Михаил Шмаков: «Принятие поправок в Конституцию приведет к экономическому росту»

Михаил Шмаков,

член рабочей группы по подготовке изменений в Конституцию РФ, председатель Федерации независимых профсоюзов России, профессор

Остановлюсь на «социальных» поправках в Конституцию. Было предложено дополнить 75-ю статью двумя частями, 5-й и 6-й, которые значительно доработаны рабочей группой по внесению поправок в Конституцию.

В части 5-й президент предлагал, что в Российской Федерации должен гарантироваться минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения с индексацией социальных пособий и социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом. В ходе обсуждения эта статья претерпела существенные изменения, но то, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума уже внесено в поправки к Конституции. Мы от имени профсоюзов предлагали внести регулярную индексацию заработной платы, к сожалению, после обсуждения это не было принято.

Что касается экономического эффекта, эта поправка запустит действенный механизм, который повлечет за собой увеличение заработной платы, что приведёт к увеличению платёжеспособного спроса и к росту экономики.

В части 6-й говорится о системе пенсионного обеспечения граждан на основе принципа всеобщности, справедливости, солидарности поколений, и гарантируется поддержание её эффективного функционирования и регулярной индексации размера пенсии в порядке, установленном федеральным законом, и это дополнено положением о регулярной индексации не реже одного раза в год.

Индексация пенсии, собственно, и рост пенсии – тоже хороший посыл в Конституции, для того чтобы все идеи по модернизации пенсионной системы учитывали данные положения. Потому что сегодня идеи, которые роятся в финансово-экономическом блоке правительства, направлены скорее на свёртывание страховых принципов пенсионных систем и на расширение патерналистских систем, систем оказания социальной помощи и поддержки, а не на развитие страховой пенсионной системы.

Идеи, связанные с накопительной пенсией, в своё время продвигались Всемирным банком. Но в последние 5-7 лет это прекратилось, потому что накопительные системы показали свою, мягко говоря, неэффективность, потому что на этапе, когда идёт сбор средств и нет выплат, это, конечно, показывает серьёзный рост так называемых «длинных» денег. А как только начинаются выплаты, оказывается, что выполнить обязательства перед гражданами не представляется возможным. Поэтому все те принципы, которые сегодня закладываются в 75 статью Конституции, мы поддерживаем.

И последнее, о чём я хочу сказать – это дополнение в 114-ю статью Конституции, которое было внесено председателем Торгово-промышленной палаты и говорит о том, что правительство обеспечивает реализацию принципов социального партнёрства в сфере регулирования трудовых отношений. Это позволит развивать систему социального партнёрства, и я должен сказать, что на сегодняшний день российская система лучшая в мире. Она была создана в начале 1990-х годов, 27 лет назад, Российской трёхсторонней комиссией. Сегодня такие трёхсторонние комиссии созданы и работают в каждом регионе Российской Федерации. Более того, сегодня, когда расширяются права муниципалитетов, в них создаются такие же трёхсторонние комиссии и многие социально-трудовые вопросы решаются на местах. Это эффективно и подтверждает принципы социального государства, которые прописаны в 7-й статье Конституции. Россия является социальным государством, и это не должно подвергаться сомнению.

По материалам двадцать пятой экспертной сессии Координационного клуба Вольного экономического общества России на тему: «Поправки в Конституцию РФ: оценка экономического эффекта».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь