Сергей Рябухин: единый социальный стандарт должен стать якорем

0

В прошлом году председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко предложила внедрить в России единый социальный стандарт жизни россиян. Такой стандарт мог бы обеспечить устойчивое развитие регионов страны. Сегодня мы поговорим о том, как может быть реализована эта идея. Параметры единого стандарта сейчас обсуждаются. На что будет иметь право каждый из нас, если стандарт будет введен, обсудили первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, вице-президент ВЭО России Сергей Рябухин и президент ВЭО России Сергей Бодрунов.

По материалам программы «Дом Э», телеканал «Общественное телевидение России», 10 апреля 2021 года

Рябухин: В чём суть идеи Валентины Ивановны Матвиенко… Где бы вы ни проживали, в Твери, Ханты-Мансийске, Москве, Санкт-Петербурге, Ингушетии, у вас должны быть равные возможности, равный доступ к конституционным нормам по здравоохранению, образованию, доступу к инфраструктуре… Для этого потребуется глобальное перераспределение ресурсов, чтобы их было достаточно в каждом субъекте Российской Федерации для реализации этих конституционных полномочий. Как реализовать эту идею? Мы тогда предложили в первую очередь разработать и постановлением Правительства России утвердить публичные расходные обязательства на муниципальном уровне по образованию, здравоохранению, транспорту, социальному обеспечению, социальным преференциям, льготам и так далее. Потому что есть мандат обязательств, которые относятся к компетенциям муниципального уровня, и есть обязательства, которые относятся к мандату федерального бюджета. Нужно было их «провязать».

Когда мы приступили к этой работе, то поняли, что прежде всего нужно сделать инвентаризацию публичных обязательств, и подключили Минюст. Оказалось, что провязать нужно около 3,5 тысяч нормативно-правовых документов и законов. Сама по себе идея красивая, но, когда мы приступили к ее реализации, то поняли, что предстоит большая и кропотливая работа. Для того чтобы запустить постановление Правительства с реестром бюджетных обязательств и расходов, надо получить от Минюста соглашение. Мы занимались этим полтора года, сейчас эта работа завершена. Оставалось только убедить Министерство финансов, Министерство экономического развития и Правительство России в том, что на основе этих нормативов следует создать реестр, который должен стать отправной точкой формирования бюджетов: муниципального, регионального и федерального. Надо понимать, что одномоментно перевести на модельный бюджет все расходные бюджетные обязательства мы не сможем. Поясню, мы рассчитываем некий модельный бюджет, что необходимо сделать по доходам и расходам каждого субъекта РФ, чтобы на его основании субсидировать регионы, дать им возможность выполнить социальные нормативы, которые легли в основу стандартов. Мы поставили задачу, сначала перевести на модельный бюджет 15% расходных обязательств, затем – 30%, потом – 40%, а впоследствии весь реестр будет исполняться по тем модельным бюджетам, которые Правительство России утвердит по согласованию трёхсторонней комиссии, в которую входят и Государственная дума, Совет Федерации, и Правительство России. В упрощённом варианте дорожная карта выглядит приблизительно так.

Бодрунов: Я поражаюсь объёму работы, который необходим для того, чтобы, казалось бы, такую понятную вещь внедрить. На самом деле, учитывая законодательство регионов, законодательство Российской Федерации, разнонаправленность многих компонентов этой работы, совместить все это – конечно, дорогого стоит. Кроме того, я знаю, что и другие ведомства вносят свои идеи и предложения. Так, по итогам анализа социально-экономического положения российских регионов в Счётной палате был разработан комплекс предложений, который поможет реализовать идею социального стандарта.

Рябухин: Главным условием реализации единого социального стандарта на федеральном и на региональном уровнях является, и, кстати, это консолидированная позиция Совета Федерации и Счётной палаты, устойчивое экономическое развитие страны. Надо отметить, что санкционные ограничения, которые применяются по отношению к России с 2014 года, создали определённые риски для воплощения идеи единого стандарта в жизнь. Затем – пандемия и связанные с ней ограничения привели к тому, что российская экономика снизилась на 3,1%.

Комплекс мер поддержки населения и бизнеса был в основном профинансирован из Фонда национального благосостояния. Конечно, он сократился, тем не менее, если брать ликвидную часть, то ФНБ составляет приблизительно 8,5 триллиона. Несмотря на все ограничения и трудности, у нас серьезный запас прочности. Уровень государственного долга России ниже, чем в европейских странах или в США, где совокупный долг превышает доходы. У нас уровень долга ниже 40% – это важный фактор устойчивости. Тем не менее модельный бюджет мы исполняем на 30% от того, что необходимо. За следующие 5-6 лет нам нужно полностью перейти на модельный бюджет, а это гарантия того, что мы достигнем поставленной задачи – перейдем на стандарт благополучия.

Успешность реализации социальных стандартов зависит от того, насколько развита экономика, насколько высок региональный налоговый потенциал. И здесь уместно вспомнить те колоссальные наработки начала прошлого века, которые были осуществлены в Институте Вернадского.

Бодрунов: Один из первых, серьёзных шагов для преодоления дифференциации экономического развития регионов…

Рябухин: Абсолютно верно. Все больше ученых полагают, что нам следует вернуться к этому опыту. Многие не знают, что клиентом Института Вернадского по размещению производительных и производственных сил был губернатор штата Аляски. Была разработана успешная программа комплексного развития Аляски. Время было сложное, отношения между нашими странами напряженные…

Бодрунов: Тем не менее лучшее в нашем опыте они брали…

Рябухин: То есть даже американцы, суперрыночная страна, понимали, что должна быть стратегия развития каждого штата. А мы в 90-х годах предались розовой мечте, что рынок сам всё расставит по местам.

Даже школьнику понятно, что так нельзя. Нужно создавать благоприятные условия, налоговые преференции, режим особой экономической зоны, чтобы в депрессионный регион пришли инвесторы, создавались рабочие места, формировался экономический и налоговый потенциал. Вот тогда будет выравнивание. Президент России поставил задачу по социальным стандартам. Выполнить ее без больших переливаний и встречного финансирования можно только тогда, когда мы выровняем экономический и налоговый потенциал российских регионов. Вот этим нужно сейчас заняться.

Бодрунов: Не так давно Правительство России озаботилось пространственным развитием страны, активно обсуждается соответствующая стратегия. Мне кажется, что единый социальный стандарт мог бы стать критериальной базой для того, чтобы понять, что делать – куда размещать производство, где прокладывать дороги, строить научные центры, создавать центры притяжения с учётом кадрового, природного и ресурсного потенциалов. Плюс на этой основе постепенно переходить от дотационного финансирования на самофинансирование регионов. А критерием сделать достижение социального стандарта населения. Поощрять регионы, которые  подтягиваются к этому стандарту.

Рябухин: Очень правильное рассуждение. В наш Комитет по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации влились два известных в прошлом губернатора, которые руководили регионами по 20 лет. Это Анатолий Дмитриевич Артамонов и Евгений Степанович Савченко. Я спрашивал у этих уважаемых людей, какие должны быть показатели эффективности деятельности губернатора? Анатолий Дмитриевич полагает, что это продолжительность и качество жизни населения с точки зрения доступности жилья, образования и медицинских услуг. Евгений Степанович отметил рост численности населения региона: люди сами определяют, где им комфортно жить. Если в регионе численность жителей сокращается, значит, надо бить тревогу, разбираться, почему там неблагополучно? Это говорят люди, которые имеют большой производственный, жизненный, управленческий опыт. Я думаю, что стандарты благополучия должны базироваться на этих простых вещах – где людям удобно жить, где доступная медицинская помощь. Вы посмотрите, что Евгений Степанович Савченко сделал. Он разбил свою территорию на 350 условных медицинских участков, на каждый – по семейному доктору. Выделил средства в региональном бюджете на жилье докторам, подъёмные дал. У него происходит ежегодная диспансеризация всего населения. Там бьют не по хвостам, когда человек уже заболел онкологией, туберкулёзом или ещё чем-то. Они делают акцент на превентивную медицину. Построить много онкологических, реабилитационных центров – это хорошо. Но разве это показатель? Чем меньше заболело людей – вот это показатель… Вопрос не в финансовом заливании проблемы, а в эффективности расходования бюджетных средств. А у нас сейчас один из критериев успешности работы губернатора связан с тем, сколько он построил онкологических, перинатальных, туберкулёзных центров. Я извиняюсь, что отвлёкся, отвечая на ваш вопрос, из каких факторов складывается успешность социального стандарта… Нужен разумный подход, на что и в каких объёмах тратить средства. А средств у нас достаточно.

Бодрунов: Сергей Николаевич, как изменится жизнь россиян после введения единого социального стандарта?

Рябухин: Я уверен, что цель достижима. С точки зрения законодательного обеспечения, мы можем сделать это быстро. Главное, чтобы были политическая воля и желание Правительства России. Как изменится жизнь россиян? Не будет перетока населения из одного депрессивного, высокодотационного региона в другой. Россия станет пространством равных возможностей. Об этом мечтал Вернадский и многие другие мыслители. Неслучайно президент инициировал дальневосточный гектар, чтобы люди не уезжали оттуда.  И это не только на Дальнем Востоке надо делать, но и в центральных, чернозёмных районах России. Если создавать условия равных возможностей, люди не будут стремиться уехать на Дальний Восток или сбежать с Дальнего Востока. Где родился, там и пригодился. Единый социальный стандарт, как Валентина Ивановна говорит, стандарт благополучия, должен быть, в хорошем смысле, якорем. Он должен создать условия, чтобы человек заякорился. Я считаю, это большое дело.

Бодрунов: Тем более, такая задача поставлена Конституцией России. Спасибо большое, Сергей Николаевич, мне кажется, после нашего разговора стало очевидно, что единый социальный стандарт необходим – это тот минимум благ, возможностей, которые должны быть гарантированы россиянам в любой точке страны, где бы человек ни жил, где бы ни трудился.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here