Сергей Бодрунов,
президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор
Статья опубликована в номере 7 журнала «Вопросы философии» за 2022 год. (Бодрунов С.Д. От экономических интересов – к нооценностям // Вопросы философии. 2022. № 7. С. 15–26.)
Новые технологии и новые ценности
Технологии дают в руки человека лишь более широкие возможности. А вот как человек воспользуется этими возможностями – зависит от сложившихся в обществе ценностных установок. Те ценностные установки, которые преобладают в настоящее время, могут обратить новые технологические возможности лишь на дальнейшее наращивание объема потребляемых благ и превращение растущего свободного времени во время бездумного, расточительного, духовно опустошающего потребления. Могут ли эти ценностные установки измениться?
Да, и предпосылки для такого изменения также заложены в новых технологических возможностях, ведущих к расширению спектра занятости в сферах, где растет удельный вес креативной деятельности.
Участие в процессе познания, включение в творческую деятельность ведут к формированию соответствующих мотиваций и ценностных установок, среди которых наращивание объема потребления не стоит на первых местах. Однако новые ценности не формируются автоматически, да и человечеству еще очень далеко до того, чтобы обеспечить творческими функциями весь контингент занятых. Ноономика для своего становления нуждается в усвоении людьми нооценностей. Поэтому необходима трансформация духовной сферы и вообще всей сферы человеческой культуры, которая будет ориентирована на рациональное отношение людей к своим потребностям и к природной среде, которая будет ориентировать производственную деятельность не на безграничный рост, а на развитие человека. Критерием нормального уровня потребления будет не объем потребляемых благ, а уровень удовлетворения конкретных разумных потребностей.
Но как перейти к разумному потреблению, к ноопотреблению? Ни определяемые извне ограничения, ни проповедь аскетизма не являются решением проблемы. Это решение может быть обеспечено только усвоением внутренних культурных критериев. Именно на основе этих культурных критериев происходит самоопределение человека как человека разумного. Если человек определяет себя таким образом, то тем самым он отделяет себя от человека неразумного и ставит границы собственному потреблению по критериям разума. Именно поэтому культурное развитие человека является нисколько не менее важным, чем научный и технический прогресс.
Нооценности предполагают не только разумное отношение человека к своим потребностям и бережный подход к природной среде. Они предполагают изменение характера отношений между людьми по направлению снятия социальной конфликтности. Поэтому существенную роль в движении по направлению к ноономике играет идейная среда, ориентированная не на борьбу интересов, а на солидарные действия для их обеспечения. В этом смысле стоит присмотреться к идеологии солидаризма.
Разумеется, в общественных системах, в которых рознь интересов, разворачивающаяся вокруг борьбы за экономические ресурсы, глубоко укоренена в их социально-экономических основаниях, ценности солидарности и сотрудничества, основанных на взаимном уважении, не могут завоевать себе преобладающие позиции. Но по мере преодоления тех корней социальных конфликтов, которые лежат в экономическом обществе, ориентирующемся на ценности экономической рациональности, и постепенного перехода к неэкономическим критериям производства стремление к солидарным действиям в общих интересах и в интересах каждого человека будет все шире прокладывать себе дорогу и все более широкое принятие ценностей сотрудничества будет ставить преграду конфликтам.
Путь к утверждению нооценностей
Предпосылки для такой идейной ориентации могут начать складываться уже сейчас. Как уже отмечалось мною ранее [Бодрунов 2021], человек как общественное существо не является только слепком с общественных норм и стереотипов. Человек в своем становлении социализируется под воздействием социальной среды, но одновременно он сам воздействует на эту социальную среду, постепенно меняя принятые социальные нормы и укоренившиеся ценности. Подчеркну еще раз: новые технологии и новые возможности производства сами по себе не осуществляют переворот в общественном и индивидуальном сознании человека, не создают автоматически новые нравственные ценности, хотя и формируют необходимые предпосылки для них. Поэтому без активной позиции людей в сфере развития и распространения культуры, в духовно-нравственной сфере, без борьбы за преобразование принятых в обществе ценностей в направлении нооценностей мы рискуем провалиться в разрыв между новыми возможностями, создаваемыми технологиями, и неразумным использованием этих возможностей.
Разумеется, это потребует и соответствующей «адаптации» общества к этим новым ценностям, постепенной трансформации его социальных институтов и принятия соответствующих социальных норм, необходимых для создания благоприятных возможностей по формированию «человека культурного». Это позволит реализовать истинные ценностные параметры человеческого бытия, подлинно человеческое отношение людей друг к другу и к природе. Здесь неслучайно использовано прилагательное «истинные». Это – не просто оборот речи, призванный подчеркнуть то значение, которое автор придает тем ценностям, на важности которых он настаивает. Нет, речь идет об истине именно в философском смысле слова и тем самым о ценностях, отвечающих философскому критерию истины. Речь не идет при этом о неких универсальных, неизменных, вневременных истинных ценностях. «Если истина абстрактна, то она – не истина» [Гегель 1993, 88]. Нет, общественные ценности являются истинными тогда, когда они соответствуют духу и истине своего времени. Но не той его части, которая обращена в прошлое и цепляется за это прошлое в тщетном и одновременно пагубном стремлении предотвратить развитие.
Истинные ценности, ведущие нас в будущее, соответствуют той истине, которая рождается из общественного развития, из необходимого исторического движения вперед. В словах Христа, переданных нам евангелистом Иоанном, Иисус как раз символизирует объединение понятия истины с понятиями жизни и развития. Истина тем самым предстает и живой, и развивающейся: «Я есмь путь и истина, и жизнь» [Ин. 14:6]. Истинные ценности рождаются из необходимости и возможности сохранить и утвердить в человеке прежде всего его человеческую сторону. Это те ценности, которые не дают человеку встать на путь самоуничтожения – посредством ли взаимного истребления с помощью оружия массового поражения, посредством ли разрушения природной среды нашего обитания или же посредством такого вмешательства в нашу собственную природу, которое разрушит в нас человеческое. Речь идет не только о физическом или биологическом вмешательстве, но и о вмешательстве духовном – от манипулирования сознанием до подмены ценностей человеческой культуры отказом от всяких ценностей, от критериев разума и культуры (что фактически делает экономический интерес единственным мерилом всяких ценностей). Поэтому столь важна для нас борьба за истинные ценности, то есть за те ценности, которые выводят нас на путь возвышения человеческой личности – через развитие разума, через познание, через культуру, через гармонизацию взаимных отношений.
Снова и снова настаиваю на том, что эти нооценности не могут быть утверждены путем проповеди. Они вырастают из потребностей, рождаемых развитием объективных условий человеческой жизни. Но вырастают не как сорняк, а как культурное растение, взращиваемое нашими осознанными в своей безусловной необходимости усилиями, прикладываемыми в том числе и к самому себе, через осознание нашей ответственности перед миром. Только усвоив эти ценности, мы сможем выбраться из тупика противоречий, в который углубляется наша цивилизация. Только на этом пути можно уйти от преобладания в человеке его атавистических, «звериных», «зоо»- черт и прийти к торжеству сущности подлинно человеческой. Именно в этом состоит суть движения от «зоо» к «ноо».