Руслан Гринберг: «Не может быть свободы без справедливости, не может быть справедливости без свободы»

0

Руслан Семенович Гринберг,

вице-президент ВЭО России, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор

Одна из самых серьёзных проблем нашей страны, нашего народа, нашей ментальности – это шараханье из стороны в сторону, когда маятник очень редко останавливается в равновесном состоянии. Наши деды в семнадцатом году прошлого века выбрали справедливость. Россия была беременна справедливостью, и она её получила, но пожертвовала свободой. И что получилось из этого? Из этого получился конец советской власти. Мы жили с мифом командной экономики, и, ясное дело, что крах был очевиден. Почему очевиден? Потому что было ясно, что командная экономика – это господство коллективизма над индивидуализмом, когда думалось, что раз мы строим новый мир, то общее, общественное – важнее личного. Это было неправильно, потому что человек всё-таки хочет жить для себя прежде всего, и здесь нет ничего плохого, он эгоист. Другое дело – мера эгоизма – вот это очень важно.

В 1991 году мы выбрали свободу. Мы хотели свободы – и мы её получили, но пожертвовали какой-никакой справедливостью. И вот это чёрно-белое восприятие мира постоянно нас преследует и является, в моём представлении, причиной наших неудач в экономическом развитии. Те страны и нации, которые имеют более или менее состоятельную жизнь и находятся более или менее в равновесии, это равновесие понимают так, что не может быть свободы без справедливости, не может быть справедливости без свободы. Если вы жертвуете тем или другим, вы теряете и то, и другое сразу.

Это очень важно иметь в виду, потому что никогда не бывает чёрно-белого ответа. Если вы выбрали рыночную экономику, то вы должны иметь в виду, что рынок сам по себе – это индивидуализм, но если вы отбросили социальное прилагательное, то вы получаете общество асоциальное и плутократическое, которое мы имеем сегодня. Так что моё пожелание очень простое: надо видеть мир не в чёрно-белых красках. И государственники имеют очень много правильного в своих суждениях, и рыночники имеют очень много правильного в своих суждениях – тут важна проблема нахождения баланса.

Ещё один наш порок на учёном языке называется «онтологизация теоретических схем», а на простом языке это означает внедрение самой лучшей на тот момент научной теории в жизнь независимо от того, хотят этого люди или не хотят. Большевики внедрили командную экономику независимо от того, хотели люди или нет, а в девяносто первом году Ельцин и его команда внедряли миф о том, что надо думать о себе, только себе, а всё остальное как-нибудь приладится. Отсюда возникает, естественно, проблема.

Вторая особенность, это для молодых очень важно понять, – это, конечно же, нетерпение. Скорость перемен важнее, чем сами перемены. Это опять же то, что мы наблюдали с девяносто первого года.

И конечно же, ещё нам надо подумать о том, как нам быть с нашим чёрно-белым отношением к Западу. У нас есть только одна краска: или любовь, или ненависть. Больше ничего не существует. Отсюда комплекс неполноценности и мания величия в одном флаконе. Это очень деформирует наше представление об остальном мире, в котором мы все живём. Бернард Шоу как-то говорил, и мне очень нравится его изречение, что когда случился научно-технический прорыв, мы научились летать как птицы, мы научились плавать как рыбы, дело за малым – научиться жить как люди.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here