Экономический диктант становится популярнее

0

В октябре россияне написали третий Всероссийский экономический диктант, организованный Вольным экономическим обществом России и Международным Союзом экономистов при участии Финансового университета при Правительстве РФ и ведущих вузов России, администраций субъектов Российской Федерации, институтов Российской академии наук. Акция прошла в 85 субъектах РФ на 1516 региональных площадках, а также на 11 зарубежных площадках в Таджикистане, Молдавии, Монголии и Республике Беларусь. В этом году экономическую грамотность проверили почти 110 тысяч человек.

Кто из российских правителей впервые эмитировал бумажные деньги? Кто написал трактат «О скудости и богатстве»? Кто получает доход от акцизов? Что такое ключевая ставка ЦБ РФ? В этом году вопросы были легче, чем в Диктантах прошлых лет – делятся впечатлениями участники акции.

«Я пишу диктант в третий раз, – рассказала Виктория Каплина, студентка третьего курса Финансового университета, – мне понравились вопросы, они были несложные, на общую эрудицию: все-таки цель акции –  не выставить оценку, а заинтересовать предметом – чем занимается экономика, какие проблемы изучает?»

«Мы проводим Диктант третий год подряд – накапливаем опыт, задания первого Диктанта включали много вопросов, ответить на которые без специальных экономических знаний было нелегко, – рассказал Дмитрий Сорокин, вице-президент ВЭО России, научный руководитель Финансового университета, возглавляющий Методическую комиссию, которая занималась разработкой заданий Диктанта, – сейчас написать Диктант может любой человек, окончивший как минимум среднюю школу».

Тем не менее в акции принимали участие не только молодые люди, но и профессора. «Я всегда участвую в этой акции, – рассказала профессор кафедры Финансового университета «Экономика организации» Лариса Чалдаева, – Некоторые вопросы заставляют меня задуматься — нельзя же быть всезнайкой во всем».

В этом году в заданиях Диктанта впервые появились вопросы из истории Вольного экономического общества России – первого института гражданского общества страны. «Мы посчитали важным также включить вопросы, имеющие отношение к актуальной экономической повестке. Дело в том, что по данным служба специальной связи и информации Федеральной Службы Охраны РФ, около трети россиян (31,7%) ничего не знают о реализации в России национальных проектов, остальные две трети знают или «что-то слышали»,  – рассказал президент ВЭО России Сергей Бодрунов.

Были и вопросы на финансовую «осторожность» – от мошенников никто не застрахован. Статистика удручает – по данным Банка России, в 2017 году с банковских карт россиян было несанкционированно снято 961,3 миллиона рублей, и как сообщала в октябре газета «Коммерсант», в российском банковском секторе произошла самая крупная в истории утечка – данные 60 миллионов кредитных карт клиентов Сбербанка оказались на черном рынке.

«Наличие определенного уровня экономических знаний – одно из важнейших условий личной защищенности, – отмечает Дмитрий Сорокин, – миссию акции можно сформулировать так: «Экономический диктант: проверяем себя на прочность».

Поскольку уровень экономической грамотности во многом определяет качество нашей жизни, главная цель Диктанта – просветительская. Задача акции – пробудить интерес к экономической науке, показать, что экономика – не абстрактная наука, эти знания необходимы для принятия ежедневных решений, помогают ориентироваться в реальных ситуациях и избежать многих ошибок, за которые приходится в прямом смысле дорого платить.

Тем более что ситуация с экономической грамотностью населения в России оставляет желать лучшего. Согласно результатам исследования «Высшей школы экономики», каждый второй россиянин считает свой уровень экономической грамотности неудовлетворительным, всего 12% ведут письменный учет доходов и расходов, две трети российских семей — 65% — не имеют никаких сбережений, россияне продолжают терять деньги в финансовых пирамидах и обращаются в микро финансовые организации под большие проценты.

Нельзя сказать, что в стране высок интерес населения и к инвестиционным услугам. Олег Смолин, член Президиума ВЭО России, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы ФС РФ, говоря о частных инвестициях в России, отметил, что у нас, в отличие от Европы или Америки,  биржевые игроки – это  всего 1% населения, потому что люди плохо понимают, как и во что инвестировать – нужно повышать  их экономическую грамотность, и такие акции как Диктант вносят свой вклад в это дело.

В этом году количество участников акции побило рекорды прошлых лет. Экономическую грамотность проверили почти 110 тысяч человек. Диктант писали, можно сказать, на стратегических рубежах страны. Акция проходила в том числе на самом южном острове Курильской гряды Кунашир, который находится в 16 км от Японии, а также в селе Уэлен – самом восточном обжитом населенном пункте России и Евразии, всего в 84 километрах от земель США.

Некоторые из площадок организовали диктант всего для нескольких участников, например, малокомплектные школы в таких сельских населенных пунктах, как село Хатырка на побережье Берингова моря, село Нешкан в Чукотском автономном округе, село Молодежное в Сахалинской области.

Лучшие региональные площадки в этом году будут отмечены «знаками отличия». Из 1516 площадок акции в шорт-лист самых активных, креативных и вовлеченных вошли 119, а 4 лучших из лучших будут награждены 11 ноября в рамках Всероссийского экономического собрания, посвященного профессиональному празднику «День экономиста».

Диктант по традиции проходил в форме теста в двух вариантах – для школьников и всех остальных. Максимальное количество баллов, которое можно получить, правильно ответив на все вопросы, – 100. Участники Диктанта, набравшие более 95 баллов, вошли в число «Отличников Диктанта» и будут приглашены принять участие в финале всероссийского проекта «Фестиваль экономической науки». Остальные получат сертификат участника Всероссийского экономического диктанта.

Что касается результатов Диктанта, они будут обработаны, а по итогам сформулированы практические рекомендации: на что стоит обратить внимание и какие аспекты следует учесть составителям школьных и вузовских программ по экономике. Например, анализ результатов диктанта в 2018 году показал, что у студентов больше всего сложностей вызывали вопросы, связанные с макроэкономической статистикой, экономической историей и отдельными аспектами, касающимися использования финансовых инструментов в современной жизни. У школьников затруднения вызвали вопросы в отношении основ и принципов инвестирования.

География Диктанта расширяется

Если первый Диктант в 2017 году проходил на 637 площадках в 80 регионах страны, то в 2018 году акция проводилась уже на 1294 площадках в 83 субъектах РФ, а также за рубежом – в Таджикистане, Молдавии и Монголии. В прошлогодней акции приняло участие 98 538 человек, что почти в два раза превысило количество участников 2017 года. В 2019 Диктант писали на 1516 площадках во всех 85 субъектах РФ и на 11 зарубежных площадках – в Таджикистане, Молдавии и Монголии и Республике Беларусь.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here