тем самым предстает и живой, и развивающейся: «Я есмь путь и истина, и жизнь» [Ин. 14:6]. Истинные ценности рождаются из необходимости и возможности сохранить и утвердить в человеке прежде всего его человеческую сторону. Это те ценности, которые не дают человеку встать на путь самоуничтожения – посредством ли взаимного истребления с помощью оружия массового поражения, посредством ли разрушения природной среды нашего обитания или же посредством такого вмешательства в нашу собственную природу, которое разрушит в нас человеческое. Речь идет не только о физическом или биологическом вмешательстве, но и о вмешательстве духовном – от манипулирования сознанием до подмены ценностей человеческой культуры отказом от всяких ценностей, от критериев разума и культуры (что фактически делает экономический интерес единственным мерилом всяких ценностей). Поэтому столь важна для нас борьба за истинные ценности, то есть за те ценности, которые выводят нас на путь возвышения человеческой личности – через развитие разума, через познание, через культуру, через гармонизацию взаимных отношений.

Снова и снова настаиваю на том, что эти нооценности не могут быть утверждены путем проповеди. Они вырастают из потребностей, рождаемых развитием объективных условий человеческой жизни. Но вырастают не как сорняк, а как культурное растение, взращиваемое нашими осознанными в своей безусловной необходимости усилиями, прикладываемыми в том числе и к самому себе, через осознание нашей ответственности перед миром. Только усвоив эти ценности, мы сможем выбраться из тупика противоречий, в который углубляется наша цивилизация. Только на этом пути можно уйти от преобладания в человеке его атавистических, «звериных», «зоо»- черт и прийти к торжеству сущности подлинно человеческой. Именно в этом состоит суть движения от «зоо» к «ноо».

Кремль принимает заявки на гранты в области культуры

Заявки будут приниматься до 17 ноября в электронной форме на официальном сайте Президентского фонда культурных инициатив. Документы на конкурс могут направить негосударственные НКО, представители коммерческих и муниципальных организаций, индивидуальные предприниматели.

Проекты должны соответствовать одному из девяти тематических направлений: «Нация созидателей», «Великое русское слово», «Я горжусь», «Место силы», «Культурный код», «Молодые лидеры», «История страны: история преодолений и побед. Вехи», «Многонациональный народ», «Мы вместе».

На конкурс могут быть представлены проекты в области культуры и академического (классического) искусства; межотраслевые, сетевые культурные и кросскультурные инициативы; проекты, предусматривающие проведение фестивалей, премий, форумов; проекты по выявлению и поддержке молодых талантов; стартапы в области культуры, искусства и креативных индустрий; проекты в области современной популярной культуры; образовательные и наставнические проекты в области культуры, искусства и креативных индустрий, включая цифровые технологии; проекты креативных индустрий.

Президентский фонд культурных инициатив работает на основании Указа главы государства от 17 мая 2021 года № 287 «О создании Президентского фонда культурных инициатив». По итогам шести состоявшихся конкурсов поддержано почти четыре тысячи проектов на сумму порядка 11 миллиардов рублей.

Проекты должны быть реализованы с 1 апреля по 30 сентября 2023 года. Победителей объявят до 10 марта будущего года.

ЦМАКП: в экономике наблюдается устойчивая стабилизация

По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, негативный эффект «санкционного шока» уже (в краткосрочном, конечно, плане) преодолен, но и импульс «первичного» восстановительного роста оказался достаточно слабым. Пока речь идет именно о стабилизации, и со стороны производства, и со стороны спроса.

Во II квартале в экономике в целом сформировалась классическая картина кризиса («рефляции») – с экономическим спадом и высоким накопленным уровнем инфляции. Формально это означает, что остаточный уровень спроса «уходил» (по разным, в том числе довольно сложным поведенческим причинам, включая «ажиотажный спрос» в марте-апреле) в прирост цен, а не в расширение выпуска. На рынке жилья ситуация была чуть более здоровой: деловая активность значительно снизилась, но и уровень цен немного упал. Налицо дефицит спроса на рынке.

Новый бюджет может повысить уровень жизни россиян

По данным Росстата, наметившееся восстановление объемов промышленного производства приостановилось. В августе по отношению к июлю уровень выпуска снизился на 0.9% – после роста на 1.2% в июле по сравнению с июнем (сезонность устранена). При этом к соответствующему периоду предшествующего года (СППГ) августовский индекс составил 99.9% (а за январь-август в целом – за счёт высокого I квартала – 100.9%).

По оценке ЦМАКП, масштабы снижения производства более ощутимы, но коррекции в августе мы не фиксируем – лишь резкое замедление восстановительного роста. Индекс СППГ среднесуточного производства оценивается нами в 97.6% в августе после 97.4% в июле, в целом за январь-август – в 99.5%.

Торможение восстановительного роста связано с ужесточением экспортных (и отчасти, импортных) ограничений. Предшествовавшее некоторое ослабление ограничений обеспечило июльское расширение выпуска (прежде всего, в нефтепереработке, металлургии и химии, а также в производстве транспортных средств). В августе во всех этих секторах рост либо прекратился, либо кратно ослаб.

Академик РАН рассказал о строительстве полярной станции на водородном топливе

В начале 2023 года в Нефритовой долине Ямало-Ненецкого автономного округа начнется строительство международной арктической станции «Снежинка», ученые которой будут изучать особенности арктических территорий. Увидеть станцию пока можно только на макете. Свое название она получила, потому что по форме напоминает снежинку.

«Цель создания такой станции — разработка, тестирование и демонстрация природосберегающих технологий жизнеобеспечения наряду с проведением арктических и геофизических исследований», — рассказал председатель Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, научный руководитель Геофизического центра РАН академик РАН Алексей Гвишиани.

Планы на «Снежинку» амбициозные: предполагается, что ученые станции будут не только заниматься фундаментальными исследованиями в области природосбережения, изменения климата, состояния мерзлоты. Станция призвана соединить прикладную науку и серийное производство в разных отраслях: водородной энергетике и транспорте, развитии технологий сокращения углеродного следа, арктической медицины, роботизированных платформ с искусственным интеллектом. Помимо главного комплекса с лабораториями, планируется построить карбоновую ферму, аэрологическую, астрономическую и геомагнитную обсерватории, станции мониторинга состояния окружающей среды, метеостанции.

Алексей Гвишиани: Арктика – кузница нашей мощи

Работать там одновременно смогут до восьмидесяти человек. Из них около шестидесяти — инженеры, конструкторы, ученые и разработчики технологий, еще двадцать — сотрудники эксплуатирующей организации. «Снежинка» должна стать первой в мире круглогодичной автономной станцией на базе возобновляемых источников энергии и водородной энергетики.

«Одна из основных проблем загрязнения Арктики — это использование гидрокарбонов: нефти, газа, дизельного топлива при отоплении. Станция “Снежинка” — это первая попытка создать станцию на водородном, абсолютно чистом топливе. Мне неизвестны успешные аналоги за границей, но разработки, конечно, ведутся и в Норвегии, и в Дании, и в Соединенных Штатах Америки».

Начать работу в тестовом режиме на ямальском объекте планируют в конце 2024 года, после завершения первой очереди строительства комплекса. Еще одну станцию построят в Териберке, в Мурманской области, где Геофизический центр РАН провел магнитную съемку и выбрал место для строительства. Там планируется вести сейсмические и геомагнитные наблюдения.

Перспективы Большой Евразии

Сентябрьский саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде стал одним из ключевых событий в мировой экономической «реконфигурации», по выражению доцента кафедры политологической теории МГИМО Кирилла Коктыша. Эксперт отметил, что прошедший саммит ШОС стал вторым шагом в становлении организации. Первым стало объединение четырех ядерных держав. Теперь к объединению готовятся примкнуть Иран, Белоруссия, ОАЭ, Кувейт, а также начат диалог с Египтом, Саудовской Аравией и Турцией. По прогнозам политолога, ШОС пройдет путь от диалоговой площадки до полноценного института с функционалом для принятия решений за 3–4 года.

Большое Евразийское партнерство

Россия движется в направлении интеграции, связанной с концепцией Большого Евразийского партнерства (БЕП), которая на протяжении многих лет активно продвигалась в экспертном и официальном дискурсе, однако в реальности не была подкреплена конкретикой и проектным планированием. Сейчас — наиболее подходящее время для переосмысления этой концепции, считает научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Александр Королев. Одним из направлений развития БЕП может стать более тесное взаимодействие по линии ЕАЭС — АСЕАН, ЕАЭС — ШОС.

Евразийский экономический союз: развитие интеграции

«Беспрецедентное усиление санкционного давления в отношении РФ после 24 февраля 2022 года логично вынуждает Россию к усилению взаимодействия с дружественными странами и региональными объединениями и выстраиванию новых форматов, в том числе интеграционных», — резюмирует Королев.

ЕАЭС — АСЕАН

Что касается первого формата, то его целесообразность обуславливается высоким экономическим потенциалом ассоциации, крупным и емким потребительским рынком свыше 650 млн человек, что делает регион Юго-Восточной Азии перспективным рынком сбыта экспортной продукции из стран — членов ЕАЭС. Кроме того, дополнительным позитивным фактором является наличие уже подписанных ЗСТ («Зона свободной торговли») с отдельными крупными экономиками АСЕАН — Вьетнамом и Сингапуром. В 2022 году Евразийская экономическая комиссия дала «добро» на переговоры с Индонезией. Пока торгово-экономическое взаимодействие ЕАЭС и АСЕАН находится на низком старте и едва превышает $20 млрд. Хотя полная зона свободной торговли ЕАЭС и АСЕАН в ближайшее время маловероятна, экономическое обоснование потенциальной сделки и широкое экспертное освещение возможностей и потенциальных рисков от ЗСТ для стран ЕАЭС принципиально важно в нынешних условиях.

ЕАЭС — ШОС

В этом формате ситуация обстоит сложнее. Прежде всего это связано с профильной специализацией двух объединений. Если ЕАЭС — интеграционное объединение, во главу внешнеэкономической деятельности которого ставятся преференциальные и не преференциальные соглашения, то ШОС — политическое объединение, решающее другие задачи. Это не означает, что перспективы экономического сотрудничества в таком формате отсутствуют. Среди возможных точек соприкосновения — смежные вопросы на стыке экономики и безопасности. Например, энергетическая и продовольственная безопасность — актуальные сферы для всех участников объединений.

Развитие интеграции представляется реальным по линии ЕАЭС и отдельных стран — членов ШОС, с которыми уже имеются торгово-экономические соглашения или ведутся переговоры: с Китаем, Ираном, Индией. Однако ожидать реального практического развития интеграционного вектора между ЕАЭС и ШОС в силу разницы в форматах, институциональных отличиях не приходится, если вести речь чисто об экономических отношениях. Другое и, пожалуй, не менее важное дело — геоэкономическая сила этого союза.

Автор: Михаил Измайлов.

Геополитэкономические конфликты ускоряют подъем Дальнего Востока

Это мнение в интервью журналу «Вольная экономика» высказал исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета, профессор Ван Вэнь.

По мнению профессора, европейские инвестиционные фонды и производство устремятся на Дальний Восток, ускорится тенденция к дедолларизации. Если рассматривать Дальний Восток как совокупность стран Западно-Тихоокеанского региона, можно сказать, что он находится на пути к тому, чтобы стать мировым экономическим и торговым центром. И это дорога с односторонним движением. То есть это неизбежно произойдет.

ИМЭМО дал анализ отношений США и Китая накануне съезда КПК

На то есть три причины. Во-первых, совокупность экономических показателей. К 2035 году совокупность экономических показателей и объем внутрирегиональной торговли «10+3» (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Китай, Япония и Южная Корея) превысят аналогичный совокупный показатель Северной Америки и Евросоюза. Во-вторых, в 2022 году объем промышленного производства Китая будет сопоставим с объемом промпроизводства всех стран «Большой семерки». В 2023 году Китай обгонит США и станет крупнейшим в мире потребительским рынком. В-третьих, удобство торговли. Соглашение о зоне свободной торговли «Всестороннее региональное экономическое партнерство», которое подписали десять членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, а также Япония, Китай, Южная Корея, приведет к беспрецедентному росту торговли в Западно-Тихоокеанском регионе.

Есть три важных момента. Во-первых, открытие российского Дальнего Востока и развитие Северной Кореи сделали их более интегрированными в подъем Большого Дальнего Востока. Во-вторых, финансовое сотрудничество в Западно-Тихоокеанском регионе требует наращивать объем взаиморасчетов в национальных валютах и по возможности уходить от расчетов в долларах. В-третьих, развитие Арктики и кооперация в этом регионе придадут ускорение подъему Дальнего Востока.

Российский Дальний Восток – регион с большим потенциалом развития и богатейшими ресурсами. Во время своего визита в Россию, я побывал в Якутске, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и еще более чем в пятнадцати городах, общался с сотнями российских предпринимателей и чиновников и смог в полной мере ощутить настоятельную потребность российских местных элит в экономическом развитии.

На мой взгляд, есть как минимум три решения. Первое – раскрепостить разум, сосредоточиться на развитии, поменять текущее консервативное мышление местных органов власти, препятствующее экономическому развитию из соображений «безопасности». Практика доказала, что чем выше уровень экономического развития – тем безопаснее, чем выше уровень экономической отсталости – тем опаснее. В этом отношении местная политика на Дальнем Востоке России должна быть более решительной.

Второе – следует улучшить деловой климат, проводить более благоприятную политику для иностранных бизнесменов и предприятий, предоставлять льготное налогообложение, выдавать визы на долгий срок.

Третье – проводить политику «открытости», привлекать международные инвестиции и улучшать инфраструктуру на Дальнем Востоке, например, расширять скоростные магистрали, ускорять железнодорожное сообщение, создавать более удобные сети, увеличивать количество гостиниц и улучшать туристические условия. Такая политика сможет в течение 10 лет радикально изменить Дальний Восток России.

Полностью интервью Ван Вэня читайте в ближайшем номере журнала, который выйдет в свет 11 ноября, в День экономиста.

ИМЭМО дал анализ отношений США и Китая накануне съезда КПК

Сегодня два основных политических фактора определяют развитие Китая: обострение китайско-американских отношений и назначенный на 16 октября ХХ съезд КПК, отмечают авторы статьи академик РАН Василий Михеев и зав. Сектором экономики и политики Китая ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН Сергей Луконин. По мнению экспертов, состояние китайско-американских отношений характеризуется резким военно-политическим обострением. И от съезда ждут важных решений в связи с обвалом в двусторонних связях после визита спикера Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань.

Пекин усмотрел в этом отход Вашингтона от принципа «одного Китая» и «покушение на суверенитет КНР». Китай жестко ответил на это рядом конкретных политических мер, в том числе отказом от телефонных контактов руководителей боевого командования. Усилилось военное противостояние сторон в Тайваньском проливе, резко возросла активность китайских вооруженных сил, участились военно-морские и военно-воздушные учения НОАК.

Евразийский экономический союз: развитие интеграции

В самый канун ХХ съезда накал антиамериканской пропаганды вновь повысился. В начале октября официальный печатный орган КПК газета «Жэньминь Жибао» выступила со статьей, в которой главным стал тезис о том, что «США не могут считаться подлинно демократической страной», поскольку «навязывают…», «вмешиваются…» и не могут обеспечить «справедливый характер» международных отношений.

Параллельно в последние два-три месяца усиливается соперничество сторон за лидерство в Африке и южной части Тихого океана в борьбе за симпатии островных государств.

В сентябре на полях Генеральной Ассамблеи ООН прошла первая встреча созданной США в июне новой группы «Сотрудничество по обеспечению безопасности в сфере минералов». В группу входят англосаксы: Канада, Британия, Австралия; европейцы: Еврокомиссия, Германия, Франция, Швеция; а также азиаты: Япония и Южная Корея. Цель группы – создать альтернативу китайскому доминированию в богатых ресурсами африканских странах.

В качестве ответного шага Пекин планирует на ноябрьском Саммите G-20 выступить с инициативой о принятии в группу Африканского союза.

На фоне новой «технологической войны» в Китае растет понимание того, что, как пишет Посол по особым поручениям (в отставке) О. Давыдов, сегодня традиционные войны и конфликты при всей их остроте и разрушительных последствиях уходят в прошлое, вытесняются на периферию международной жизни. Они уступают место конфликтам нового поколения, где в роли оружия будет выступать интеллект, знания, способность к инновационному мышлению, а также умение ключевых игроков быстро адаптироваться к переменам и новым условиям конкуренции на внешних рынках.

Лучше понять ситуацию могут помочь в какой-то мере и внешнеполитические тезисы ХХ съезда КПК, главными вопросами которого, при всей важности экономики и внешней политики, все же будут кадровые, заключают ученые ИМЭМО РАН.

Новый бюджет может повысить уровень жизни россиян

Правительство в конце сентября внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Документ сверстан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития, который подразумевает переход к уверенному росту экономики (выше 2%) в 2024 году. В условиях беспрецедентного санкционного давления прогнозировать основные макроэкономические показатели (ВВП, инфляция, курсы валют, уровень безработицы и др.) сложно. Тем не менее, как подчеркнул председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, основной упор при подготовке проекта бюджета делался на то, чтобы внешние условия — санкции, цены на энергоресурсы — не могли помешать безусловному выполнению всех социальных обязательств.

Экономика РФ может развиваться темпом более 3% ВВП уже сейчас

На социальную политику будет направлена основная часть расходов бюджета в 2023 году – 25,3% от общего объема, 7,34 трлн рублей. В 2024-м и 2025-м годах эта доля увеличится до 25,4 % и 25,7 % соответственно. Госпрограмма «Социальная поддержка граждан» также станет одной из самых дорогих, за три года на нее планируется потратить 9,64 трлн рублей. Как отмечается на сайте правительства, при формировании проекта бюджета кабмин исходил из необходимости полного исполнения социальных обязательств перед гражданами. Это, в частности, адресная поддержка семей с детьми, выплата пособий беременным женщинам, испытывающим материальные трудности, проведение углубленной диспансеризации, развитие программ медицинской реабилитации. Необходимые средства также предусмотрены на обеспечение бесплатной медицинской помощи по всей стране. Увеличено финансирование на поддержание устойчивой работы региональных больниц и поликлиник.

– В расходах приоритеты были определены в посланиях президента Российской Федерации и решениях правительства, – отметил министр финансов Антон Силуанов, представляя проект федерального бюджета на заседании правительства. – Это полное обеспечение социальных мер поддержки семей с детьми, пенсионеров, работников бюджетной сферы; продолжение реализации таких важных программ, как выплата материнского капитала, ипотечные программы, включая семейную ипотеку и сельскую ипотеку; меры по созданию новых мест в общеобразовательных организациях и ремонт школ. До 2024 года будет введено в эксплуатацию более 1,5 тыс. школ и более 1 млн школьных мест. На все это предусмотрены необходимые ресурсы.

Увеличение госрасходов на социальную политику не сильно повлияет на реальные доходы населения, полагают экономисты. А вот доля социальных выплат в структуре этих доходов вырастет. 

Социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты) традиционно составляют 20-23% денежных доходов населения, – рассказал Михаил Ершов, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов, д.э.н.. – Согласно проекту бюджета, социальные расходы в 2023 году вырастут на 13,8% к 2022 году, что соответствует средней прогнозной инфляции за 2022 год (13,9%). Поэтому в реальном выражении социальные расходы фактически не вырастут. Однако в общей структуре денежных доходов населения их доля возрастет, поскольку остальные статьи денежных доходов вырастут меньше. Так, фонд заработной платы работников организаций по прогнозу МЭР вырастет на 9,2%, динамика доходов от предпринимательской деятельности, скорее всего будет еще ниже. В этом плане, социальные выплаты, очевидно, поддержат доходы населения в 2023 году. В общей структуре социальных расходов чуть больше 50% составляют расходы на пенсионное обеспечение. 

Эксперт также обратил внимание, что социальные расходы бюджета – это не только выплаты населению в денежной форме, но и решение жилищного вопроса граждан, оказание иных видов социальных услуг.

– Ожидать существенного улучшения условий жизни населения можно в том случае, если Банк России в координации с Министерством финансов не допустит резкого роста инфляции в условиях нарастания геополитических рисков, – указала Марина Абрамова, руководитель департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета при правительстве РФ. – Реальные доходы населения как раз и считаются как номинальные расходы, скорректированные на уровень инфляции. Рост бюджетных расходов на социальные нужды, конечно, коррелирует с показателями качества жизни, но при условии, отмеченном выше.